Цели урока:
Образовательная. Сформировать у учащихся понятия об инвестициях, источниках и методах финансирования инвестиций, использовать полученные ранее знания при изучении нового материала.
Развивающая. Развитие навыков работы с источниками информации, умения анализировать и делать выводы, развитие умения коллективно решать задачи.
Воспитательная. Воспитание ответственности за результат работы, чувства патриотизма и сопричастности к развитию экономики края.
Методическое оснащение урока:
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Межпредметные связи: обществознание, основы менеджмента, география.
Основные понятия для усвоения: инвестиции, категории инвесторов, частные, государственные и иностранные инвесторы, источники финансирования, методы привлечения инвестиций.
Технологическая карта урока
Этап урока | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | Цель |
Оргмомент | Приветствие. Сообщение темы, обоснование её значимости, постановка цели к уроку | Запись в тетради темы урока. Знакомство с целями и задачами к уроку. | Установление рабочего контакта, обеспечение нацеленности учащихся на урок, включение в учебную деятельность. |
Провероч-ная работа | Постановка задачи, объяснение необходимости выполнения работы | Выполнение проверочной работы | Контроль готовности к изучению темы. Актуализация полученных ранее знаний. |
Изучение нового материала | |||
Эвристическая беседа | Отвечают на вопросы, высказывая предположения | Активизация мыслительной деятельности обучающихся. Создание логических предпосылок для усвоения нового материала | |
1. | Знакомство с определением “Инвестиции” | Запись в тетради определение | Обеспечение первоначального усвоения понятия |
2. | Постановка задачи по работе с таблицей “Понятие “Инвестиции” | Работа с видами инвестиций | Конкретизация первоначального представления об инвестициях. Развитие умения соотнести существенные признаки понятия с конкретными примерами. (развитие контрольно-организационных умений). |
3. | Проверка, оценка, коррекция | Проверяют правильность выполнения задания, выставляют оценки | Стимулирование учебной деятельности. Контроль за усвоением материала |
4. | Знакомство с понятием “Категории инвесторов” | Запись в тетради | Формирование знаний для дальнейшего усвоения темы |
5. | Объяснение нового материала о методах и источниках инвестирования с опорой на таблицу | Слушают и визуально воспринимают новую информацию | Формирование первоначального представления о методах и источниках инвестирования |
6. | Постановка задачи по работе с таблицей “Источники и методы инвестирования” в группе. Оценка работы в группе. Коррекция и обобщение по итогам работы в группе. | Читают, самостоятельно изучают информацию, представленную в таблице. Выполняют групповое задание. | Развитие умения работать с информацией, коллективно решать задачи. Умение излагать материал, обосновывать выводы с использованием новой терминологии. |
7. | Обоснование практического задания с обращением к экономическому развитию края. Постановка задачи. | Читают, самостоятельно изучают информацию, представленную в задании. С позиции теоретических знаний анализируют инвестиционное состояние реального предприятия, делают выводы. | Расширение кругозора учащихся через характеристику инвестиционных процессов в крае. Развитие умения применить полученные в ходе урока знания. Развитие умения работать с информацией, коллективно решать задачи. Умение излагать материал, обосновывать выводы с использованием новой терминологии. |
8. | Оценка работы в группе. Коррекция и обобщение по итогам работы в группе. | Заполнение оценочного листа. | Развитие навыков самооценки. |
Домашнее задание | Формулирует, комментирует домашнее задание | Знакомство с домашним заданием | Создание предпосылок для дальнейшего изучения материала. |
Подведе-ние итогов урока | Предлагает учащимся обратиться к целям, поставленным в начале урока, прокомментировать их достижение Блиц-опрос. | Анализируют деятельность по достижению целей урока, дают оценку. Отвечают на вопросы блиц-опроса | Развитие навыка самоанализа, самооценки. Проверка знаний уч-ся. |
Оценка деятель – ности учащихся | Анализ результатов оценочных листов. | Заполнение оценочных листов | Реализация воспитательного потенциала оценки деятельности уч-ся. |
Начинаем наш урок. Для работы на ваших столах лежат папки с раздаточным материалом, к ним мы будем обращаться по ходу урока.
Тема нашего урока: “Инвестиции. Источники и методы финансирования”. Без чего не может прожить человек? Без воздуха, без воды, без еды. И если нет источников жизненных сил, человек умирает. Так и предприятие, проходя стадии жизненного цикла, на каждом этапе должно подпитывать жизненные силы. Иначе оно прекратит своё существование. Помочь в этом могут инвестиции.
И целями нашего урока являются усвоение понятия “инвестиции”, знания категорий инвесторов, а также знания источников и методов финансирования инвестиций.
Проблема инвестиции важна не только для отдельного предприятия. Она актуальна как для развития отдельного региона, так и для развития экономики государства. В нашем крае, несмотря на сложную экономическую обстановку, реализуется сразу несколько крупных инвестиционных проектов: Ванкор, Эвенкийский газоперерабатывающий и нефтяной комплекс, Нижнее Приангарье, строительство железной дороги Курагино – Кызыл и освоение богатейших тывинских месторождений. Через 3 месяца вы закончите лицей и кто-то из вас станет непосредственным участником реализации этих проектов, так как ни одно предприятие не обходится без автомобильного транспорта.
В нашем городе проводятся ежегодные экономические форумы. На последнем, 6-м экономическом форуме, на первый план поставлена задача: обеспечение качества управления, умения правильно выстраивать систему работы с инвесторами и разумно управлять финансами. А для этого нужно знать весь инструментарий по работе с инвестициями. Для этого нужен опыт, но первые знания человек получает на уроках экономики.
Сегодня мы знакомимся только с общими понятиями. Чтобы понимать, о чем идет речь, и достичь поставленных целей, необходимо повторить экономические понятия, которые мы изучали на предыдущих уроках.
Для этого обратимся к раздаточному материалу. У вас имеется табель оценок; вы сами будете оценивать свои знания и выставлять себе оценку. Для повторения откройте раздаточный лист №1.(Приложение№1) Внимательно прочитайте задание. Я уточню задание: необходимо вписать экономические понятия в пустые клеточки в первом столбце, которые соответствуют определению второго столбца (Учащиеся выполняют задание).
А теперь проверим вашу работу. Перед вами правильные ответы. Если ваши ответы совпали, поставьте знак “плюс”, при несовпадении знак “минус”.
Сейчас вы можете поставить себе первые оценки:
“5” – все ответы верные
“4” – имеется два несовпадения
“3” – три – пять несовпадений
“2” – шесть и более несовпадений
Итак, все присутствующие получают допуск к изучению нового материала.
3.1 Понятие инвестиций.
А теперь давайте выясним, что такое “инвестиции”? Чем можно поддержать жизненные силы предприятия? Попробуйте сами ответить на этот вопрос. (Возможны варианты ответов: денежные средства, транспорт, здание, помещение, земельный участок, ценные бумаги).
Для регулирования инвестиционной деятельности правительством РФ издан закон от 2 января 2000 года. Посмотрите, как трактуется определение инвестиций в данном законе:
“Инвестиции – это денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности в целях получения прибыли или достижения полезного эффекта”.
Ваше представление об инвестициях совпало с данным определение. В учебниках по экономике авторами дается другое определение, на мой взгляд, простое, более ёмкое и понятное:
“Инвестиции – это долгосрочное вложение капитала в предпринимательскую деятельность с целью получения прибыли или другого полезного эффекта”.
Такое определение я предлагаю записать в тетрадь.
Но это общее представление об инвестициях. А теперь давайте обратимся к конкретным примерам в задании №2.(Приложение №2) Внимательно прочитайте условие задания: необходимо определить, что является инвестициями, а что не является. (Учащиеся работают над заданием)
Ну а теперь проверим вашу работу. Кто-то один встает, называет ответы, все остальные сверяют. Если не согласны, поднимаете руку, предлагаете свой вариант. (Идет обсуждение).
Сверьте своё выполнение с правильными ответами и там, где были исправления, обведите эти цифры в кружок.
А теперь поставьте вторую оценку по предложенной шкале оценок:
“5” – нет исправлений
“4” – одно-три исправления
“3” – четыре-шесть исправлений
3.2. Категории инвесторов
Выполнение задания вызвало затруднения и споры лишь потому, что в вопросах инвестирования нужно выделить две группы участников:
Участники инвестиционного процесса, которые предоставляют инвестиции, называются инвесторами. Я предлагаю вам следующую классификацию инвесторов:
Как вы думаете, для чего необходимо иметь информацию об инвесторах? (Варианты ответов: чтобы расширить круг участников инвестиционного процесса, увеличить поток инвестиций, для поиска новых способов активизации и заинтересованности инвесторов в условиях конкуренции, а в последнее время в условиях кризиса).
3.3. Источники и методы финансирования.
В начале нашего урока я привела сравнение значимости инвестиций для предприятия с жизненными источниками человека. Чтобы человек мог утолить жажду, ему нужно найти колодец и найти способ, как достать воду из колодца. Так и предприятию нужно знать источники инвестиций и каким образом получить средства из этих источников.
И мы приступаем к изучению источников и методов финансирования. Эти понятия взаимосвязаны между собой и поэтому представлены в виде таблицы.
А сейчас вам предстоит выполнить задание №3 (Приложение №3) И если все-таки возникнут какие-то неясности, мы их разрешим в ходе обсуждения.
Это задание вы будете выполнять в группе; оценивать я буду работу всей группы и поставлю общую оценку. От результата работы каждого из вас будет зависеть итоговая оценка, которую вы внесете в личный табель оценок. (Идет работа по заданию №3)
Мы рассмотрели теоретические вопросы. А теперь рассмотрим практическую реализацию методов инвестирования на конкретных примерах. Среди большого разнообразия инвестиционных проектов края я выбрала следующие:
Эти объекты нашего исследования распределены по группам на раздаточном материале №4 (Приложение №4) и вам снова предлагается коллективная работа, за которую вы получите общую оценку.
Это выдержки из публикаций в журнальных изданиях. Нужно внимательно прочитать эту статью и определить методы финансирования. Сначала вы работаете самостоятельно, а затем в ходе обсуждения выносите итоговое решение. На обсуждение дается 2 минуты, а затем кто-нибудь из группы делает сообщение. (В ходе сообщения задать вопрос: Все ли участники группы думают также? У кого были другие варианты?)
Итак, я представляю исследуемые объекты на слайдах презентации.(Идет прослушивание выступлений и оценка работы групп).
А теперь прослушайте домашнее задание. Первое задание: вам нужно переписать таблицу “Источники и методы финансирования” в тетрадь (ксерокопии и вклеивание материала не принимается). Второе задание: выполнить тест на раздаточном материале №5 (Приложение №5)
Ну а теперь подведем итог нашего урока. Сначала оценим вашу работу. Подведите итог в вашем табеле оценок, выведите среднее арифметическое значение. Я добавлю дополнительные баллы за активность следующим учащимся: (назвать фамилии).
А теперь обратимся к целям нашего урока и посмотрим, все мы сделали для их достижения? Давайте проведем блиц-опрос. Что такое инвестиции? Какова роль инвесторов? Кто может выступать в качестве инвесторов? Что можно использовать в качестве источников инвестирования? Какие методы финансирования вы можете предложить индивидуальному предпринимателю? Какими методами финансируется наш лицей?