Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание биологии

Урок биологии в 6-м классе по теме: Значение бактерий в природе и для человека

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 672

Маслак Екатерина Николаевна, Учитель

Форма урока: урок-редакция.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели урока:

Дидактическая : создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации средствами модульной, личностно-ориентированной технологий и технологии КСО.

Образовательные:

Развивающая: продолжить развивать все сферы учащихся: интеллектуальную (внимание, мышление), эмоциональную (положительные эмоции), мотивационную (положительное отношение к учёбе) и волевую (умение достигать поставленную цель).

Воспитательные:

Формы организации учебной деятельности: парная познавательного характера.

Методы обучения:

Средства обучения: учебники и дополнительная литература на партах у учащихся:

1. Беркинблит М.Б., Чуб В.В. “Биология” (экспериментальный учебник для 6 класса) – М., “Вентана-Граф”, 1993 г.

2. Биология: справочник школьника (составитель Власова З.А.) – М., изд. “Слово”, 1995 г.

3. Большой энциклопедический словарь.

4. Будорагина Л.В., Ростроса Н.К. “Производство кисломолочных продуктов” – М., “Агропромиздат”, 1986 г.

5. Корчагина В.А. “Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники”. Учебник для 6-7 класса – М., “Просвещение”, 1992 год (на каждую парту).

6. Медников Б.М. “Биология: формы и уровни жизни” – М., “Просвещение”, 1994 г.

7. Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. “Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники” (учебник для 6 класса) – М., “Вентана-Граф”, 2001 г. (на каждую парту).

8. Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. “Занимательная ботаника” – М., “АСТ-Пресс”, 1999 г.

9. Серебрякова Т.И. “Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники” (учебник для 6-7 класса) М., “Просвещение”, 1994 г.

10. Трайк Д.И. Книга для чтения по ботанике – М., “Просвещение”, 1994 г.

11. Энциклопедия “Я познаю мир”. Том “Медицина” – М.. изд. “АСТ”, 1999 г.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент (1 минута)

Учитель. Добрый день, дети! Я очень рада новой встрече с вами! Очень хорошо, что вы подготовили всё необходимое к уроку – значит урок сегодня пройдёт успешно. Садитесь.

II. Актуализация (5 минут)

Учитель. Ребята, два последних урока мы с вами изучали царство Бактерий. Что мы на них узнали? На 1-ом уроке? …, на 2-ом уроке? …
Давайте немножко вспомним об этом. Но повторение у нас сегодня будет без ответов учеников у доски, без письменной проверочной работы, а сложнее: мы вспомним 10 терминов и понятий по теме: “Бактерии” (т.е. мы повторим не только изучаемую тему, хотя и очень кратко, но и ещё раз вспомним правило формулирования терминов), сложность сегодняшнего повторения ещё и в том, что термины я расположила в алфавитном порядке.
Первый термин объясню я сама, а вы найдёте у меня ошибки.
Что такое анаэробы?
Мой ответ: анаэробы не нуждаются в кислороде.
Верно ли мной объяснён термин?
Конечно, нет.
Какое вопросительное слово мы используем, задавая вопрос о термине? (Что? т.е. мы спрашиваем: что такое…)
Какая часть речи должна быть в ответе главным словом, в каком она должна стоять падеже? (Существительное в именительном падеже).
Поэтому, отвечая на вопрос: что такое анаэробы, мы должны ответить…(это бактерии, которые не нуждаются в кислороде)
Молодцы! А сейчас объяснять термины будете вы. Итак, что такое бациллы? Вибрионы? Кокки? Паразиты? Прокариоты? Сапрофиты? Симбионты? Спириллы? Стрептококи?

Ответы детей.

Молодцы!

III. Мотивация и целеполагание (3 минуты)

Учитель. Ребята, а как вы думаете: зачем мы изучаем бактерий? Посмотрите вокруг: на свои руки, на воду в кране, на воздух – мы ничего не видим, хотя знаем, что бактерии там есть. Зачем же изучать то, чего не видно? Я предлагаю так: раз мы их не видим – будем считать, что их нет, забудем о них и перейдём к изучению царства Грибов! Так жаль, что целых 2 урока напрасно потеряли!… Вы со мной согласны?
– Трудно возразить учителю, да?
Как вы думаете, что произойдёт, если вдруг все бактерии исчезнут? Хорошо это будет или плохо? …
– Кое-что мы, конечно о бактериях знаем. Но мы пока не готовы убедительно ответить на этот вопрос – у нас недостаточно знаний. Поэтому, как вы думаете: что мы будем изучать сегодня на уроке?
– Конечно, значение бактерий. Тема нашего урока сегодня: “Значение бактерий в природе и для человека”. Мы узнаем сегодня, какую роль бактерии играют на Земле, как может человек использовать бактерий и могут ли они быть для него опасными.

IV. Изучение нового материала (30 минут)

Учитель. Урок мы сегодня проведём необычно. Сегодня наш кабинет превратиться в редакцию. Изучая новый материал, мы с вами все вместе создадим журнал. Как вы думаете, как он будет называться?

Дети отвечают, учитель разворачивает самодельную книжку-раскладушку, которая в конце урока превратиться в журнал.

– Как в настоящей редакции у нас будут разные отделы:

Учитель расставляет по классу карточки с названиями отделов.

– Сегодня мы будем работать в парах, каждая пара будет писать в наш журнал статью по своей теме, используя учебники и дополнительные источники (книги, вырезки из газет, энциклопедический словарь и т.д.), которые есть у вас на парте. Задания пары сегодня получат по своему выбору. Какая пара хотела бы получить лёгкое задание? Но мы с вами знаем, что за выполнение лёгкого задания выставляется только оценка “3”. Кто хотел бы получить задание потруднее – на “4”? А кто – самое трудное – на “5”?

Учитель раздаёт темы статей в журнал и задания к ним по желанию учащихся:

Учитель советует в каждом отделе выбрать корректора, объясняя, если ученики не знают, для чего он нужен.

Темы статей в журнал:

Отдел промышленности:

Отдел сельского хозяйства:

Отдел здравоохранения:

Отдел писем:

Отдел рекламы:

Работа учеников в парах – знакомство с текстом учебников, книг и др. источников, составление и оформление статьи в журнал; затем – рассказы представителей всех отделов редакции у доски для учеников всего класса и закрепление статей на страницах журнала

V. Проверка уровня усвоения знаний (2 минуты)

Проводится в форме ответов по цепочке: все по очереди называют по 1 значению бактерий в природе или для человека

VI. Рефлексия (2 минуты)

Ученикам предлагается дать самооценку деятельности на уроке и полученного результата по плану:

Домашнее задание (2 минуты)

Даётся 3 задания. Первое и второе – обязательные для всех, третье – для желающих:

Учитель. Молодцы! Вы мне очень понравились сегодня! Спасибо вам за урок! До свидания!