Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание биологии

Конспект урока по теме: Пищеварительная система птиц. 7-й класс

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 479

Налимова Ольга Олеговна, учитель биологии, старший преподаватель

Цель: Интерактивным методом научить выводить правильно особенности строения того или иного органа пищеварительной системы птиц в зависимости от функции органа и вида корма.

Задачи:

Образовательные:

Развивающие:

Воспитательные:

Оборудование:

Конспект урока

Мы с Вами на прошлом уроке начали обсуждение внутреннего строения птиц. Заполнили таблицу по строению скелета и увидели, что скелет имеет у птиц большое значение. Он является и опорой, и основой тела. Вопрос: чем еще является скелет, для чего он служит? (Местом прикрепления мышц, способствует передвижению в пространстве, движению туловища и головы.)

Также мы с Вами обсудили и особенности мускулатуры. Сказали, что мышцы разделены на сегменты, но это сегментарное деление отличается от деления мышц на сегменты у кольчатых червей. Там мы говорили о делении всего тела на одинаковые и практически полноправные части, здесь же мы говорим, что это более прогрессивное деление. (Можно сказать, как сегментация мышц шла в эволюции дальше). Здесь сегменты представлены мышечными тяжами. Дифференциация мышц у птиц очень высокая и функционально они имеют различное значение. Мы говорили, что самые большие мышцы это большие грудные, все же остальные имеют значительно меньшие размеры. Мышцы принимают участие (вопрос: В каких движениях?) в движениях головы, туловища, в дыхании, в полете и в передвижении по земле...

Сегодня мы с Вами будем говорить о системе, которая обеспечивает существование любого живого организма – пищеварительной системе.

На доске (или на партах) перед Вами написано задание, которое сначала Вам предстоит выполнить самостоятельно, а затем мы проверим вместе, что у Вас получилось.

Итак:

Тема: Пищеварительная система птиц

  1. Записать в тетрадь последовательно через стрелочки все органы системы пищеварения у птиц в классическом варианте.
  2. Выполнить последовательно в тетради рисунки с плакатов и ответить на вопросы к ним.
  3. Сделать вывод, ответив на вопрос: зачем нужны все эти приспособленности системы пищеварения птицами?

Также на доске перед Вами шесть плакатов с рисунками (см. Приложение 1).

И вопрос. Какое может быть еще приспособление у птиц для лучшего переваривания растительной пищи (например, у голубя)?

Все понятно? Тогда приступайте к работе. В Вашем распоряжении плакаты (раздаточный материал), задание на доске и учебник.

За 5-7 минут до звонка проверяем.

5 рисунок

6 рисунок

1. Мускульный желудок 1. Пищевод
2. Кишечник 2. Железистый желудок
3. Железистый желудок 3. Мускульный желудок
4. Тонкий слой мышц 4. Кишечник
5. Пищевод 5. Толстый слой мышц
У птиц питающихся животным кормом: ласточка, филин У птиц питающихся зернами, семенами: воробей, голубь.

Ответ на вопрос с плаката: Многие птицы так же заглатывают некрупные камешки, которые играют роль жерновов, перетирающих пищу, и они называются гастролиты (голуби, куриные).

Вывод. Поскольку у птиц очень высокая активность и высокий обмен веществ, то им необходимо очень хорошо переваривать пищу и довольно в большом количестве, для поддержания постоянного баланса энергии.

Молодцы, очень хорошо сегодня поработали. Выставление отметок за ответы в начале урока и при проверке заданий в конце урока. Домашние задание: соответствующий параграф, записи в тетради, нарисовать, написать строение сердца.

В качестве дополнительной литературы можно использовать статьи из журнала “Юный натуралист”.

Технологическая карта

Пищеварительная система у класса "Птицы".

Цели и задачи. Выяснить, каким образом пищеварительная система у птиц связана с их образом жизни. Показать что, при общем плане строения имеются и специфические особенности у различных видов, связанные с местом их обитания, способом питания и кормом. Осуществить связь с ботаникой и напомнить, что птицы способствуют расселению растений. Вспомнить еще раз о бережном отношении к природе. Развить и закрепить понятия: о железистом и мускульном желудках (мускулистый, мышечный), подъязычном мешке.

Задание.

  1. Записать в тетрадь тему урока.
  2. Записать в тетради последовательно (в виде схемы, через стрелочку) все органы системы пищеварения в классическом варианте (для любой птицы) (в скобках указывается информация в учебнике, страницы или параграфы к которым учащиеся могут обратиться).
  3. Выполнить в тетради рисунки и ответить на вопросы к ним, пользуясь при этом списком птиц и литературой:
  1. Ответьте на вопрос: Какое дополнительное приспособление для лучшего пищеварения есть у голубя и некоторых других птиц?
  2. Сделайте вывод, ответив на вопрос: Зачем нужны все эти приспособления пищеварительной системы птицам?

СПИСОК ПТИЦ

  1. Воробей
  2. Ласточка
  3. Голубь
  4. Кедровка
  5. Скворец
  6. Курица
  7. Сойка
  8. Филин
  9. Ворона
  10. Дятел
  11. Зерноядные
  12. Растительноядные
  13. Хищные
  14. Падальщики

Учебники

  1. Биология: Животные: Учебниик для 7-8 кл. сред. Шк./ Быховский Б.Е., Козлова Е.В., Мончадский А.С. и др.; под ред. Козлова М.А. – 20-е изд. – М.: Просвещение, 1990 (или другое издание) § 55 – внутреннее строение, §§ 59,60,63 – многообразие.
  2. Быховский Б.Е., Дольник В.Р., Козлов М.А. Биология: Животные. Учебник для 7-8 кл. общеобразовательных учреждений/ Под общей ред. Академика Козлова М.А. – СПб.: Специальная Литература, 1999 (или другое издание) § 48 – внутреннее строение, §§ 52,53,56 – многообразие.
  3. Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология: Животные: Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательной школы/ Под ред. В.М.Константинова, И.Н.Пономаревой. – М.: Вентана-Графф, 2003. §46 – внутреннее строение, § 49 – многообразие
  4. Биология: Учебник для 8 кл. общеобразовательных учреждений/ Мягкова А.Н., Калинова Г.С., Иванова Т.В. и др. – М.: Просвещение, 1998 (или другое издание) §83 – внутреннее строение, §§ 85,86 – многообразие и значение.
  5. Биология: Животные: Учебник для 7-8 кл. средней школы – М.: Просвещение, 1993 (или другое издание) § 55 – внутреннее строение, § 59 – многообразие.