Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание литературы

Внеклассное мероприятие по литературе на тему: Белая береза – русская душа

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 643

Никонорова Марина Вячеславовна, учитель русского языка и литературы, заместитель директора по воспитательной работе Степанова Марина Юрьевна, учитель русского языка и литературы

Презентация

Слайд 1

Звучит куплет песни “Березы” (гр. “Любэ”)

Слайд 2

Чуть солнце пригрело откосы,
И стало в лесу потеплей,
Березка зеленые косы
Развесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета, в сережках, в листве кружевной
Встречает горячее лето она на опушке лесной.
Наряд ее легкий чудесен, нет дерева сердцу милей.
И сколько задумчивых песен поется в народе о ней.
Он делит с ней радость и слезы, и так уж она хороша,

Слайд 3

Что кажется – в шуме березы есть русская наша душа.

Береза. Нет дерева милее и роднее. И не только потому, что она встречается в нашей стране повсюду. Скорее потому, что чувства, которые она вызывает, созвучны щедрой и отзывчивой душе русского человека. Береза стала символом России.

На поляне, на пригорке, под окном, среди полей,
Белокурые березки – символ Родины моей.
Ты так мила мне до любой росинки,
В твоих просторах дремлет тишина,
Березовая, русская Россия,
Ромашковая, добрая страна.

Слайд 4 Презентация

Звучит песня о России (Э.Пьеха “Моя Россия”)

У каждого народа, у каждого государства есть свои национальные традиции. Одним из самых распространенных символов нашей страны является береза.

Каждый день по дороге в школу, возле дома мы встречаем это дерево. Сегодня мы попытаемся взглянуть на березу другими глазами, попытаемся рассмотреть этот знакомый образ и понять, почему же белая береза - это душа России.

ИЗ ИСТОРИИ

Березка – радостное, нарядное дерево. Наши далекие предки ласково называли ее “веселкой”. От этой белоствольной красавицы и в самом деле исходит радость жизни, веселее становится на душе. Вот какие сведения о березе сумели почерпнуть из истории наши ребята.

Наши прапрапрабабушки и дедушки считали березу мировым древом. Оно как бы соединяет небо и землю, верх и низ, все стороны света. Мировое древо имеет три части, которые рассказывают о строении мира – существовании трех царств: неба, земли и преисподней. На ветках древа живут птицы, рядом с вершиной занимают свои места Солнце и Луна. Я думаю, что черные пятна на коре березы могут символизировать нашу жизнь, в которой есть и черные, и белые дни; хорошее и плохое в жизни.

В древних языческих обрядах береза была “майским древом” - праздничным деревом, связанным с зелеными святками. На этот праздник дерево украшали разноцветными лентами, надевали на него платье, заплетали косы из тонких “плакучих” ветвей, водили вокруг хороводы. Праздник посвящался плодородию земли, будущему урожаю.

С культом растительности были тесно связаны Троицкие обряды. На Троицу заготавливали различную зелень. Ветки березы. Из нее плели венки и носили на праздник. Троицкая зелень – очень действенный оберег от злых сил. Ее бросали в огород, надевали на рога коровам (чтобы молока больше давали), затыкали ею все хозяйственные постройки. Молодые березовые деревца сажали в огородах (по краям) и под окнами дома. По окончании праздника часть зелени уничтожалась: ее сжигали или сплавляли по воде, а другая часть оставалась до следующего праздника.

На Троицу были распространены хороводные гуляния. Основу праздника составляли два связанных между собой, но разделенных во времени действия: “завивание” и “развивание” березовых веток. На березу надевали платье, заплетали из тонких плакучих ветвей косы, украшали лентами и водили вокруг деревца хороводы. При “развивании” берез венки надевали на голову и шли всей гурьбой к водоему (реке или озеру), бросали их в воду и гадали. Неутонувшие венки предвещали долгую жизнь.

Хороводные развлечения продолжались на улицах селений под звуки рожков.

ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ЗАРИСОВКА “ХОРОВОД”

(под народную музыку “Во поле березка стояла” девочки исполняют несколько хороводных движений, изображающих обряд “завивания” ветвей)

Звучит веселая народная музыка. Из “сундука”, стоящего в углу, показывается голова, потом еще одна, появляются 2 ребенка в народных костюмах, делают поклон зрителям. На них надпись “двое из ларца”. Они начинают поочередно сообщать интересные сведения о березе, орфографических нормах, этимологии слова и т.д.

А известно ли вам, что…

Слайд 5 Презентация

А знаете ли вы, что…

Согласно орфоэпическим нормам, правильно следует произносить “берёста”, но допускается произношение “береста”.

Всем известен город Кемеровской области Березовский, расположенный в северо-западной части Кузбасса. А знаете ли вы, что на юге Свердловской области существует еще один город Березовский. Примечательно и то, что количество жителей в них почти равное: 47 тысяч человек.

По окончании своего выступления они произносят “Нам пора, всем пока”, выносят сундук из кабинета, изображая, как им тяжело.

МНОГООБРАЗИЕ ВИДОВ

Наверное, ни в одной стране мира нет столько белоствольных деревьев с тонкими ветками, усыпанными маленькими нежными листочками. Это дерево такое красивое и притягательное, что вызывает трогательное отношение к себе. И кажется, сама природа проявляет особую заботу об этом чудесном дереве.

Слайды 6-17

Приложение 1

ПИСЬМЕННОСТЬ

Представьте себе ситуацию: книга упала в грязь. Что с ней произойдет? (замарается, испортится). А вот книге, написанной на Руси в XI веке, ничего бы не стало. Оказывается, наши далекие предки раньше даже писали на березовой коре – бересте, и делали книги – свитки, которые хранились в специальных туесках.

слайд 17 Презентация

(показываем кусочек берестяного письма)

Этим кусочкам березовой коры – бересты – несколько сотен лет! Когда их осторожно, с большим трудом развернули, ученые увидели, что на них нацарапаны слова. И их прочитали – написаны они на том древнем языке, на каком разговаривали сотни лет назад. Это были не государственные договоры, не царские указы, а обыкновенные письма и даже записки. Крестьяне писали “челобитные” хозяину: “У кого кони. Те плохи, а у иных нет. Как, господин, жалуешь крестьян?”

Приспособления для писания на бересте – острые костяные или металлические палочки – назывались писалами.

Очень интересны 12 берестяных листов, принадлежащих мальчику Онфиму. Он нарисовал сражения, где бились насмерть всадники в шлемах, летели стрелы. Онфим старательно учился: почти все его грамоты исписаны азбукой, обрывками фраз.

В одном из писем Онфим нарисовал зверя, похожего на жирафа, и надписал: “Я зверя”. А наверху: “Поклон от Онфима ко Даниле”. Видимо, письмо к другу.

Уже 10 веков назад грамотность была распространена среди простых русских людей. А в Новгороде археологи нашли сотни таких берестяных грамот. Когда-то их потеряли или выбросили. А теперь они поведали нам о высокой древней культуре.

БЕРЕСТЯНЫЕ ИЗДЕЛИЯ

Издревле березу любили не только за красоту. Береза широко использовалась нашими предками. Она могла напоить, обуть, согреть, вылечить. Из березы изготавливали посуду и различные предметы быта – туеса, солонки, тарелки, ложки, короба. На бересте народные мастера вырезали тончайшие узоры, которые можно сравнить с кружевами.

А вот какие изделия созданы из бересты.

(показ берестяных изделий под песню “Туесок” в исполнении кемеровского поэта-песенника Пипекина)

В это время на экране проецируются фотографии берестяных изделий

Слайды 18 – 29 Презентация

ПОЭТИЧЕСКАЯ СТРАНИЧКА

Березка и в самом деле дерево удивительное! Можно весь свет обойти – нигде такого растения не встретишь. У нее – единственного в мире дерева – белая кора. Разве это не чудо? Стройную, кудрявую, белоствольную красавицу сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой.

слайд 30

Дань восхищения березке отдавали многие поэты.

Стихотворение Сергея Есенина

Зеленая прическа,
Девическая грудь,
О тонкая березка,
Что загляделась в пруд?

Что шепчет тебе ветер?
О чем звенит песок?
Иль хочешь в косы – ветви
Ты лунный гребешок?

Открой, открой мне тайну
Твоих древесных дум,
Я полюбил печальный
Твой предосенний шум.

И мне в ответ березка:
“О любопытный друг,
Сегодня ночью звездной
Здесь слезы лил пастух.

Луна стелила тени,
Сияли зеленя.
За голые колени
Он обнимал меня.

И так, вдохнувши глубоко,
Сказал под звон ветвей:
“Прощай, моя голубка,
До новых журавлей”.

КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ

К образу березы часто обращались и обращаются русские художники. Хороша береза во все времена года и в любую погоду. Русскую красавицу запечатлели на своих полотнах художники: Пластов и Левитан, Куинджи, Саврасов, Грабарь. Все эти картины очаровывают нас свежестью и игрой красок, трепетом самой жизни.

Экскурсию по художественной выставке проводят Павлова Анастасия и Кулешова Екатерина

слайд 31-37 Презентация

Приложение 2

МУЗЫКАНТЫ О БЕРЕЗАХ

Ведущий показывает портреты композиторов

Не обошли вниманием белоствольную березку и русские композиторы. Когда М.И. Глинка вернулся на родину, то, сразу же, переехав границу, он остановил свой экипаж, вышел на дорогу и низко поклонился белой березке.

Композитор Рахманинов, живя за границей, очень скучал по своей Родине. В его квартире на стенах висели фотографии русских полей, березовых рощ.

Тема знаменитой народной песни “Во поле березка стояла” звучит в 4 симфонии П.И. Чайковского.

(Слушаем фрагмент 4 симфонии Чайковского)

БЕРЕЗЫ НА ВОЙНЕ

Я люблю, когда шумят березы, когда листья падают с берез.
Слушаю – и набегают слезы на глаза, отвыкшие от слез.
Все очнется в памяти невольно, отзовется в сердце и в крови.
Станет как-то радостно и больно, будто кто-то шепчет о любви.
Только чаще побеждает проза, словно дунет ветер хмурых дней.
Ведь шумит такая же береза над могилой матери моей.
На войне отца убила пуля, а у нас в деревне у оград
С ветром и с дождем шумел, как улей, вот такой же желтый листопад.
Русь моя, люблю твои березы! С первых лет я с ними жил и рос.
Потому и набегают слезы на глаза, отвыкшие от слез.

слайд 38

Звучит музыка (“Священная война”)

Много могли бы рассказать о войне березы. Они видели, как в 1941 году обрушились на нашу землю свинцовые дожди, горели города, села, леса и поля. И вместе с народом на защиту встали деревья.

Деревья тоже воевали, как стяги, голову подняв,

Где нужно, гордо умирали, с груди своей листву сорвав.

Земли родной тревоги, беды по-настоящему поняв,

Они смотрели на свет белый, корнями Родину обняв.

Тихо стоят березы у солдатских могил. Как много они могли бы рассказать о страшной трагедии Великой Отечественной войны. Лучших свидетелей не найти. Последний поцелуй и привет умирающие солдаты посылали ей, березе, как символу Родины.

слайд 39 Презентация

Ты ее увидишь – и забьется сердце…
Сколько о березе сложено стихов!
Может быть довольно? Но куда же деться?
Если песня в сердце созревает вновь?
Потому что помню: в новенькой шинели
Я почти мальчишкой уходил на фронт,
И березы тихо мне вослед глядели,
Русский посылая до земли поклон.
Музыка на военную тематику.

слайд 40

Растет в Волгограде березка, растет на той земле, которая пережила 200 огненных дней. Она помнит разрушенный город, взрывы бомб, реки крови, стоны умирающих.

Я помню, ранило березу
Осколком бомбы на заре
Студеный сок бежал, как слезы
По изувеченной коре

В России издавна существует обычай: над могилой погибшего солдата сажать березу, чтобы его жизнь продолжалась в земном дереве.

слайд 41

За селом, вдали, на перекрестке полевых, едва заметных троп
Я узнал солдатские березки, у которых рыл себе окоп.
И невольно вспомнил, как стонали ветви их от взрывов и огня…
Возле тех березок подобрали чуть живым товарищи меня.
С той поры с любовью о березках говорили часто мне бойцы:
“Ты бы злую смерть не пересилил, ты бы тяжких ран не перенес,
Если б мы тебя не напоили светлыми слезинками берез”…

Ведущий показывает фотографию памятника воину-освободителю.

В Германии, в Трептов – парке поставили памятник воину-освободителю, нашему. Российскому солдату, а вокруг посадили березы, чтобы они напоминали о Родине погибших воинов.

слайд 42 Презентация

В Трептов-парке белые березы, словно вдовы русские стоят
И роняют слезы, а не росы на могилы братские солдат.
Березы! Вы печаль России… Неизбывная вдовья тоска.
Сквозь ненастья, горем залитые, привела вас сюда издалека…
Привела. Поставила навеки у ступеней скорбной тишины.
С той поры вы, не смежая веки, навеваете солдатам сны.

Звучит куплет песни “Соловьи”

Многое пережили, увидели березы. Они – наша память. Наша гордость. Наша жизнь. Время неумолимо мчит вперед, но береза как символ жизни будет жить всегда.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Опять о них, кудрявых и белесых…
А что тут делать, если на Руси
У всех дорог встречаются березы,
Хоть день, хоть год, хоть вечность колеси!
“Россия”, - шепчут мне березки,
“Россия”, - шепчут камыши,
“Россия”, - ключ журчит в ложбинке,
А я им тихо вторю: “Русь!”
Мне не трудны твои нагрузки,
Я в поле рос. Я чубом рус,
И я люблю тебя по-русски,
Моя березовая Русь…

Где бы ни росла береза – всюду она приносит людям радость и свет. И быть ей на наших просторах вечно. Потому что вечен наш народ, вечна земля русская!

Звучит песня “Березы”...

В продолжение нашей встречи я хочу пригласить сюда нашу творческую группу. В начале им дано было задание: подготовить небольшое сочинение-миниатюру по предложенным иллюстрациям. Посмотрите иллюстрации и послушайте, что у них получилось.

слайд 43-47

(ребята зачитывают свои сочинения о березах по временам года: весна, лето, осень, зима)

Ребята, у вас получились замечательные сочинения, я благодарю вас за работу

слайд 48-49 Презентация

Ведущий предлагает ощутить запах берез (заваренный чай или березовые листья), передавая чашку из рук в руки. Это полезно для здоровья. Просит, чтобы ребята поделились впечатлением о проведенном празднике (что запомнилось, что узнали нового, что удивило и т.д.)

слайд 50

Звучит легкая музыка, все расходятся