Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание математики

Квадратные уравнения

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 478

Косицына Татьяна Федоровна, учитель математики

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (135,13 КБ)


Основная цель урока: повторить виды квадратных уравнений и способы их решений.

Тип урока – обобщение и систематизация материала. Место урока в учебном плане. Это первый из двух уроков перед контрольной работой. Первый урок - это в основном обобщение и систематизация теоретического материала. Второй урок - это в основном практическое решение уравнений: уравнения со вторым четным коэффициентом, (которые не так востребованы); биквадратные уравнения, (которые требуют на повторение и решение немало времени, что бы включать их в общую презентацию); определенный блок квадратных уравнений (с неэлементарными вычислениями).

Этапы урока

  1. Организационный этап (слайды №1,2).
  2. Повторение теоретического материала и решение устных или письменных несложных заданий (слайды №3-11).
  3. Закрепление повторенного материала в заданиях слайда «найти ошибку» (слайд №12).
  4. Применение знаний при решении квадратных уравнений и решении задач (слайды №13-16).
  5. Подведение итогов урока и дача домашнего задания (слайд №17).

План основной части теоретического и практического материала на слайдах назван как план урока. Для учащихся он будет перед глазами на слайдах.

План урока

  1. Квадратные уравнения общего вида.
  2. Неполные квадратные уравнения.
  3. Приведенные квадратные уравнения.
  4. Найдите ошибки.
  5. Самостоятельная работа.
  6. Творческие задания.

Пояснительная записка к презентации

Говоря о дифференциации обучения, делают акцент на процессе внесения определенных изменений в ходе учебного процесса для отдельных групп учеников. Дифференцированное обучение – результат таких изменений. Понятие «дифференцированный подход» определяется как подход к процессу обучения, в русле которого предполагается дифференциация в различных видах и формах. Когда говорят «дифференцированный подход к учащимся», это предполагает предъявление различных

требований к различным группам учеников в овладении ими содержанием образования.[1]

Мое педагогическое кредо: дифференцированный подход к учащимся - это создание ситуации успеха для каждого учащегося педагогом опираясь на личностные возможности в рамках критериев обязательных умений и навыков, предъявляемых по предмету.

Урок обобщения и закрепления знаний по теме «квадратные уравнения», где основная цель «виды квадратных уравнений и способы их решения», с учетом большой базы заданий и вопросов, мало затратных по времени является хорошей площадкой ситуации успеха для каждого учащегося. При дифференцированном подходе ситуация успеха создается при любых требованиях к усвоению содержания и на любом уровне овладения знаниями и умениями.

Нельзя недооценить роль личности педагога. Ситуацию успеха надо создать, в нее ввести, вовремя поддержать, оценить доброжелательно и позитивно. Это не так просто сделать для всех в классе. Деятельность педагога заключается не только в том, как вы продумали урок, какие были поставлены методические, образовательные, развивающие, воспитательные цели, но и в том, как вы его провели, какой климат смогли создать на уроке, какой эмоциональный контакт состоялся с каждым учащимся. Урок обобщения это празднику торжества знаний и личных достижений всех участников учебного процесса.

Сейчас, когда так быстро развиваются компьютерные технологии, развивается дистанционное обучение, где наилучшим образом осуществляется дифференцированный подход к учащимся, есть, на мой взгляд, свой «минус»: недостаточно яркая эмоциональная сторона обучения, отсутствует положительный и прямой контакт ученика и учителя.

Дифференцируя учащихся в классе по психологическим особенностям, обученности и познавательным способностям, можно разделить их на три группы. Деление условное и не статичное. Группа 1, условно «сильные» или группа «А». Учащиеся, имеющие высокий уровень мышления, хорошую память, устойчивое внимание, имеющие хорошие и отличные результаты успеваемости, проявляющие интерес к математике. Группа 2, условно «средние» или группа «Б». Учащиеся, имеющие по результатам успеваемости «удовлетворительно» или «хорошо», имеющие наибольшую перспективу роста результатов успеваемости. Группа 3, условно «слабые» или группа «В». Учащиеся, в силу своих психологических особенностей, испытывающие затруднения в получении знаний, имеющие результат успеваемости, как правило, стабильно базовый. При делении учащихся на три, а не четыре группы (более полная дифференциация), удобнее предъявлять разного уровня требования к учебным результатам учащихся во время урока.

На предложенной мною презентации, я рассматриваю каждый слайд как дифференцированное задание по отношению ко всей презентации. Слайды составлены по возрастанию сложности и проявления умственной активности.

Слайды №3-11. На этапе урока «Повторение теоретического материала и решение устных несложных заданий», при повторении теоретического материала приоритетно создается ситуация успеха ученикам группы «В» или условно «слабым».

При работе со слайдом «квадратные уравнения общего вида» на вопросы о коэффициентах квадратного уравнения будет много желающих ответить на них. Необходимо спросить того учащегося, для которого этот уровень это практически ближайшая зона его развития. Хочется добавить, что есть ученики, которые имеют достаточно большие пробелы в знаниях по тем или иным причинам, их успех на уроке обобщения нужно готовить. Ответы на основные базовые понятия не забыть проконтролировать и спросить на предыдущих уроках

Слайд №12. Слайд «найдите ошибку». При работе с заданиями такого вида возрастает активность мыслительного процесса, этому способствует пример перед глазами и его решение. То есть не нужно брать ручку писать, думать и сомневаться, что писать. В заданиях «найти ошибку» есть что-то занимательное. Активность умственной деятельности возрастает и следует это из того, что учащийся вынужден вспомнить все, что он знает и попытаться применить имеющие знания. Это ситуация успеха учащихся группы «Б» и «В».

Слайд №13,14. Слайды с самостоятельной работой и ответами. Предлагается решить уравнения разной сложности, не менее трех. Объяснить это лучше вслух что – бы не перегружать слайд. Разный уровень сложности выделен разными цветами. Учащийся сам

решает, что ему по силам. Роль учителя наблюдать и контролировать процесс решения, давая индивидуальные консультации. Этот слайд может выполнять коррекционную роль по затрате времени.

Слайды №15,16. Теперь о двух слайдах с общим названием «творческие». Учащиеся хорошо относятся к такому названию, оно ассоциируется со словом интересные задания.

На слайде «марафон» надо решить приведенные квадратные уравнения устно. Этот этап нужно провести эмоционально в духе соревнования. Считаю, что умение решать данные уравнения быстро и устно экономит время в старших классах при решении других заданий, где встречаются такие вычисления. Отработка базовых вычислительных навыков решения квадратных уравнений с применением теоремы, обратной теореме Виета в системе дает преимущество на любых конкурсных экзаменах по затраченному времени. Этот этап урока рассчитан на сильных учеников, провести его надо в духе соревнования: кто быстрее и больше решит уравнений, т.е. надо понимать, что это возможность ситуации успеха для учащихся группы «А» или условно «сильных».

В слайде «подумай и реши» вызвать к доске одного из «сильных» учащихся и предоставить ему возможность дать красивый, правильный и полный ответ, т.е. создать ситуацию успеха.

Последний слайд должен иметь возможность коррекции времени, так как ход урока полностью непредсказуем, на слайде два задания. Второе задание либо разбирается и задается домой, либо решить на доске с другим учеником. Еще одна возможная ситуация успеха.

Система оценивания

Подведение итогов на каждом этапе.

После этапа «Повторение теоретического материала и решение устных несложных заданий» оцениванием является слова похвалы и одобрения учителя выставление отметки тем, кто был более активным и получил больше правильных ответов.

После этапа закрепления и работе со слайдом «найди ошибку» оценивает учитель, ставит отметку или позитивно комментирует.

Во время самостоятельной работой, учитель, наблюдая за работой, может оценить тех, кто решил правильно и достаточно много уравнений. Во время слайда «ответы» взаимопроверка учащихся, сидящих на одной партой.

После слайда «марафон» обязательно эмоционально оценить самых активных и быстрых счетчиков.

После слайда «подумайте и решите» ответ ученика, отвечавшего у доски всесторонне и полно прокомментировать, как образец ответа, и оценить.

При подведении итогов поблагодарить всех и дать домашнее задание.

В презентации присутствуют три слайда - справочники с формулами. Они необходимы для фиксирования внимания и визуального восприятия материала, формулы разделены по видам уравнений. Слайды с формулами выделены другим цветом относительно всей презентации. Формулы на слайдах на уроке обобщения лучше закрепляются в памяти, даже если в классе уже висит планшет с формулами.

Урок обобщения и закрепления знаний по теме «квадратные уравнения», где основная цель «виды квадратных уравнений и способы их решения» дает возможность создать ситуацию успеха для каждого учащегося. Учителю поможет провести этот урок на высоком эмоциональном уровне хорошее знание особенностей своих учеников, его личностные качества и положительный эмоциональный настрой.