Уроки физической культуры – основная форма обучения, воспитания и развития учащихся. В процессе обучения физическим упражнениям дети с ОВЗ приучаются выполнять их в различных условиях: утром при проведении зарядки, на уроках, самоподготовках.
Физическое воспитание осуществляется в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и профессионально – трудовым обучением, занимает одно из важнейших мест в подготовке учащихся с нарушениями интеллекта к самостоятельной жизни и производительному труду. Воспитывает личностные качества детей с проблемами в развитии. С помощью основных движений у детей формируются прикладные умения и навыки, необходимые в повседневной жизни.
Двигательная недостаточность учащихся особенно возрастает при выполнении сложных движений, где требуется точное дозирование мышечных усилий, перекрёстная координация движений, пространственно-временная организация моторного акта, словесная регуляция движений. Разнообразие клинических форм интеллектуального недоразвития и двигательные нарушения требуют разработки специальных методов и приёмов обучения.
Урок физической культуры должен отвечать основным педагогическим требованиям, быть обучающим, иметь коррекционно-оздоровительную направленность, носить воспитательный характер и соответственно решать определённые задачи.
Система физического воспитания, объединяющая все формы занятий физическими упражнениями, должна способствовать социализации ученика в обществе, формированию духовных способностей ребёнка. В связи с этим в основе обучения физическим упражнениям должны просматриваться следующие принципы:
– индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
– коррекционная направленность обучения;
– оптимистическая перспектива;
– комплексность обучения на основе прогрессивных психолого – педагогических и психолого-физиологических теорий.
Методическая литература:
Цель: Формировать у учащихся умения и навыки в лазанье по наклонной скамейке, гимнастической стенке.
Задачи:
Спортивный инвентарь: гимнастическая стенка, гимнастическая скамейка, гимнастический мат (3), барьер, ориентиры.
Место проведения: спортивный зал.
Словарь: свисток, ориентир.
Содержание | Организационно-методические указания |
I. Вводная часть (5 мин.) | |
1. Построение. Приветствие. Задачи урока | Равнение в строю. |
2. Строевые упражнения: повороты «Нале-во!», «Напра-во!», расчёт на первый, второй, на «А», «В». | Выполняем переступанием. Чётко проговариваем слова. |
3. Игра «Построились!» – 1 свисток в колонну за (физоргом) Игра на восстановление дыхания. – 4 свистка в цифру «1» | Ходьба строевым шагом. Ходьба «паучок». |
II. Подготовительная часть (10 мин.) | |
1. Ходьба: – 4 на носках, 4 на пятках; Вперёд не наклоняться. | Вперёд не наклоняться. |
2. Бег: – на носках; | Мягко, как «кошка» |
Восстановление дыхания: – произношение на выдохе ш-ш-ш; с-с-с ух-ах. | Проговариваем медленно |
3. Комплекс ОРУ на месте и в движении: – бег с высоким подниманием бедра | Вперёд не наклоняться. |
III. Основная часть (20 мин.) | |
1. Лазание по гимнастической стенке (одноимённым и разн-м способом), вис на руках. | Выполнение упражнений по отделениям: 1, 2, 3 группа – 2 р. |
2. Лазание по наклонной гимнастической скамейке, стенке, вис на руках, подлезание под барьер. | Чётко выполнять инструкции. Индивидуальная работа: |
3. Повороты к ориентирам без контроля зрением в момент поворота; – ходьба по ориентирам; | Индивидуальная работа: 1, 2 гр. – 2 р.; 3 гр. 1 р. |
– прыжок в длину с места в обозначенный ориентир и воспроизведение его без контроля зрением; | Точно в ориентир, не смотреть. |
– шаг вперёд, назад, вправо в обозначенное место с открытыми и закрытыми глазами. | Слушать команду! |
4. Игра «Выбери друга» И. п. стоя в кругу, лицом к центру. Число участников чётное. | Соблюдать правила игры. |
IV. Заключительная часть (5 мин.) | |
1. Построение. Итог урока. | Не спешить, считать правильно. |
2. Упражнение на расслабление: – и. п. – лёжа на спине. Сделать глубокий вдох и напрячь все мышцы тела в течение 10 с. (отсчитать 10с мысленно, про себя), максимально расслабить все мышцы, глубокое дыхание. | |
3. Ходьба за 12 шагов до линии с закрытым глазами. | Сделать точно 12 шагов! |