Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание математики

Сценарий вечера для 8–11-х классов, посвященный М.В. Ломоносову

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 662

Конева Надежда Николаевна, учитель математики и информатики Слюнко Ольга Васильевна, учитель математики

Звучит музыка. Слайд. Портрет. Приложение 1.

1-й ведущий: Богата славными именами земля русская... Много славных имен оставил наш народ мировой науке. С глубоким уважением произносятся они всем прогрессивным человечеством. Золотыми буквами в историю науки вписано имя М.В.Ломоносова. Образ его вызывает у нас чувство особой гордости и восхищения, прежде всего, по многогранности своего таланта, по глубине своих знаний, поэтому в истории великих людей он представляет особое исключительное явление. Наш вечер сегодня мы посвящаем ему: великому гению государства Российского Михаилу Васильевичу Ломоносову. “Историк, ритор, механик, химик, минеролог, художник и стихотворец – он все испытал и все проник. Он создал первый университет, он, лучше сказать, был первым нашим университетом”. А.С. Пушкин

2-й ведущий: Е.Евтушенко Русские таланты

Таланты русские, откуда вы беретесь?
Оттуда, где весной, припав к березе,
Еще не зная этому цены,
Пьют сок земли российской пацаны.
И летом, благодатным красным летом,
Когда проходят с туесками лесом,
То силу им через ступни босые
Передает их мать – земля России.
А эта сила вдруг рождает Разина,
И создает “Войну и мир” и радио,
И революцией к дворцам господ приценивается,
И по луне, прищурив глаз, прицеливается.
Таланты русские – вы гордые таланты,
А гордые таланты, как тараны,
Они любые стены прошибут.
Они в любые беды проживут.
Нам горько – веселим себя тальянками,
А пляшем так, что боже упаси.
От века дело делают талантливо,
Талантливо гуляют на Руси.
Какие б годы не пришли суровые,
Из вас, поля, из вас, леса густые,
К нам будут приходить таланты новые,
И это вечно, как сама Россия.

1-й ведущий: готовясь к сегодняшнему мероприятию, классам были выданы задания. Мы просили вас ознакомиться с биографией Ломоносова, можете и сейчас вооружиться ручками и по ходу нашего рассказа записывать основные даты и вехи из его богатой биографии. А как вы, справитесь с нашими заданиями в дальнейшем, покажет викторина.

2-й ведущий: разрешите представить вам гостей нашего вечера, которых мы пригласили в качестве жюри, чтобы оценить некоторые конкурсы.

Слайд. Северное Приморье.

1-й ученик: Ломоносов пришел в науку пешком из далекого северного Приморья. Сын помора – мореплавателя, он знал нужду своего народа, а отзвуки петровских реформ будили в нем мечты о расцвете великой державы Российской.

2-й ученик: У северных крестьян процветали различные виды народного творчества. Сама жизнь, длинные, зимние вечера, которые приходилось коротать после работы на промысле или дома, за плетением сетей располагали к рассказам или песням.

1-й ведущий: приобщиться к народному творчеству того времени нам поможет 1 конкурс, который мы назвали песенный. Каждый класс должен исполнить 1 куплет русской народной песни.

Слайд. Семья.

3-й ученик: Михаил Васильевич Ломоносов родился 19 ноября (8 ноября по старому стилю) в I7II году в д. Денисовка близ г. Холмогор, в 80 км от Архангельска в семье рыбака-помора Василия Дорофеевича Ломоносова. Во время далеких и трудных путешествий с отцом на парусном судне "Чайка" Ломоносов знакомился не только с могучей северной природой, но и с производствами, например, соляными варницами белого моря и Вавчужской верфью. Глубокий интерес возбуждали в нем нарождающиеся в послепетровскую эпоху промышленность, торговля и техника. Первыми учителями Михаила Васильевича Ломоносова были могучая северная природа и неустанный человеческий труд.

4-й ученик: Грамоте он учился у односельчанина Ивана Шубного. Юноша раздобыл лучшие по тем временам книги: "Грамматику" Смотрицкого и "Арифметику" Магницкого, заключавшего в себе, кроме курса начальной математики, сведения по физике, географии, астрономии и навигации. Книги эти Ломоносов впоследствии называл "вратами своей учености". С этими книгами он никогда не расставался, носил везде с собой и, непрестанно читая, "вытвердил их наизусть". Страстная жажда знаний побудила Михайло Ломоносова уйти из дома в морозную ночь в декабре 1730 года (демонстрируется кадр из фильма о Ломоносове).

Слайд. Московская академия

5-й ученик: В начале января 1731 года М.В.Ломоносов прибыл в Москву, где поступил в единственное высшее учебное заведение того времени – Славяно-греко-латинскую академию, выдав себя за сына дворянина. Жить и учиться было очень трудно. Он писал о несказанной бедности: "Имея один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и денежку квасу, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом, жил я пять лет и наук не оставил.

Слайд. Петербургская академия.

6-й ученик: В 1735 году в числе лучших учеников Ломоносов был отправлен в Петербургскую академию наук, учрежденную Петром I. Здесь Михаил Васильевич начал обучаться немецкому языку, латыни, математике, риторике, географии, истории и танцам. Занятия по математике включали и физику. Через год в числе трех более способных студентов он командируется в Германию для изучения горного дела.

7-й ученик: Философ Христиан Вольф, у которого Ломоносов изучал физико-математические науки, так аттестовал его: "Молодой человек с прекрасными способностями... Нисколько не сомневаюсь, что... со временем, по возвращении в отечество, может принести пользу государству..."

1-й ученик: В 1741 году Ломоносов вернулся в Петербург. В 1742 году его зачисляют в штат сотрудников Петербургской академии наук, а в 1745 году утверждают профессором химии.

2-й ученик: Ломоносов был ученым-энциклопедистом своего времени. Поражает не только глубина и широта его мыслей и идей, но и необъятный круг вопросов, научных исследований.

3-й ученик: М.В. Ломоносова можно по всей справедливости назвать не только первым русским физико-химиком, но и первым физико-химиком вообще.

До Ломоносова химия, в противоположность физике, многими не считалась даже наукой, а относилась к категории искусств. Ломоносов впервые определил химию как науку о превращении веществ.

4-й ученик: В 1748 году после ожесточенных столкновений с академическим начальством он добивается открытия первой в России научной и учебной химической лаборатории.

(Демонстрируется кадр из фильма "М.В.Ломоносов".)

5-й ученик: В 1748 году Ломоносов сформировал закон сохранения материи и движения: "Все перемены, в натуре случающиеся, такого суть состояния, что, сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому... Сей всеобщий естественный закон природы простирается в самые правила движения..."

Демонстрация опытов, иллюстрирующих закон сохранения массы вещества:

  1. Реакция раствора щелочи со спиртовым раствором фенолфталеина;
  2. Реакция взаимодействия водного раствора роданида калия с водным раствором хлорида железа (III);
  3. Реакция раствора иодида калия с раствором нитрата свинца.

6-й ученик: В 1758 году он возглавил Географический департамент Академии наук, в котором готовили русских картографов и геодезистов. Ломоносов сконструировал однозеркальный телескоп нового типа и сам присутствовал при опытных плавках состава "для получения большого зеркала в рефлекторе", изобрел "ночезрительную" трубу для видения в темноте. Предложил забрасывать в верхние слои атмосферы самопишущие метеорологические приборы с помощью особой "аэродромной машины", совершенствовал водяные двигатели и насосы.

Слайд с картинами из мозаики

7-й ученик: Свыше 17 лет своей жизни Ломоносов посвятил исследованиям в области стеклоделия. Он раскрыл секреты изготовления непрозрачных окрашенных стекол (смальты). На специально построенной фабрике им была выполнена мозаичная картина "Полтавская баталия"”. Картина состояла из нескольких тысяч цветных стекол и имела размер 42 м2. Она предназначалась для украшения стены Успенского собора. Вскоре после смерти Ломоносова при неизвестных обстоятельствах картина исчезла бесследно. Спустя 150 лет она была обнаружена в подвалах Академии наук в разрубленном виде. Картина восстановлена.

Ведущий 1. А мы предлагаем вам 2 конкурс, который так и называется “Мозаичная картина”, но собирать ее мы будем не из стекла, а из бумаги. Из предложенных пазлов соберите картину.

1-й ученик: М.В.Ломоносов много сделал для преобразования русского языка. Он первый глубоко оценил богатство, мощь, выразительность и красоту великого русского языка. Он писал: “Языка нашего небесна красота, в нем великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского… краткость греческого и латинского языка”.

2-й ученик: М.В.Ломоносов создал ряд практических пособий, необходимых для широкой литературной подготовки деятелей русской культуры. Первым пособием была “Риторика” – первое печатное руководство в России по теории литературы и ораторскому искусству.

3-й ученик: Еще большую роль в истории русской культуры сыграла составленная Ломоносовым “Российская грамматика”, выдержавшая 14 изданий и не потерявшая научного значения до настоящего времени. Белинский называл Ломоносова отцом русской поэзии. В.В.Гоголь писал: “Ломоносов стоит впереди наших поэтов, как вступление впереди книги”.

Ведущий 2: следующий конкурс “Поэтический”. По 1 человеку от класса приглашаем для участия в этом конкурсе. Красивы звучные оды Ломоносова. Много поколений восхищается вдохновленными его строками. Вам необходимо прочитать строки оды для Ломоносова с чувством восхищения и вдохновления. Каждый класс вытягивает 4-стишие и поочередно зачитывают их.

  1. Достойны ль мы тебе хвалу воздать?
    О, просветитель, реформатор и поэт!
    За эти пять десятков лет
    Не прекращал ты поднимать
    Могучую Российскую державу,
    Не думал даже опускать
    Ни рук своих златых,
    Ни гордую главу.
  2. И ты любовью вечной Россию полюбил,
    И, словно своей честью, Россией дорожил.
    Из мрака и невежества Россию поднимал
    И в одах своих дивных державу воспевал.
    О, ты не просто академик,
    Ты гений, ты творец, титан,
    Ты создал новые науки,
    Открыл врата познанья нам!
  3. О, Ломоносов, бог познанья!
    Мы отдаем тебе признанья.
    Ты наш ученый, наш поэт,
    Наш первый университет.
    Достойны ль мы хвалу взносить
    Тебе, о Человек, деянья чьи
    Так велики и так могучи,
    Сравниться с ними даже кручи
    Гигантов-гор не смеют.
  4. Нет, ты не бог,
    Не наделен божественной ты властью.
    Но разумом божественных высот достиг,
    О, Человек, что испытал все и проник.
    Ты умер, но деяния твои живут.
    И будут помнить их не один век.
    И люди память твою свято чтут.
    О гений, ты – чудо-Человек!
  5. Век восемнадцатый – России просвещение,
    Расцвет в науке, шаг в литературе.
    Образования явилось вдруг знаменье,
    И настоящий человек заложен в той натуре.
    Его фамилия известна всей России,
    И в городах, и в деревнях гордятся им,
    То имя на себя печать носило
    И отпирало двери все благословением своим.
  6. Открытия его нам до сих пор известны,
    Важны и применяются сейчас,
    И иностранцев нам высказывания лестны,
    Что это был России час.
    Его научные заслуги все бесценны,
    В литературу новые открытья внес,
    Его прекраснейшие оды очень ценны,
    Талант ему признание принес.
  7. Его произведения читают в наши дни,
    И ими восхищаются все до сих пор,
    Вся жизнь его – открытия одни,
    А кто того не знает, сильный им укор.
    Он подлинный был свет образованья,
    Всемирной славы в жизни он достиг,
    И заслужил он громкое признанье,
    И знания великие постиг.

4-й ученик: М.В.Ломоносов глубоко любил свою Родину, глубоко верил в таланты и творчество народов нашей страны. Он не только писал стихи, но и сочинял песни на свои стихи. Чувством высокого патриотизма была проникнута его деятельность и как поэта, и как ученого, и как государственного деятеля.

Песня “Кузнечик”.

5-й ученик: Будучи больным, Ломоносов переживал за судьбу того, чему была посвящена вся его жизнь. За несколько дней до смерти он с грустью сказал своему другу академику Я.Я.Штемлину, неотлучно находившемуся при нем: “Друг, я вижу, что должен умереть. И спокойно и равнодушно смотрю на смерть. Жалею только о том, что не мог я совершить всего того, что предпринимал я для пользы Отечества, для приращения наук и для славы Академии, и теперь, при конце жизни моей, должен я видеть, что все мои полезные намерения исчезнут вместе со мной”.

6-й ученик: 4 апреля 1765 г. в возрасте 54 лет М.В.Ломоносов умер. Он похоронен в Санкт-Петербурге на кладбище Александро-Невской лавры.

Музыка (печальная).

7-й ученик: Три столетия прошло со времени рождения Ломоносова. Лучшие люди России всегда отдавали должное его заслугам.

"На берегах Ледовитого моря,– писал В.Г.Белинский,– подобно северному сиянию блеснул Ломоносов. Ослепительно и прекрасно было это явление. Оно доказывало собою, что человек есть человек во всяком состоянии и во всяком климате, что гений умеет торжествовать над всеми препятствиями, какие ни противопоставляют ему, враждебная судьба, что, наконец, русский способен ко всему великому и прекрасному".

Ведущий 1: Российский народ чтит память о М.В.Ломоносове. Многим учебным заведениям и предприятиям нашей страны присвоено его имя. В честь него названы города, улицы.

Специальные Ломоносовские чтения знакомят широкие круги общественности с достижениями современной науки, с замечательными исследованиями. М.В. Ломоносова. Для учащихся и студентов ежегодно стартуют Ломоносовские олимпиады по всем предметам, принять участие в которых может и каждый из вас

Ведущий 2: Прав был Б.Н. Меншуткин, относя к самому Ломоносову сделанный им последний перевод Горация:

Я знак бессмертия себе воздвигнул
Превыше пирамид и крепче меди,
Что бурный Аквилон смотреть не может,
Ни множество веков, ни едка древность.
Не вовсе я умру, но смерть оставит
Велику часть мою, как жизнь скончаю...

Ведущий 1: завершает наш вечер викторина “Я знаю о Ломоносове...” Выберите правильный ответ из 4 предложенных вариантов. Приложение 2.