Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание математики

Элективный курс Решение текстовых задач. 9-й класс

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 396

Ненашева Татьяна Васильевна, учитель математики

«Умение решать задачи - практическое искусство,
подобное плаванию, или катанию на коньках, или
игре на фортепьяно: научиться этому можно,
лишь подражая избранным образцам
и постоянно тренируясь»...
Д. Пойа.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В современной школе каждый ученик в процессе обучения должен иметь возможность подготовиться к продолжению своего образования в избранном им направлении. Получить специализированную подготовку учащиеся X-XI могут, изучая отдельные учебные предметы, углублено или в рамках профильного обучения. Психологические исследования показывают, что ребенок должен сначала пройти этап всесторонних «атак» на активизацию его задатков, и только после этого, в подростковом периоде, он в состоянии оценить свои специальные способности и наклонности.

Большинство учащихся не в полной мере владеют техникой решения текстовых задач, об этом можно судить по статистическим данным анализа результатов проведения ЕГЭ: решаемость задания, содержащего текстовую задачу, составляет около 30%. По этим причинам возникла необходимость более глубокого изучения традиционного раздела элементарной математики: решение текстовых задач. Полный минимум знаний, необходимый для решения всех типов текстовых задач, формируется в течение первых девяти лет обучения учащихся в школе.

Необходимость рассмотрения техники решения текстовых задач обусловлена тем, что умение решать задачу является высшим этапом в познании математики и развитии учащихся.

С помощью текстовой задачи формируются важные общеучебные умения, связанные с анализом текста, выделением главного в условии, составлением плана решения, проверкой полученного результата и, наконец, развитием речи учащегося. В ходе решения текстовой задачи формируется умение переводить ее условие на математический язык уравнений, неравенств, их систем.

 Введение элективного курса позволит учащимся IX классов убедиться в том, что математические знания, представления о роли математики в современном мире стали необходимыми компонентами общей культуры, а учащимся с математическими способностями поможет сделать правильный выбор профиля дальнейшего обучения.

В ходе изучения материала данного курса целесообразно сочетать такие формы организации учебной работы как практикумы по решению задач, лекции, анкетирование,

беседа, тестирование, частично-поисковая деятельность. Можно использовать математические игры (дидактическая, ролевая), викторины, головоломки, элементы исследовательской деятельности.

Задачи курса:

Цели элективного курса:

Обучающие:

Развивающие:

Воспитательные:

Важное место уделяется способам общения учащихся на занятиях, которые содержат элементы парного, группового, коллективного решения проблемных ситуаций, диалог в ходе решения, защиту решений, самостоятельную проработку теоретического материала, элементы контроля и самоконтроля, создание презентаций и защита презентаций.

Используется проектная работа учащихся, используются элементы деловой игры.

После рассмотрения полного курса учащиеся должны иметь следующие результаты обучения:

Тематическое планирование

(17 часов, 1 час в неделю)

1.

Вводное занятие. Понятие текстовой задачи.

Лекция Презентация

2.

Типы текстовых задач. Алгоритм решения текстовых задач.

Беседа Презентация

3.

Задачи «на проценты».

Практикум Презентация

4.

Задачи «на проценты».

Практикум

5.

Задачи «на процентное отношение, концентрацию».

 1ч

Практикум

6.

Задачи «на процентное отношение, концентрацию».

Практикум

7.

Задачи «на абстрактную работу».

Практикум Презентация

8.

Задачи «на конкретную работу».

Семинар

9.

Задачи «на «сухопутное» движение»».

Исследовательская работа

10.

Задачи «на движение по реке».

Практикум

11.

Задачи «на числа».

Практикум Презентация

12.

Задачи «на числа».

Практикум

13.

Задачи «на прогрессии».

Практикум Презентация

14.

Задачи «на прогрессии».

Практикум

15.

Задачи с геометрическим содержанием.

Практикум

16.

Задачи с геометрическим содержанием.

Презентация

17.

Итоговое занятие.

Семинар Защита творческих работ

Содержание занятий

1. Вводное занятие. Понятие текстовой задачи.

2. Типы текстовых задач. Алгоритм решения текстовых задач.

3. Задачи на проценты.

4. Задачи на проценты.

5. Задачи на процентное отношение, концентрацию.

6. Задачи на процентное отношение, концентрацию.

7. Задачи на работу.

8. Задачи на работу.

9. Задачи на движение.

10. Задачи на движение.

11, 12. Задачи на числа.

13. Задачи на прогрессии.

14. Задачи на прогрессии.

15. Задачи с геометрическим содержанием.

16. Задачи с геометрическим содержанием.

17. Итоговое занятие.

Литература

  1. «Энциклопедический словарь юного математика» Составитель Савин А.П., Москва, «Педагогика», 1989г.
  2. И.Н. Петрова. Проценты на все случаи жизни. – Челябинск. Южно-Уральское книжное издательство, 1996.
  3. А.Е. Захарова. Несколько задач «про цены». М.М. Фирсова. Урок решения задач с экономическим содержанием. – Журнал «Математика в школе» №8/2002. Стр. 34 – 38.
  4. М.В. Лурье, Б.И. Александров. Задачи на составление уравнений. Учебное руководство. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1990г.
  5. А. Тоом. Как я учу решать текстовые задачи. - Еженедельная учебно-методическая газета «Математика», №46, 47, 2004г.
  6. А. Прокофьев, Т. Соколова, В. Бардушкин, Т. Фадеичева. Текстовые задачи. Еженедельная учебно-методическая газета «Математика», №9, 2005г.
  7. В. Булынин Применение графических методов при решении текстовых задач. – Еженедельная учебно-методическая газета «Математика», №14, 2005г.
  8. Липсиц И.В. Экономика. Методическое пособие 10 кл. в 2-х кн. – М.: Вита – Пресс, 2000.
  9. Симонов А.С. Проценты и банковские расчеты // Математика в школе - №4, 2001.
  10. Симонов А.С. Экономика на уроках математики. – М.: Школа – Пресс, 2000.
  11. Б.Ф. Бутузов, Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров и др. Математика. Учебник для экономистов 10 - 11 классов. - М.: Сантакс - Пресс, 1996г.
  12. В.В. Ткачук Математика - абитуриенту. - 9-е изд., исправленное и дополненное. М.: МЦНМО,2002г.