Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, воспитанников и их родителей безопасному поведению в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия.
Основная задача в работе ДОУ — охрана жизни и здоровья детей, ставит дошкольное учреждение перед необходимостью систематизации работы по таким направлениям, как предвидеть, научить, уберечь.
Идея, лежащая в основе разработанного подхода к формированию у детей навыков безопасного поведения, заключается в том, что эффективность полученных знаний, умений и навыков можно повысить посредством интеграции в ходе реализации проектного метода.
Проектный метод формирования у детей навыков личной безопасности способствует развитию собственной познавательной активности, творческих способностей, мышления, воображения, фантазии, коммуникативных навыков; стимулирует развитие самостоятельности и ответственности; воспитывает навыки адекватного поведения в различных неординарных ситуациях.
Основная цель — формирование у детей старшего дошкольного возраста правил поведения, умения адекватно действовать в чрезвычайных ситуациях.
Основной метод — проектный с использованием интеграции как один из путей достижения качества образования, его обновления, эффективности развития личности ребенка, сохранения здоровья и свободного пространства детства.
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
—обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
—развитие познавательных способностей;
—творческих способностей;
— творческого воображения;
— творческого мышления;
— коммуникативных навыков.
С учетом опыта работы со старшими дошкольниками, а также с учетом интересов сегодняшнего дня был разработан проект: “Юный пешеход”
В проекте определены цели, задачи, формы работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию навыков личной безопасности с учетом возрастных и психологических особенностей детей, бытовых условий, среды проживания.
Работа по воспитанию навыков безопасного поведения у детей начинается с выявления уровня их знаний и интересов, коммуникативности, степени сформированности практических умений и навыков. Эта работа проводилась в форме бесед, различных видов игровой деятельности, разбора проблемных ситуаций. Был разработан опросник для определения уровня знаний . Результаты опроса позволили определить дальнейшие цели и пути работы по данному направлению.
Реализация проектов строится на следующих принципах: системности; сезонности; учета местности; учета возрастных особенностей; интеграции; координации деятельности педагогов; преемственности взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семье.
Проект “ Юный пешеход!”
Вид проекта: досугово – познавательный.
Цель проекта: создание условий для усвоения и закрепления знаний детей и их родителей о правилах дорожного движения.
Задачи:
Предполагаемый результат:
Сроки реализации проекта: учебный год
Участники: дети подготовительной группы, родители, воспитатели.
Актуальность.
Проект посвящен актуальной проблеме – воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города. Актуальность проекта связана еще и с тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что – то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями, в частности на улицах. Формирование у детей навыков осознанного поведения на улицах города реализуется через активную деятельность всех участников проекта. Работа над проектом проводится в несколько этапов.
Мероприятия по взаимодействию с родителями
Родительское собрание “Безопасность на улицах города”
Консультация для родителей “Учимся, играя”
Участие родителей в изготовлении атрибутов к сюжетно- ролевым играм.
День открытых дверей “Как мы учим детей правилам дорожного движения”
Анкетирование родителей
Информационный стенд для родителей “Ребенок в безопасной среде”
Цель: Систематизировать знания педагогов о правилах дорожного движения, развивать практические умения при применении этих правил, создавать условия для взаимодействия с социумом по предупреждению дорожно – транспортного травматизма среди воспитанников ДОУ
План проведения педсовета:
Жюри оценивает все конкурсы по 5 – бальной системе.
Каждой команде дается по 10 знаков. Их нужно назвать.
Членам каждой команды быстро задаются вопросы по правилам дорожного движения. На них нужно быстро дать ответ. Учитывается время, за которое команда ответит на вопросы. Выигрывает та команда, которая за меньшее время ответила на большее число вопросов.
Вопросы для 1 команды
Вопросы для 2 команды
Под землей грохочет город.
А дома с народом тут, Вдоль по улицам бегут. (метро)
Одной команде предлагается придумать рекомендации по ППД для пешеходов, другой – для родителей, помогающий формировать у ребенка дисциплинированное поведение на улице.
Памятка юному пешеходу
Памятка родителям
Командам даются слова, а им надо подобрать к этим словам свои определения.
Автомобиль – транспортное средство на колесном ходу с собственным двигателем для перевозки грузов по безрельсовым путям.
Велосипед – двух- или трехколесная машина для езды, приводимая в движение педалями.
Дорога – путь сообщения, полоса земли, предназначенная для передвижения.
Движение – езда, ходьба в разных направлениях.
Транспорт – движущиеся перевозочные средства специального назначения.
Пешеход – человек, идущий пешком.
Автостоп – вид спорта, путешествие на попутных машинах.
Автобус – многоместный автомобиль для перевозки пассажиров.
Гонка – быстрое движение, езда.
Инспектор – должностное лицо, занятое инспектированием.
Инспектировать – проверять правильность чьих – то действий.
Жезл – короткая палка, которой регулировщик движения дает указания транспорту, пешеходам (толковый словарь русского языка)
1. Перед играющими лежат рисунки мяча, гончарного круга, деревянного диска и бревна. Что из этих предметов послужило прообразом колеса? (Бревно)
2. Как вы думаете, из какого материала изготовлялись первые колеса, и на каком виде транспорта?
(На повозках – из дерева, из обожженной глины и бронзы.)
Какой знак может быть обозначен такими словами:
Сядешь и просто нажимаешь на педаль”(пересечение с велосипедной дорожкой)