Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание биологии

Урок-семинар: Занимательная оториноларингология. Ухо

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 310

Гвоздева Елена Юрьевна, учитель биологии

– Бабушка, зачем тебе такие большие уши?

– Это чтобы лучше тебя слышать, дитя мое!

Учитель. Каждому с детства знаком этот диалог из старой сказки. А зачем же нам уши? Точнее не уши, а ушные раковины, которые и подразумевала в своем вопросе внучка.

В чем-то Волк был близок к истине, ответив “чтобы лучше тебя слышать!”. Действительно, благодаря своей воронкообразной форме, ушные раковины способны улавливать и концентрировать звуковые волны. Старые люди с пониженным слухом, прислушиваясь к чему-либо, приставляют сложенную рупором ладонь к уху, как бы увеличивая его.

Но это далеко не единственная функция ушных раковин. Посмотрите на рыб, амфибий, рептилий – где же у них ушные раковины? Их нет. Звуковые колебания передаются непосредственно на систему внутреннего уха.

В ходе филогенетического развития все более и более высокоорганизованный звуковоспринимающий аппарат прячется в толщу височной кости, удлиняется слуховой проход и как буфер от непредвиденных повреждений появляется ушная раковина. Итак, ушная раковина обладает защитной функцией.

Существует и косметическая функция наружного уха. Во все времена и у всех народов старались украсить ушную раковину, понимая, что она играет важную роль в создании внешнего облика. Вспомним великолепные серьги и подвески из скифских курганов. А разноцветные клипсы, за которыми охотятся современные модницы. У некоторых африканских племен распространено странное для нас понятие о красоте – они оттягивают мочки ушей до невероятных размеров. Это тоже своеобразная дань моде.

В восточных деспотиях древности существовал обычай обрезать уши государственным преступникам. Действительно, человек, лишенный ушных раковин, приобретает уродливый облик. Об этом прекрасно знали и бухарский эмир, и иранский шах, и турецкий султан.

Наши предки, если судить по дошедшим до нас фамилиям, среди прочих отличительных черт, очень много внимания уделяли ушам. Отсутствие таковых зафиксировалось в довольно распространенных фамилиях. Таких, как Безухов, Корноухов, Ушинский и др.

В отличие от сказочного волка я не могу ответить одной фразой на вопрос: “Для чего человеку уши?”.

Учитель.

Люблю я иглотерапию!
О, фехтования урок:
И в левый бок,
И в правый бок,
В затылок, в пятку, в мой пупок,
Свистя, вонзаются рапиры.

Есть одно загадочное свойство ушной раковины, которое совсем недавно породило особое направление медицинской науки, названное “ухоиглотерапией”.

Ученик. В 1957 году французский врач П.Ножье на основании данных древней китайской медицины опубликовал сведения о применении иглоукалывания в ушную раковину. Согласно Ножье, наружное ухо надо рассматривать как эмбрион в утробе матери, причем в ушной раковине тело человека и все его органы проецируются так же, как в коре головного мозга. Действительно, если мы поместим 2 рисунка – ухо и человеческого зародыша, находящегося в утробе матери. То обнаружим поразительное сходство очертаний: голова эмбриона соответствует мочке уха, ягодичная область с поджатыми к животу ножками – верхнему завитку ушной раковины и т.д. Но еще более удивительно, что и внутренняя структура эмбриона, и ушной раковины практически идентичны. Если мы наложим два рисунка один на другой, то обнаружим, что биологически активные точки расположены именно там, где у зародыша находятся соответствующий орган. Где, скажем, печень – там и “точка” печени на ухе.

Если на всем человеческом теле обнаружено около 700 биологически активных точек, то на одном только ухе их выявлено свыше ста.

Учитель. Казалось бы, не велика проблема: проколоть себе мочку уха и вдеть сережку… Дело, однако, не такое простое.

Ученик. На мочке уха находится 11 точек, связанных с глазами, зубами, языком, мышцами лица, внутренним ухом. Неудачный прокол может задеть такую точку и вызвать раздражение связанного с ней органа. А если дужка серьги сделана не из благородного металла или спаяна с другим металлом, раздражение может оказаться длительным, в результате могут заболеть зубы. Поэтому прокол нужно делать только в свободном от активных точек пространстве.

Самый центр мочки отвечает за зрение. Но слухи об отрицательном воздействии прокола неверны. Зрение либо может улучшиться, либо останется без изменений.

Некоторые западногерманские врачи советуют во избежание неблагоприятного влияния на печень или желчный пузырь носить серьги не более трех часов в день и обязательно снимать их на ночь. А детям и подросткам они вообще не рекомендуют прокалывать уши – пусть сначала подрастут!

Кстати, ношение серег и клипс не столь безобидно и по ряду других причин. В результате опроса, проведенного недавно в Италии, выяснилось, что среди модниц резко возросло количество заболеваний экземой и другими кожными недугами по вине никелевых сплавов, которые используются в зажимах сережек. Выяснилось также, что среди 90% молодых девушек, носящих сережки, 63% страдают кожными заболеваниями – от раздражения до дерматитов. Итальянские специалисты считают, что надо запретить использование никеля в бижутерии.

Учитель. Так почему ушная раковина обладает столь таинственными свойствами? Оказывается, уникальность ушной раковины “запрограммирована” уже на самой начальной стадии формирования человека.

Ученик. Известно, что оплодотворенная яйцеклетка дает три так называемых лепестка, каждый из которых отвечает за “строительство” определенных частей нашего организма, и только ушную раковину они строят сообща.

Но вот зачем понадобилось природе создавать такую “микромодель” человека и пришивать ее к нашей голове? Вопрос пока остается открытым. Отсутствует ясность и в более глобальной проблеме: с какой целью вообще сотворены и существуют в нашем организме эти биологически активные точки? Если происхождение точек остается сегодня сплошным “белым пятном”, то в механизме иглотерапии картина постепенно проясняется.

Ушная раковина, по-видимому, имеет мощные нервные связи через систему блуждающего, тройничного, лицевого нервов и симпатических нервных шейных узлов с определенными центрами головного мозга.

Этим объясняются не только реакции определенных органов, но и общее неспецифическое воздействие на организм.

Ухоиглотерапия применяется не только для лечения, но и для диагностики заболеваний. Считается, что при заболевании внутренних органов в ушной раковине появляются болевые точки. Эти болевые точки определяются ручкой иглы или с помощью электрода электроаппарата. При обнаружении болевой точки в эту точку вводится короткая тонкая игла, которую оставляют на 15-20 минут, а иногда до 3-5 суток.

Ухоиглотерапию успешно применяют при аллергических заболеваниях, болевых синдромах различной локализации, при гипертонической болезни и целом ряде заболеваний.

Учитель. Кстати, недавно были проведены интересные исследования. Прокол мочки уха в 49 случаях из 100 несколько ослабил головные боли, в 24– практически излечил, и только в 27-ми случаях не наступило заметного улучшения. Обострения ни в одном случае не наблюдалось. Вот, оказывается, каким еще удивительным свойством обладает ушная раковина.

Каждому знакома потрясающая по эмоциональному накалу сцена, когда Гамлету является призрак отца и рассказывает о совершенном злодеянии.

Ученик.

Когда я спал в саду,
В свое послеобеденное время,
В мой уголок пробрался дядя твой
С проклятым соком белены во фляге
И мне в ушную полость влил настой,
Чье действие в таком раздоре с кровью
Что мигом обегает, словно ртуть,
Все внутренние переходы
Створаживает кровь как молоко,
С которым каплю уксуса смешали.
Так было и со мной. Сплошной лишай
Покрыл мгновенно пакостной и гнойной
Коростой, как у Лазаря, кругом
Всю кожу мне.
Так был рукою брата я во сне
Лишен короны жизни королевы…

Учитель. Прав или не прав с точки зрения врача был Вильям Шекспир, описывая сцену отравления Клавдием отца Гамлета? Могло ли так быть в действительности? Чтобы ответить на этот вопрос, нам надо рассмотреть строение среднего уха, той самой “ушной полости”, о которой говорит призрак отца Гамлета.

Ученик. Ухо состоит из наружного, среднего и внутреннего уха. К наружному уху относится ушная раковина и слуховой проход. Среднее ухо представляет собой замкнутую полость, объемом около 1 см, расположенную в толще височной кости. От слухового прохода ее отделяет барабанная перепонка. Это тонкая перепонка состоит из 3-х слоев – наружного, похожего по строению на кожу, внутреннего – из слизистой оболочки и находящегося между ними соединительного слоя, состоящего из эластичных волокон, расположенных циркулярно и радиально. Таким образом барабанная перепонка представляет собой гибкое и в то же время достаточно прочное образование. Звуковые волны вызывают колебания этой туго натянутой, как кожа барабана, перепонки. В то же время она служит надежной преградой против попадания в среднее ухо пылевых частиц, воды, микроорганизмов. Следовательно, “сок белены” не мог попасть в барабанную полость отца Гамлета. А данный яд (как и большинство других ядов) может всосаться только через слизистую оболочку. Через выстилающую перепонку снаружи слой кожи и соединительной ткани яд проникнуть не может.

Учитель. Выходит, великий драматург ошибался? Не будем спешить с выводами, Давайте перенесемся в другое время и другую часть света…

Ученик. Средняя Азия, середина XIX века. Бухарским эмиратом правит пятый эмир Мангытской династии Насрулла Баходур, по прозвищу “мясник”. Он отличался особой жестокостью, чем превзошел всех прочих эмиров кровавой Мангытской династии. В 1855 году Насрулла захватил соседний Шахрисябз. Дочь пораженного шаха становится обитательницей его многочисленного гарема. Однажды ночью, когда кровавый эмир заснул, она подкралась и влила ему в ухо ртуть. Придворным медикам не удалось спасти Насруллу, но даже умирающий он остался верен себе: приказал зарезать перед своими тускнеющими глазами отца отравительницы, ее брата, всех ее детей и, наконец, саму дочь шаха.

Учитель. Итак, эмир Насрулла Баходур был отравлен в 1860 году ртутью, влитой в ухо, и эта не легенда, не литературный вымысел. А достоверный факт, зафиксированный в “Истории Мангытских эмиров” таджикского писателя Садриддина Айни. В чем же дело? Ведь, как известно, ртуть не могла всосаться через барабанную перепонку, а только через слизистую оболочку.

Ученик. Дело, видимо в том, что у эмира Насруллы и отца Гамлета в барабанной перепонке было отверстие, через которое и попали в среднее ухо яды. Откуда же взялось это отверстие?

В Европе в средние века (в Средней Азии вплоть до начала двадцатого века) многие дети болели золотухой. Эта болезнь не обходила ни хижины бедняков, ни дворцы царей. Одно из последствий этого заболевания – образование стойкой перфорации (отверстия) барабанной перепонки.

К образованию большого отверстия барабанной перепонки могут привести и воспаления среднего уха, вызванные корью или скарлатиной. Следовательно, и датский король, и бухарский эмир болели в детстве золотухой, корью или скарлатиной, осложнившейся воспалением среднего уха с образованием стойкой хронической перфорации, что и привело их к трагической смерти от яда.

Учитель. Хронические отиты встречаются и в настоящее время и, к сожалению, не столь редко. Причины их различны: стойкая перфорация отделов барабанной перепонки может возникнуть как следствие плохо залеченного острого воспаления среднего уха. Как результат травмы, как осложнение после перенесенной кори и скарлатины.

У таких людей нет естественного наружного барьера среднего уха, и попадание в слуховой проход воды вызывает у них воспаление среднего уха. Поэтому, даже моясь в душе, они вынуждены плотно затыкать ухо ваткой, смоченной в масле. Естественно, у ни снижен и слух.

Можно ли помочь таким больным?

Ученик. Этим больным в настоящее время можно помочь. Разработана пластика барабанной перепонки. Проще говоря, на отверстие накладывают заплату. Но заплата должна быть достаточно прочной и в то же время – хорошо приживаться. С этой целью используют аутотрансплонтаты (кусочки собственных тканей) или аллотрансплантаты (заплаты, выполненные из искусственных материалов). Такие операции позволяют восстановить целостность барабанной перепонки, повысить слух, уберечь среднее ухо от попадания чужеродных агентов.

Учитель. На одном из ленинградских заводов имел место такой случай. Один кузнец в обеденный перерыв захотел отдохнуть и улегся на станину кузнечного пресса. Его товарищ решил подшутить и напугать спящего. Он забрался под станину и что было сил, ударил по ней молотком. Шутка окончилась плачевно – спящий кузнец оглох. В чем причина внезапно наступившей глухоты? Каков ее механизм?

Чтобы понять это, нам надо разобраться, каким путем звуковая волна достигает внутреннего уха, какие изменения она при этом претерпевает.

Ученик. В одном из дрезденских музеев посетителям предлагают совершить экскурсию по человеческому уху. Муляж гигантских размеров не только воспроизводит строение слухового органа человека, но и показывает процессы, идущие в нем при восприятии звука. Давайте тоже мысленно совершим прогулку по барабанной полости.

Так вот, барабанная полость содержит 3 маленькие косточки, самые маленькие косточки нашего организма. Одна из них напоминает молоток и поэтому названа молоточком. Вторая по своему внешнему виду похожа на кузнечную наковальню и названа наковальней. И, наконец, третья косточка называется стремечко, т.к. похожа на настоящее стремя.

Рукоятка молоточка вплетена в барабанную перепонку, головка ее соединяется с наковальней, и длинный отросток наковальни со стремечком. К этим косточкам присоединяются две маленькие мышцы, которые трудно найти в организме. Одна из них присоединяется к стремечку, а другая – к рукоятке молоточка. Мы прислушиваемся…, натягиваются мышцы, и мы различаем звуки, неслышимые раньше. Иногда даже говорят, он напряг слух.

Но далеко не всегда нам надо “напрягать слух”. На концертах современных рок – ансамблей это совсем излишне. Даже наоборот – хочется закрыть уши. Тут снова приходят на выручку мышцы – они сильно сокращаются, и косточки перестают колебаться совсем.

Сработала защитная реакция, наступил блок.

Учитель. Для чего же нужна столь сложная система звукопроведения?

Ученик. Столь сложная система звукопроведения нужна для усиления звуков. Звуковая волна, пройдя систему среднего уха, многократно усиливается. Усиливается она за счет законов механики – закона разницы площадей и закона рычага.

Закон разницы площадей гласит: с уменьшением площади усиливается давление на эту площадь.

Представьте себе: лето, по горячему асфальту рядом идут мужчина и женщина. Вес мужчины намного превышает вес женщины, но его туфли – платформы не оставляют следов на расплавленном асфальте. А вот каблучки – шпильки женщины глубоко проваливаются в асфальт. Площадь шпилек намного меньше площади подошвы – платформы, отсюда и результат, наглядно подтверждающий закон разницы площадей. Площадь барабанной перепонки превышает площадь овального окна в 14–18 раз. Следовательно, по закону разницы площадей, звук при прохождении через систему косточек среднего уха усиливается тоже в 14–18 раз.

По закону рычага во сколько раз одно плечо рычага больше другого, во столько раз происходит выигрыш в силе.

И молоточек и наковальня это своеобразные рычаги. Благодаря особенностям взаимного сочленения косточек среднего уха и их связи с барабанной перепонкой образуется система рычагов с соотношением плеч 1,3:1. Учитывая при этом, что эффективная поверхность барабанной перепонки в 14–18 раз больше площади основания стремечка, с уверенностью можно считать, что звуковое давление у круглого окна улитки усиливается в 20 раз.

Учитель. А существуют ли другие механизмы звукопроведения?

Ученик. Помимо воздушного звукопроведения также имеет место костное. При костном звукопроведении звуковая волна идет через костные балки затылочной, теменной или височной кости, передается непосредственно на лабиринт (минуя систему среднего уха) и на его звуковоспринимающие рецепторы.

Но дело в том, что мы практически не пользуемся костным звукопроведением. Можно привести лишь отдельные примеры применения звукопроведения по кости.

Так Бетховен, когда стал терять слух (на начальных этапах его болезни преимущественно страдала система воздушного звукопроведения), брал в зубы палочку, плотно прижимал ее к деке рояля и только так слышал музыку. При этом звуковые колебания передавались на верхнюю челюсть, скуловую и височную кость и на лабиринт.

Природой не предусмотрена передача звуковых колебаний через кость, а значит, не предусмотрена система защиты.

Учитель. Вот мы и подошли к объяснению вопроса, заданного в ходе урока: почему оглох молотобоец?

Звуковые колебания от сильного удара молотка передались по железной станине кузнечного пресса на затылочную и височную кости спящего человека – непосредственно на лабиринт, и вследствие акустической травмы погибли звуковоспринимающие клетки.

Вращается, вращается, вращается Земля.
Вокруг Земли вращается, вращается Луна.
От самозарождения нас ждет головокружение
И даже смерть приходит к нам как следствие вращения.

А что такое головокружение? И какая связь между головокружением и изучаемом предмете – ухо?

  1. Вот пожилая женщина нагнулась за сумкой, вытерла разом покрасневшее лицо и сказала: “Ох, у меня замелькали мушки перед глазами, голова закружилась…”.
  2. Девушка после длительной болезни впервые вышла на улицу и вдруг опустилась на скамейку со словами: “Я чуть не упала в обморок, у меня закружилась голова…”.
  3. Кто-то, выпив бокал шампанского, тоже может сказать, что у него сразу же закружилась голова. А если бокал будет не один, то впору, вспомнить старинную песенку: “Левая, правая, где сторона? Улица, улица, ты, брат, пьяна!”.
  4. А вот в другой песенке известная певица Клавдия Шульженко тоже жалуется слушателям: “Ох, как кружится голова, как голова кружится…”.

Ученик. Во всех упомянутых эпизодах причины головокружения будут различны. В первом случае это гипертонический криз, повышение артериального давления, во втором – коллапс, т.е. наоборот, резкое понижение давления, приводящее к анемии головного мозга. В третьем эпизоде – это легкая степень алкогольного опьянения, а в четвертом – головокружение вызвано эмоциональным состоянием героини песни, вспоминающей свою молодость.

Но самое интересное, что с точки зрения оториноларинголога все описанные состояния вовсе и не являются головокружением, т.к. врачи под этим термином понимают совсем другое.

Что же мы считаем “истинным” головокружением? Вам приходилось когда-нибудь вращаться на карусели? Конечно же приходилось. Так вот вспомните свои ощущения. Вы стоите на месте, и вам кажется, что окружающие предметы вращаются вокруг вас – сначала поехала скамейка, за ней – фонарь, следом дерево, за деревом – киоск с газированной водой, затем – опять скамейка.

И все эти предметы вращаются в одну сторону, в строгом порядке, не обгоняя друг друга. Поэтому такое головокружение называется врачами “систематизированным”, и оно обусловлено раздражением вестибулярного аппарата.

Учитель. Вестибулярный аппарат – это весьма сложный термин. А вот где он находится и как устроен, в этом мы попытаемся разобраться.

Ученик. Внутреннее ухо человека называется лабиринтом, и состоит этот лабиринт из трех основных частей – улитки, напоминающей обычную виноградную улитку, трех полукружных каналов и соединяющего их преддверия.

В улитке располагается орган слуха, А вот в остальных частях лабиринта разместился вестибулярный аппарат, по-латыни слово преддверие – “вестибюлюм”. Вестибюль! Именно там располагается аппарат, названный, поэтому вестибулярным. В преддверии находится два окошечка – круглое и овальное. В них помещены специальные чувствительные клеточки, снабженные волосками. Эти волоски выступают над поверхностью клеточек, как щетина. И на этой “щетине” лежит этакая студенистая желеобразная пластина. Чтобы придать этой массе вес, в нее вкраплены кристаллики.

Когда мы резко поднимаемся вверх, то по законам инерции мембрана начинает сильнее давить на волоски, а когда вниз – слабее. Вследствие этого у нас возникает ощущение движения (вспомните движение в скоростных лифтах). Но эта мембрана расположена не только в горизонтальной плоскости, но и в вертикальной, поэтому способна реагировать не только на движения, направленные вверх-вниз, но и вперед-назад.

Есть еще один раздражитель, на который реагируют данные рецепторы.

Раздражитель этот – земное притяжение.

Учитель. Если вспомнить физику, то кроме прямолинейных ускорений в природе существуют еще и угловые. Какие же рецепторы воспринимают их?

Ученик. Существуют специальная группа рецепторов, названная ампулярными. Названы они так потому, что находятся в расширенных концах – ампулах – полукружных каналах.

Всего полукружных каналов три и находятся они в трех взаимоперпендикулярных плоскостях. В ампулах этих каналов находятся специальные рецепторные клетки с длинными волосками.

Волоски эти своими концами склеиваются, образуя маленькую кисточку. Внутри лабиринт заполнен специальной жидкостью.

При угловых ускорениях жидкость в полукружных каналах начинает двигаться, увлекая за собой кисточку, что и является основным моментом раздражения вестибулярного аппарата. Склеенные волоски кисточки при этом двигаются вперед – назад подобно движению водорослей при приливах и отливах.

Вот так действует вестибулярный аппарат на угловые и прямолинейные раздражения.

С помощью специальных нервов вестибулярный аппарат связан с корой головного мозга, с мозжечком, со спинным мозгом. В мозжечок поступает информация не только от вестибулярного аппарата, но и от зрительных нервов и от мышц тела. Информация от мышц поступает также и в спинной мозг. Согласованная деятельность всех этих систем обеспечивает сохранение равновесия тела и ориентацию человека в пространстве. Если раздражения от вестибулярного аппарата передаются на кору головного мозга, то возникает иллюзия вращения, которую мы и называем головокружением.

Учитель. Итак, мы с вами сегодня вспомнили и строение уха, и некоторые его функции. Мы узнали, почему именно на ушной раковине имеется так много активных точек, которые используются при лечении с помощью иглотерапии.

Теперь мы знаем, что прокалывать мочку уха нужно в определенном месте и почему.

Мы узнали, что В. Шекспир не ошибался, описывая причину смерти отца Гамлета, и почему эта смерть стала возможной.

Теперь мы знаем, что кроме воздушного звукопроведения существует и костное.

Можно еще много говорить об органе слуха – ухе. Например, о причине “морской болезни”, об искусственном ухе, о свойствах звука, о глухонемых людях и т.д.

Итак ухо – это не просто орган, воспринимающий и проводящий звук. Работа уха тесно связана с функциями всего организма, ухо помогает человеку воспринимать воздействие внешнего мира и адекватно реагировать на него.

Используемая литература

С. Рязанцев. В мире запахов и звуков. Москва, <ТЕРРА> – <TERRA>, 1997. с. 11–142.