Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание математики

Использование компьютерных технологий при организации учебного процесса на уроках алгебры в 9-х классах

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 250

Колесникова Юлия Эдуардовна

В настоящее время происходит увеличение умственной нагрузки школьников на уроках математики. Это в свою очередь заставило задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету и их активность на протяжении всего урока. Огромную помощь в решении этого вопроса может оказать использование компьютерных технологий, которые позволяют не только создать информационную обстановку, стимулирующую интерес к работе (усиливается стремление добиться успеха), но и в определённой мере решить проблему "слабых учащихся", а также способствуют формированию способностей применять на практике полученные знания.

Опрос учащихся девятых классов школ города показал, что наибольшие затруднения они испытывают при изучении раздела "Квадратичная функция и её график". При анализе компьютерных программ было отмечено, что их содержание не соответствует требованиям к знаниям, умениям, навыкам учащихся. Отведённое программой количество учебных часов (7) не позволяет в полной мере раскрывать возможности данного раздела.

Поэтому, мы поставили перед собой цель разработать и обосновать электронное образовательное средство по алгебре для 9 класса, раздела “Квадратичная функция и её график”

Для реализации данной цели были решены следующие задачи:

1. Анализ научно-методической литературы по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовании и действующие учебники по алгебре;

2. Выявление возможностей использования компьютерных технологий при изучении преобразований графиков функций;

3. Соотношение содержания материала с образовательной задачей и возможностями автоматизации;

4. Обоснование использования информационно-коммуникационных технологий в

учебном процессе.

Таким образом, нами было разработано электронное образовательное средство. Оно состоит из мультимедийных презентации и проектов, созданных в программе Visual Вasic.

По мнению психологов Дубровиной Ирины Владимировны и Талызиной Нины Фёдоровны, нетрадиционное представление информации вызывает познавательный интерес учащихся. Поэтому мультимедийные презентации мы используем на этапе восприятия, урока ознакомления с новым материалом. Этот электронный материал передачи учебной информации раскрывает основные понятия темы, показывает как строить графики функций и преобразовывать их. Причём излагая материал по теме “График функции у=ах +n и у=а(х-m)” мы демонстрируем иной способ получения графика данной функции (перемещение не точек графика, а координатных осей), т.е. предлагается второй способ получения данного результата. В завершении изучаемого материала подводится итог. Использованные эффекты делают теоретический материал более наглядным и лёгким для понимания.

Данное электронное образовательное средство можно использовать как фронтально на уроке, так и при индивидуальной, самостоятельной работе учащихся во внеурочное время.

С целью освоения умений преобразовывать графики функций предлагается использовать упражнения-тренажёры. Сначала учащиеся знакомятся с подробным инструктажем, где оговаривается, что при неправильном ответе им будет предложена подсказка, воспользовавшись которой они смогут продолжить выполнение упражнений.

Данное задание рассчитано как на "сильных", так и на "слабых" учащихся, то есть если ответ верный, то подсказка не появляется, поэтому упражнения выполняются быстрее. Оценивание учащихся не предполагается.

После изучения каждой темы обучающимся предлагаем выполнить тест, который позволит подготовиться к итоговому контролю. Промежуточное тестирование состоит из 10 вопросов. Если ученик отвечает верно, то появляется окошко "Результат" с похвалой.

Это создаёт ситуацию успеха у обучаемых. Если они отвечают неверно, то появляется следующий вопрос. После прохождения данного теста учащиеся могут оценить себя самостоятельно, нажав на кнопку "Результат". Компьютер выведет на экран количество верных ответов. Затем учащиеся, ознакомившись с критериями оценивания, могут поставить себе отметку.

Итоговый тест начинается со знакомства (пользователю необходимо ввести свою фамилию, имя и класс), так как обращение к учащимся по имени даёт возможность снять их психологическое напряжение.

Тест состоит из 15 вопросов. Все тесты используют единые критерии оценивания, что способствует более спокойному их выполнению.

Для того чтобы ни один из результатов не был потерян, создан блокнот для учителя, куда заносятся данные и ответы учащихся, что в дальнейшем позволит преподавателю проанализировать степень усвоения той или иной темы.

Данное электронное образовательное средство отвечает эргономическим требованиям. За счёт рационального подбора цветосочетания существенно повышена комфортность, мотивация учебной деятельности ученика, активизированы его эмоционально-волевые и интеллектуальные сферы.

Разработанное нами электронное образовательное средство обладает рядом преимуществ:

1. Простота управления.

2. Сокращение времени выработки необходимых технических навыков учащихся.

3. Многократное использование.

4. Легко достигается уровневая дифференциация обучения.

5. Диалог с программой приобретает характер учебной игры, и у болыпинства учащихся повышается мотивация учебной деятельности.

Результат нашей работы используется на этапах изучения нового материала, осмысления и контроля знаний. На наш взгляд образовательные средства можно применять на различных типах урока: на обобщении и систематизации знаний, на комбинированных уроках, на лабораторно-практических занятиях.