Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание биологии

Элективный курс Подари мне цветок. 6-й класс

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 478

Субина Елена Николаевна, учитель биологии и географии

Пояснительная записка

Программа предметно-ориентированного курса «Подари мне цветок» предназначена для формирования практических умений и навыков у учащихся 6 класса по уходу за комнатными и цветочно-декоративными растениями и их разведению. Она включает в себя знания по биологии и экологии, практические навыки. Программа курса обучения составлена из расчета 17 учебных занятий (1 час в неделю).

Комнатные растения широко используются как демонстрационный материал для постановки опытов и наблюдений практически во всех темах ботаники, общей биологии, при изучении некоторых вопросов зоологии и анатомии, физиологии и гигиены человека. Как правило, большинство опытов с комнатными растениями требуют длительного времени, на уроке обычно опыт закладывается и демонстрируются его результаты, а наблюдения за ходом опыта учащиеся проводят во внеурочное время. Внеурочная работа по данной программе предлагает задания для проведения, как в школе, так и дома. Программа позволяет решать важные учебно-воспитательные задачи, углубляя и расширяя биологические знания учащихся. Дети активно проявляют интерес к познанию окружающего мира, стремятся к самостоятельной работе.

Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в умелом сочетании различных форм работы, направленных на развитие детей, с опорой на практическую деятельность. Программа формирует также сознательное отношение к труду и эстетический вкус.

Цель: Формировать интерес к цветоводству посредством создания условий для приобретения навыков самостоятельного наблюдения и ухода за комнатными растениями.

Задачи:

Курс призван удовлетворить потребности в приобретении новых знаний и навыков, их получении путем самообразования. Знания, полученные учащимися, имеют практическое значение для оформления классных комнат, озеленения пришкольной территории.

Планируемые результаты:

По окончанию изучения курса учащиеся должны иметь представления:

По окончанию изучения курса учащиеся должны знать:

По окончанию изучения курса учащиеся должны уметь:

Способы проверки планируемых результатов:

Формы подведения итогов:

Учебно-тематический план элективного курса «Подари мне цветок»

Наименование тем Всего часов В том числе Формы контроля
лекции практика экскурсия
1 Зачем нам комнатные растения? 1 1 беседа
2 Виды комнатных растений 3 1 1 1 Создание индивидуальных и групповых проектов
3 Содержание и уход 4 1 2 1 Практические задания
4 Способы размножения растений 6 1 4 1 Практическая работа, постановка опытов
5 Вредители, болезни и лечение 2 1 1 тестирование
6 Заключительное занятие 1 1 Творческий отчет
Итого 17 5 9 3

Содержание

Тема 1. Зачем нам комнатные растения (1 час)

Значение растений для человека. Растения-лекари. Растения в интерьере жилища. Эстетическое восприятие комнатных и садовых растений.

Тема 2. Виды комнатных растений (3ч)

Экологические группы комнатных растений. Растения тропиков и субтропиков. Суккуленты. Зависимость внешнего строения растений от местообитания. Ампельные и декоративно-лиственные растения.

Творческие и практические задания

Подбор материала о видовом разнообразии комнатных растений. Создание индивидуальных и групповых компьютерных презентаций «Комнатные растения». Определение родины комнатных растений по внешним признакам. Составление карты комнатных растений. Оформление выставки «Эти удивительные растения».

Экскурсия в оранжерею «Видовое разнообразие растений»

Тема 3. Содержание и уход (4ч)

Создание условий для роста и развития растений. Температурный и водный режим. Влажность воздуха. Грунты и почвосмеси. Значение микро и макроэлементов для растений. Удобрения, их виды и применения. Перевалка и пересадка комнатных растений. Инвентарь и оборудование для ухода за растениями. Подбор емкостей для растений.

Творческие и практические задания

Изучение информационных источников. Создание паспортов комнатных растений школы. Составление почвосмесей для разных видов растений. Подготовка инвентаря. Выбор емкостей для перевалки и пересадки. Перевалка и пересадка растений.

Экскурсия в зимний сад ДК «Горняк»

Тема 4. Способы размножения растений (6ч)

Вегетативное размножение растений. Стебель как составная часть побега и его функции. Прививки. Видоизмененные побеги: клубни, луковицы, корневища. Размножение делением корневища. Размножение усами, отводками. Листовые и стеблевые черенки. Определение качества семян

Творческие и практические задания

Определение способов размножения растений. Проведение прививки глазками на клубнях картофеля. Размножение стеблевыми черенками традесканции и бегонии. Размножение отводками хлорофитума и камнеломки. Деление корневища ириса. Подготовка почвосмесей для выращивания рассады. Посев семян и уход за сеянцами. Высадка рассады в грунт.

Экскурсия в Детский Эколого-биологический центр «Размножение комнатных растений»

Тема 5. Вредители, болезни и лечение (2ч)

Насекомые-вредители комнатных растений. Способы борьбы с ними. Болезни комнатных растений и причины их возникновения. Меры предосторожности при работе с химическими препаратами по обработке растений.

Творческие и практические задания

Определение насекомых-вредителей по рисункам и фотографиям. Создание карточек «Вредители и способы борьбы с ними». Диагностика комнатных растений образовательного учреждения на наличие вредителей и болезней.

Заключительное занятие (1ч)

Творческий отчет о деятельности в течении учебного периода с показом компьютерной презентации «Путешествие с домашними растениями»

Практическая часть программы

Тема 2. Виды комнатных растений (2ч)

Творческие и практические задания
  1. Подбор материала о видовом разнообразии комнатных растений.
  2. Определение родины комнатных растений по внешним признакам. Составление карты комнатных растений.
  3. Создание индивидуальных и групповых компьютерных презентаций «Комнатные растения».
  4. Оформление выставки «Эти удивительные растения».
  5. Экскурсия в оранжерею «Видовое разнообразие растений»

Тема 3. Содержание и уход (3ч)

Творческие и практические задания
  1. Изучение информационных источников.
  2. Создание паспортов комнатных растений школы.
  3. Составление почвосмесей для разных видов растений.
  4. Подготовка инвентаря. Выбор емкостей для перевалки и пересадки.
  5. Перевалка и пересадка растений.
  6. Экскурсия в зимний сад ДК «Горняк»

Тема 4. Способы размножения растений (5ч)

Творческие и практические задания
  1. Определение способов размножения растений.
  2. Проведение прививки глазками на клубнях картофеля.
  3. Размножение стеблевыми черенками традесканции и бегонии.
  4. Размножение отводками хлорофитума и камнеломки.
  5. Деление корневища ириса.
  6. Подготовка почвосмесей для выращивания рассады.
  7. Посев семян и уход за сеянцами.
  8. Высадка рассады в грунт.
  9. Экскурсия в Детский Эколого-биологический центр «Размножение комнатных растений»

Тема 5. Вредители, болезни и лечение (1ч)

Творческие и практические задания
  1. Определение насекомых-вредителей по рисункам и фотографиям.
  2. Создание карточек «Вредители и способы борьбы с ними».
  3. Диагностика комнатных растений образовательного учреждения на наличие вредителей и болезней.

Заключительное занятие (1ч)

  1. Творческий отчет
  2. Компьютерная презентация «Путешествие с домашними растениями»

Список литературы для учителя.

  1. Аксенов Е.С., Аксенова Н.А. Декоративные растения. Т. 2. Травянистые растения. – М.: Издательство АСТ, 2000
  2. Батурицкая Н.В., Фенчук. Т.Д. Удивительные опыты с растениями.- Минск: Новая асвета, 1991
  3. Бинас А.В., Маш Р.Д., Никишов А.И. и др. Биологический эксперимент в школе.- М.: Просвещение,1990
  4. Бибикова Е.П., Бибиков Ю.А. Цветоводство. – Минск: Вышейшая школа, 1992
  5. Дорохина Л.Д., Нехлюдова А.С. Руководство к лабораторным занятиям по ботанике с основами экологии. – М.: Просвещение, 1990
  6. Жизнь растений/ под ред. Федорова А.А.-М.: Просвещение, 1998
  7. Кузнецова В.И. Уроки биологии. 6-7 класс.- М.: Просвещение, 1991
  8. Клинковская Н. И., Пасечник В.В. Комнатные растения в школе.- М.: Просвещение, 1986
  9. Розенштейн А.М. Самостоятельные работы учащихся по биологиии. Растения.- М.: Просвещение, 1991
  10. Рогожин А.Г. Энциклопедический словарь юного натуралиста. – М.: Педагогика,1981
  11. Рэй Гибсон. Что я выращу?/ Пер. с англ. Л.Я. Гальперштейна – М.: «Росмэн». - 1998
  12. Травкина В.В. Биологические экскурсии: Учебно-методическое пособие.-СПб.: «Паритет», 2002
  13. Чувикова А.А. Учебная книга цветовода.- М.: Колос, 1984
  14. Чувикова А.А. Практикум по цветоводству.- М.: Колос, 1984
  15. Энциклопедия для детей: Т .2. Биология. – 4-е изд. испр. – М.: Аванта+, 1997

Список литературы для учащихся

  1. Аксенов Е.С., Аксенова Н.А. Декоративные растения. Т. 2. Травянистые растения. – М.: Издательство АСТ, 2000
  2. Батурицкая Н.В., Фенчук. Т.Д. Удивительные опыты с растениями. - Минск: Новая асвета, 1991
  3. Бибикова Е.П., Бибиков Ю.А. Цветоводство. – Минск: Вышейшая школа, 1992
  4. Жизнь растений/ под ред. Федорова А.А.-М.: Просвещение, 1998
  5. Клинковская Н. И., Пасечник В.В. Комнатные растения в школе.- М.: Просвещение, 1986
  6. Рогожин А.Г. Энциклопедический словарь юного натуралиста. – М.: Педагогика,1981
  7. Рэй Гибсон. Что я выращу?/ Пер. с англ. Л.Я. Гальперштейна – М.: «Росмэн». - 1998
  8. Чувикова А.А. Учебная книга цветовода.- М.: Колос, 1984
  9. Энциклопедия для детей: Т .2. Биология. – 4-е изд. испр. – М.: Аванта+, 1997

x