Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание МХК и ИЗО

Урок изобразительного искусства по теме Это мы: вглядываясь в человека (жанр-портрет). 6-й класс

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 719

Оргина Марина Валерьевна, учитель ИЗО

Приложение 1

Слайд 1 (тема урока)

Слайд 2 (план урока)

Цели урока:

Задачи:

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок творчества

Форма организации учебной деятельности: групповая

Вид занятий: декоративно-прикладное творчество, коллаж

Оборудование:

Оформление доски:

План урока

1 Организационный момент 1 мин.
2 Мотивация «Притча о художнике» 3 мин.
3 Повторение:
  • Определение жанра портрет.
  • Анализ портрета.
5 мин.
4 Беседа по теме, с использованием мультимедийной презентации. 5 мин.
5 Актуализация знаний 5 мин.
6 Практическая часть
  • Повторение последовательности выполнения работы.
  • Напоминание о ТБ при работе с ножницами и клеем.
  • Групповая самостоятельная работа
21 мин.
7 Подведение итогов урока
  • Экспресс-выставка
  • Рефлексия
5 мин.

Эпиграф: «Портрет – зеркало души».

Высказывание: «Они думают, что я схватываю только черты их лиц, но без их ведома, спускаюсь в глубины их души и овладеваю ею целиком» (Латур).

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Мотивация «Притча о художнике»

Жил на свете художник, который имел дар видеть и запечатлевать ПРЕКРАСНОЕ.
Его умение увидеть КРАСОТУ – удивляло людей! Люди, которые жили рядом, смотрели на то же – и не замечали, что это – прекрасно!… До тех пор они этого не замечали, пока не превращал художник то, что видели и он, и они, – в совершенную картину!
Художник был великим Мастером Красоты. Он прикасался взглядом души к тому, что видел, – и изображал прекрасный миг Вечного Бытия на своих полотнах. И тогда – происходило чудо: не заметная прежде Красота – становилась явной для каждого, кто смотрел на картину художника!

* * *

Однажды он взялся за портрет худенькой и неприметной девушки, которую прежде никто не считал красивой. И сама она тоже стеснялась своей тонкости и нежности, своего хрупкого стана – и всегда опускала в смущении глаза…
«Столь некрасива, худа… – а ты её рисовать задумал!…» – художнику говорили люди.
Но художник не слушал тех, кто так говорили, – и рисовал. И тонкость, и грация, и нежный овал лица, и глубина чуть-чуть смущённых глаз – вдруг ожили на полотне, прекрасный облик создав.
И девушка смотрела, чуть дыша: «Не может быть, что это я… Тaк хороша картина!…»
«Я – только зеркало! – с улыбкою художник отвечал. – Тебе я красоту души твою всего лишь показал!
Теперь – живи, её от мира не тая!
Ты – как душа – подобна красоте зари! И нежностью твоей любви – ты всё, что видишь, озари!»

* * *

И женщину он старую увидел – и портрет её стал рисовать. И удивлялись люди: что в такой старухе он нашёл?
А художник – он каждую морщинку на руках её – как летопись писал. И были в летописях тех слова о жизни долгой и не простой, о доброте и о любви, о детях, вскормленных душевною заботой, о внуках, мудростью питаемых глубокой… И засияли лучики из глаз – в них свет струился – к тем людям, которые вокруг сейчас, и к тем, что ныне вдалеке… Их свет подобен был реке, которая имеет свой исток в сердечной доброте.
И на портрете том – любовь, и мудрость, и покой – вещали людям о жизни доброй, о душе большой! И – в восхищеньи – замирало множество людей перед картиной той! И видели они суть жизни, что прожита не зря. И обнимала их любовь души прекрасной – как нежная вечерняя заря…
Художник так всё то отобразил – что в почтеньи перед старой женщиной склонились люди…

* * *

Потом художник танцора рисовал. И в миге том, что он изображал, слились и танец, и танцор. И взмах руки, и музыка, и взор – теперь звучат на полотне! И тот, кто смотрит, – может пережить душой эмоции вдвойне: как тот, кто созерцает полотно, или как тот, кто – в танце – Богу гимн Любви поёт!

* * *

И рисовал художник капельку росы на тоненькой травинке.
Всего лишь… капелька воды на солнышке блестит. Но эта капля будто говорит: «Я – капелька в безбрежности Любви! И отразилась солнца красота – во мне! И словно в зеркальце моей любви – теперь сияют мир и красота Земли!»

* * *

И кистию своею художник ещё одно мгновенье в Вечном Бытии запечатлел:
Над морем – солнце вскинуло свои лучи! И – отразилось в облаках!… И птиц полёт – издалека в родимый край!… И берег моря с золотым песком!… Слились на полотне одном – творения Творца и человека! Открылась Вечность – в едином миге Красоты! И дyши освещал восходом солнечным – Безбрежный Света Бога Океан! И проявились в величии сей Красоты – Создателя её Незримые Черты!

* * *

Волшебным взглядом – художник тот был наделён: ведь за Творением – Творца всей Красоты способен видеть он!
И может людям он дарить – уменье видеть и любить! [3]

Учитель: – Ребята, скажите, пожалуйста, в чём вы видите разницу между двумя понятиями: «КРАСИВЫЙ» и «ПРЕКРАСНЫЙ»? И как вы понимаете фразу «Портрет – зеркало души?» (записана на доске).

Ответы детей

Вывод: Художник не только передаёт внешний облик человека, но и его индивидуальность, он проникает внутрь души человека, раскрывает его характер, чувства, и взгляды на мир.
А вот как выразился Латур: «Они думают, что я схватываю только черты их лиц, но я без их ведома, спускаюсь в глубины их души и овладеваю ею целиком».

3. Повторение

Сегодня на уроке мы продолжим разговор о портрете.
Наша цель, продолжить знакомство с жанром портрета и познакомится с новой техникой декоративно – прикладного искусства «коллаж».
Многие великие умы человечества размышляли о тайнах и законах красоты, о природе прекрасного.

1. Что означает слово «портрет»?

Слайд 3 (определение)

Правильно, портрет – это изображение конкретного человека, передающее его неповторимые особенности, – строение лица, черты характера, отношение к людям).
Назовите виды портрета.

Слайды 4, 5, 6,7 (виды портрета)

2. Анализ портрета.

Слайд 8

Работа выполняется в двух вариантах. У каждого на столах лежат карточки «Описание портрета», а на доске картины. Вы должны в течение 3 минут дать полный анализ данного портрета.

«Описание портрета»

Учащиеся выполняют работу в рабочих тетрадях.

4. Актуализация знаний

– Что должен учитывать художник, создающий портрет, который действительно бы отображал внутренний мир человека?

Ответы детей.

– выбор характерной позы;
– четкость рук и жестов
– выражение лица и особенно глаз (глаза – зеркало души);
– выбор фона и композиции;
– выбор цвета.

Вывод: Основными средствами художественной выразительности становятся: деталь, цвет, колорит, композиция, линия, штрих, тон, фон на котором располагается фигура портретируемого.

– А сейчас я предлагаю вам попытаться самим создать образ и настроение. Я буду читать стихотворение, а вы на листе бумаге делаете эскиз.

Слайд 9

«О красоте человеческих лиц»

Николай Заболоцкий

Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица – подобия жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные, мертвые лица
Закрыты решетками, словно темница.
Другие – как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
Но малую хижинку знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата,
Зато из окошка ее на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица – подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот.[4]

Повторение пропорций частей лица при рисовании портрета при помощи учебной таблицы.

5. Новая тема урока

Один из наиболее креативных методов изображения – техника коллаж.

Слайд 10

Коллаж (франц. collage – наклеивание) - это приём в изобразительном искусстве, состоящий в наклеивании на какую-либо основу материалов, отличающихся от неё по цвету и фактуре.[1]

Запись в тетрадь.

Широко применялся кубистами, футуристами и дадаистами, дополнявшими живописные изображения приклеенными на холст обрывками газет, фотографий, обоев, кусков ткани и т. п. Первым изобретателем этого приема был – кубист Пабло Пикассо.

Слайд 11

Существует множество вариантов применения этого способа: вырезки различной формы из цветной бумаги, цветная газетная бумага, цветные журнальные иллюстрации. Вы можете выполнить рисунок, ничего не рисуя, а просто отрывая кусочки бумаги или вырезая их более аккуратно. Как и с рисунком с натуры, чем быстрее вы работаете, тем более спонтанным окажется результат. Вы вынуждены принимать мгновенные решения и переносить идею на картон. Это может быть непросто, когда вам приходится отыскивать исходный материал, делать вырезки и прикреплять их к коллажу. Иллюстрацию можно создать, используя необычные изображения, нарезанные квадратиками или полосками. Коллаж освобождает от необходимости использовать рисование, но вместе с тем расширяет ваш визуальный кругозор.

Правила работы: (на столах)

6. Практическая часть

Данная работа рассчитана на 2 урока. Работам в группе по 4 человека.

7. Основные этапы работы (на столах у каждой группы).

Для того чтобы создать портрет в технике коллаж вам необходимо вспомнить пропорции лица человека. Для этого вы можете пользоваться эскизом в альбоме.

Слайд 12

1. Нарисуйте на картоне эскиз портрета.
2. Внимательно рассмотрите эскиз расположения кусочков бумаги на лице (кусочки могут быть разрезанными ножницами, а могут быть рваными).
3. Кусочки должны близко прилегать друг к другу.
4. Тщательно подбирайте бумагу. Тем более что она у вас не просто цветная, а имеющая разные рисунки и фактуру (газеты, журналы). Не спешите, фантазируйте.
5. Старайтесь передать характер и особенности портрета.
6. Распределите правильно роли в группе, советуйтесь друг с другом.

Не забывайте о ТБ при работе с ножницами и клеем.

Слайд 13

8. Групповая самостоятельная работа (звучит песня «Ах, вернисаж» - Приложение 2)

За 5 минут до конца урока незаконченные работы собираются, убирается рабочее место. Дежурные собирают тетради, для проверки и выставления оценок.

Слайд 14 (образцы работ)

Слайд 15 (детские работы)

9. Подведение итогов

Слайд 16

Рефлексия

– Наш урок окончен. Спасибо!

Список литературы

  1. Большой самоучитель рисования /Пер. с англ. О. Солодовниковой, Н. Веденеевой, А. Евсеевой. – М.:ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006. – 192 с.
  2. Сенин В., Коваль О. Школа рисования карандашом. Натюрморт. Пейзаж. Портрет. – Харьков: Книжный клуб, 2007. – 112 с.: ил.
  3. https://metodic-school.ru/?link=10983.3
  4. https://metodic-school.ru/?link=10983.4