С сожалением следует отметить, что вопросам техники речи в школьной программе уделяется очень мало места. Обычно задания по технике речи сводятся к требованиям типа прочитайте текст выразительно или прочитайте правильно слова, в то время как понятие “техника речи” более широкое и включает в себя практические навыки, приобретенные в процессе тренировок в области дыхания, артикуляции, дикции, постановки и развития голоса и т.д.
Безусловно, вопросом постановки и развития голоса должен заниматься квалифицированный специалист, однако основы правильного произношения должны закладываться учителем-словесником.
Предлагаемая нами система заданий состоит из четырех разделов. Одна часть упражнений посвящена обработке четкого произношения и звукосочетаний. Вторая группа заданий, органично связанная с первым, предполагает работу над интонированием речи. Третий блок упражнений нацелен на устранение некоторых недостатков диалектного произношения. Четвертая часть посвящена упражнениям акцентологического характера.
1. Отработка произношения звуков и звукосочетаний
Прочитайте скороговорки сначала медленно, четко проговаривая все звуки. Затем темп чтения убыстряется. Необходимо следить за четкостью произношения:
Усвоение смыслоразличительной функции звука. В каждой загадке спрятались два слова, разных по смыслу, но близких по звучанию. Нужно только один звук (букву) заменить другим. Найдите разгадку:
С “к” я в школе на стене –
Горы, реки есть на мне.
С “п” - от вас не утаю –
Тоже в школе я стою. (карта – парта)Хоть и мала я, но взгляни:
Весь мир в себе я отражаю.
Но “к” на “ц” перемени –
И по болоту зашагаю. (капля – цапля)С “п” я в доме, с “в” я в поле,
С “м” я в море, с “г” - в футболе,
С “к” вбивают, с “т” взрывают,
С “д” долину называют. (пол-вол-мол-гол-кол-тол-дол)С “б” мучительной бываю,
С “м” одежду пожираю,
С “р” актеру я нужна,
С “с” для повара важна. (боль-моль-роль-соль)Конечно же, загадка эта
На первый только взгляд сложна:
Я с “у” - далекая планета,
А с “и” - я в Азии страна. (Уран – Иран)
В заключение следует сделать вывод, так ли уж важна четкая артикуляция звуков.
Прочитать стихотворения, четко выговаривая слова, обращая внимание на произношение согласных звуков.
А) Отработка звука Р:
Гром гремит на всю округу.
Грому рады – ровно другу.
С треском, с грохотом гремит,
Так, что все вокруг дрожит…
Ну и треск! Вот это гром!
Ох, гроза! Пожар кругом:
Так сверкнет вокруг вдруг ярко!
От грозы на небе жарко!
Гром народ благодарил:
Гром прохладу подарил!
Какой звук и сочетание звуков повторяются особенно часто? С какой целью это сделал автор? Выписать слова с этими звуками и сочетаниями звуков
(вариант вопроса: какие звуки помогают передать веселое звучание сильного дождя?)
Попробуем “картавить”: произнесем вместо звука Р звук Л. Сохранится ли звуковой образ грозы?
Почему в конце стихотворения звук Р встречается меньше, а звук Л – чаще?
Б) Отработка звука Л:
Ливень льет! Ливень льет!
Пляшут капли в лужице.
Плот плывет! Плот плывет!
Плот по луже кружится.
Лягушонок влез на плот
И кричит: “Ура! Вперед!”
Плещут волны! Хлещут волны!
Заливают с головой.
Что мне волны! Самый полный! –
Не сдается рулевой.
Какой звук и сочетание звуков повторяются особенно часто? С какой целью это сделал автор? Выписать слова с этими звуками и сочетаниями звуков.
(вариант вопроса: какие звуки помогают передать веселое звучание сильного дождя?) Выписать слова с этими звуками в две группы:
Где этот звук произносится твердо
Где этот звук произносится мягко
Есть ли взаимосвязь между артикуляцией и образностью речи?
В) Отработка звуков С и Ш:
Сухие листья, сухие листья,
Сухие листья, сухие листья,
Под ветром тихим, кружась, шуршат.
Сухие листья, сухие листья,
Под ветром тихим сухие листья,
Кружась, что шепчут, что говорят?
Случайно ли, что в этом стихотворении так много звуков С и Ш? Какой звуковой образ создают эти звуки? Усиливает ли этот звуковой образ многократно повторяющийся звук Х?
Г) Отработка звука В:
Приятно было Ване в ванне,
Но сломался кран у ванны.
Чтобы новый кран ввернуть,
Мастера пришлось вернуть.
Долго кран пришлось винтить
Чтобы намертво ввинтить.
Обратите внимание на долгий и короткий звук В. Как на письме изобразить долгий звук В? Записать слова с одной и удвоенной буквой В.
Д) Отработка парных звуков: Ш - Ж, З – С, Г – К:
Пешком шагали мышки по узенькой дорожке
От деревушки Пешки до деревушки Ложки.
А в деревушке Ложки у них устали ножки.
Обратно в Пешки мышки приехали на кошке.
И пели по дорожке, и щелкали орешки –
От деревушки Ложки до деревушки Пешки.
Пешком идти не близко, когда идешь обратно.
А на пушистой киске и мягко, и приятно.
Если кошке по пути – отчего не подвезти?!
Обратить внимание на подчеркнутые буквы. Какие звуки мы произносим? Какой орфоэпический закон “заставляет” нас делать это? Сколько звуков Ш в этом тексте? Сколько звуков С в этом тексте?
Попробуем говорить “по писаному”: лоЖки, ноЖки…
Наблюдение над гласными и согласными звуками в стихотворном отрывке:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя…
Какие гласные и согласные звуки рисуют картину бури? Как нужно читать это стихотворение? Какое настроение возникает?
Примечание: эти задания могут быть предложены для индивидуальной работы тем учащимся, у которых есть недостатки в произношении того или иного звука.
Работа над интонацией
Произнести пословицу сначала с утвердительной, а потом с вопросительной интонацией.
Произнести пословицу с иронией, с восхищением. Меняется ли смысл высказывания? Какова роль интонации в нашей речи?
Изменить логическое ударение, т.е. выделить голосом различные слова в предложении.
Люблю грозу в начале мая.
Как меняется смысл высказывания?
Люблю (не люблю)
Грозу (дождь, солнце)
В начале (в середине, в конце)
Мая (апреля, июня, сентября)
Белая береза под моим окном.
Построить вопросительное предложение так, чтобы на него можно было ответить:
-) да, белая. -) да, береза. -) да, под моим. -) да, под окном.
Определить роль интонации в речи.
Произнести фразу с разной интонацией: с восторгом, сомнением, презрением, гневом, равнодушием.
Ни слова не меняя в этой фразе, меняем ли мы смысл сказанного? При помощи чего мы этого добиваемся?
Какой ты молодец.
Сочинить небольшой рассказ, в основе которого была бы использована пословица или скороговорка. В тексте пословица (скороговорка) должна прозвучать трижды с разными интонациями: вопросительной, восклицательной, утвердительной. Подготовить рассказ для чтения в классе.
Примечание: это упражнение может быть предложено учащимся при изучении типов речи (описания, повествования, рассуждения).
Отработка фразового ударения. Выделением того или иного слова изменить смысл высказывания. Дано предложение:
Я думаю, что ты мне друг.
-) Произнести это предложение как утверждение. Какое слово мы при этом выделим голосом?
Я думаю, что ты мне друг.
-) Если мне нужно подчеркнуть, что это мое мнение, а не чье-либо, то какое слово я выделяю голосом?
Я думаю, что ты мне друг.
-) Если важно подчеркнуть, что другом является именно этот человек, а не какой-либо другой?
Я думаю, что ты мне друг.
-) Произнести эту фразу так, чтобы не возникло сомнений, кому именно этот человек является другом.
Я думаю, что ты мне друг
В качестве самостоятельной работы учащимся предлагается ролевая игра. Модулируется ситуация. Например, разговаривают два доброжелательно настроенных приятеля. Или: один провинился перед другим и старается загладить вину. Или: один из них относится к другому свысока. Или: первый старается заинтересовать другого.
Вариант самостоятельной работы:
У Экзюпери Маленький Принц произносит слова: “Нарисуй мне барашка!”
Фразу произнести как:
Попробуйте произнести эти слова как приказ, как угрозу. Почему Маленький Принц не произносил эту фразу как приказ или как угрозу?
Обнаружение интонационного рисунка поэтического произведения. Используя произвольное сочетание звуков (бормотание), воспроизвести интонацию стиха. Для чтения и анализа может быть использовано стихотворение из учебника “Литература” (5 класс).
После того как учащиеся увидели интонационный рисунок произведения, текст читается выразительно вслух (можно предложить выучить наизусть).
Обработка темпа речи.
“В понятие темпа речи входят:
Темпы речи зависят от ситуации общения, от жанра выступления. “Частная беседа, особенно на случайные темы, протекает в более быстрых темпах, чем публичное выступление. Как правило, чем важнее содержание, тем более сдержанна речь; исключение составляет более быстрая речь в напряженных или связанных душевным волнением положениях. Никто не скажет: “Ваш дом в огне!” - медленно, если говорит об этом всерьез. Но даже здесь соответствующая выразительность замедляет темп по сравнению с беседой на случайные темы” (Поль Сопер, с. 159) Среди нарушений темпа речи П. Сопер называет торопливость речи, вялость речи, неуверенную, вымученную речь. (Поль Сопер, с.170 – 171)
Познакомив учащихся с этими наблюдениями, можно предложить им принять участие в конкурсе дикторов. Для этого необходимо отработать правильный темп речи. По требованию русского языка дикторская речь должна быть четкой, выразительной и протекать в определенном ритме.
(70 – 80 слов в минуту)
Текст для чтения
Вы, конечно же, знаете, что выражение ОТ ДОСКИ ДО ДОСКИ означает “прочитать от начала и до конца”. А знаете ли вы, как возникло это выражение?
У старых книг переплеты были массивные. Их делали их целого куска дерева и обтягивали кожей. Книги имели большую ценность. После чтения такая книга запиралась на застежки.
Прочитать всю книгу от начала и до конца – значит прочитать от доски до доски, от корки до корки.
Вариант:
Во всю Ивановскую можно кричать, голосить, вопить и т.д.
А связано это выражение с Московским Кремлем. Площадь в Кремле, на которой стоит колокольня Ивана Великого, называли Ивановской. На этой площади специальные люди-дьяки оглашали указы, распоряжения и прочие документы, касавшиеся жителей Москвы и всех народов России. Чтобы всем было хорошо слышно, дьяк читал очень громко – кричал во всю Ивановскую.
3. Работа над коррекцией диалектного произношения
При работе над правильным произношением учитель-словесник не должен забывать о том, что “ литературный язык, ведущая форма национального русского языка, не изолирован от территориальных разновидностей последнего – местных говоров. Языковая интуиция множества людей и конкретные исследования литературной речи отдельных территорий позволяют с уверенностью утверждать, что носители литературного языка из Москвы и Екатеринбурга, Красноярска и Воронежа говорят неодинаково.
(Кржижановская, Матвеева, с 55 – 56) Поэтому, как утверждают ученые, можно говорить о региональном варьировании литературного языка – это явление, ослабляющее, расшатывающее единую литературную норму, но не разрушающее статус литературности. Диалектный вариант литературного языка создается незначительными отклонениями от образцовой нормы, обусловленными речевой средой определенной территории, но качественно или фундаментально отличными от просторечных явлений”. (Там же с.56) Далее авторы статьи перечисляют наиболее характерные фонетические регионализмы на Урале, к числу которых относятся:
Из изложенного выше вытекает задача, которую учитель русского языка уральской школы должен постоянно держать в центре внимания, работая над искоренением фонетических регионализмов.
Можно выделить два направления в интересующей нас проблеме:
Целью данного упражнения является наблюдение учащихся за проявлением региональной окраски в речи уральцев.
Для этого нужно познакомить пятиклассников с особенностями уральского произношения и предложить долговременное задание: выделить в речи товарищей, а также окружающих особенности произношения (без учета дефектов речи: заикания, нечеткой модуляции звуков, немотивированного непроговаривания отдельных слогов и т.п.), отличные от произношения дикторов центрального радио и телевидения. Наиболее яркие примеры записать на карточку.
Работа над устранением неполного оканья.
Для этого необходимо снять излишнее огубление безударного гласного 1о1. Растянуть губы в улыбке и в среднем темпе прочитать слова:
ВОДА, ХОРОШО, ПОМОГАТЬ, ПОЕЗДКА, ПОТОМ, ВОДОРОСЛЬ,
ДОРОГА, ВОРОТА, ПОХОД, МНОГО, ВОЗМОЖНОСТЬ, МОРОЗНЫЙ, КОЛОСОК, ГОЛОВА, ГОЛОСОК, ПОРОШОК, ГОРОШЕК, МОЛОТОК, КОЛОБОК, КОРОНА, КОРОБКА.
Вариант:
Для чтения предлагаются слова, при произношении которых необходимо соблюдать орфоэпические нормы:
ДосУг, звонЯт, договОр, приговОр, зАговор, благоволИть и т.д.
Работа над устранением многоударности.
Нараспев, а потом в среднем темпе прочитать слова, произнося ударный слог в два раза дольше остальных.
Следует оговориться, что работа над устранением фонетических регионализмов представляет определенную сложность в связи с тем, что тема недостаточно исследована в теоретическом и практическом аспектах, не выработано достаточное количество апробированных и надежных методик, позволяющих устранить недостатки произношения.
4. Работа над акцентированием
В литературной речи “важная роль отводится нормативному произношению и ударению. Отклонения от орфоэпических норм становятся помехой в общении с аудиторией: отвлекают внимание от содержательной стороны выступления, направляют мысль на второстепенные детали”. (Голуб, Розенталь, с.176)
Задания по нормативному произношению пронизывают весь курс русского языка. В своих занятиях мы стремимся упорядочить, систематизировать знания орфоэпических норм учащихся. С этой целью нами использовались так называемые “орфоэпические разминки”.
Упражнение 1.Каждый урок начинается с чтения небольших предложений, в которых встречается слово, требующее знания орфоэпической нормы.
Объяснить, какую роль играет ударение в приведенных парах слов. При необходимости обратиться к орфоэпическому и толковому словарям.
рУки – рукИ, языкОвая – языковАя, пОлки – полкИ,
прОпасть – пропАсть, стрУны – струнЫ, парИть – пАрить,
моЮ – мОю, крУжки – кружкИ, хлОпок – хлопОк.
Упражнение 3Самостоятельно подобрать поэтические строки, в которых встречаются отклонения от норм ударения. Показать уместность или неуместность этих отступлений. Объяснить, чес вызваны эти отклонения от норм.
Это упражнение направлено на развитие внимания к произносимому слову. Сколько слов записано?
ПозднЕе (пОзднее ), глазки, плачу, города, острота, дела, стрелка, слова, косы, пяток, свечи, сорок, паром, синее, рассыпать.
Упражнение 5Игра “Четвертый лишний”
Можно предложить учащимся самостоятельно составить подобную цепочку слов.
Упражнение 6
Из орфоэпического словаря выбрать 10 слов на одну тему, составить с ними небольшой рассказ и прочитать его в классе.
Упражнение 7Из орфоэпического словаря учащиеся самостоятельно выбирают
10-15 слов, выписывают их на курточку и предлагают классу:
Провести конкурс дикторов. Каждому выступающему предлагается прочитать текст на 1-2 минуты. Чтение оценивается по следующим критериям: правильность произношения (соблюдение орфоэпических норм произношения и ударения), выразительная интонация, темп, четкость и ясность произношения звуков и звукосочетаний.
Система упражнений по речевому тренингу может быть дополнена сообщениями учащихся о великих ораторах человечества, об их работе над исправлением недостатков речи, дикции.
Заключение
Учить выразительной, убеждающей речи, учить искусству общения надо постепенно и методично, формируя навыки правильной речи на протяжении всего курса изучения русского языка и литературы.
Предлагаемые нами материалы носят рекомендательный характер и никак не должны ограничивать фантазию учащегося, его творческие возможности.
В своей работе мы попытались представить один аспект, одну техническую разработку, затрагивающую правильное произношение. Как нам кажется, именно такой ступенчатый, дифференцированный к одному из разделов курса русского языка дает возможность сформировать навыки чистой, корректной речи. В дальнейшем же необходимо затрагивать уже другие аспекты работы над правильностью, богатством речи, логичностью изложения, смысловой нагрузкой речи, мотивированностью лексики и интонации речевого построения.
Список использованной литературы