Цель: В ходе знакомства с понятием “синтетические виды искусства” дать представление об опере.
(Чение эпиграфа).
Погас свет в зрительном зале. К дирижерскому пульту прошел дирижер. Взмах дирижерской палочки – и в затихший зрительный зал полились звуки увертюры… Началась опера… (демонстрируется фрагмент оперного спектакля).
Формулируется главная проблема урока.
Главная проблема урока:
- Обратимся к истории. 6 октября 1600 года – во Флоренции была исполнена 1-я опера - “Эвридика” (в основе сюжета древнегреческий миф об Орфее и Эвридике). К сожалению, её музыка до наших дней не сохранилась, но к этому сюжету в дальнейшем обращалось много композиторов, среди них - К.В. Глюк (опера “Орфей и Эвридика”).
- Случайно ли выбран этот сюжет? (главный герой мифа Орфей – певец, который своим исполнительским искусством пленяет даже богов)
(Возможно выразительное чтение на уроке отрывка из мифа об “Орфее и Эвридике” под музыку К. В. Глюка).
- Назовите героев. Как связан этот миф с нашей темой?
(Звучит фрагмент арии Орфея “Потерял я Эвридику” из оперы К. В. Глюка “Орфей и Эвридика”)
- Определите тембр голоса (тенор).
Проблема № 1
Вспомнить названия и дать характеристику основным мужским и женским оперным голосам.
(В ходе совместного обсуждения заполняется таблица, и прослушиваются фрагменты арий, исполненные разными оперными голосами – на усмотрение учителя)
Мужские голоса | Женские голоса |
|
|
Внимание учащихся обращается на то, что Мария Максакова и Валерия Барсова – выдающиеся оперные певицы, родились и жили у нас в Астрахани. |
Опера всегда пользовалась неимоверным успехом в России.
(Звучит песенка Герцога из оперы Дж. Верди “Риголетто” в исп. И.Козловского)
- Эта ария была очень популярна. А когда И.С. Козловский брал высокие ноты, можете себе представить, что творилось в зале?
Проблема № 2
Что значит умение петь?
(В форме мозгового штурма выявляются основные требования к умению петь)
Но давайте вновь обратимся к истории: В 1687 году был открыт 1-й оперный театр “Санта Кассимо” во Флоренции.
- А назовите главные оперные театры России. (Большой театр в Москве, Мариинский театр в Санкт-Петербурге)
Начинают складываться оперные жанры (ученики представляют заранее подготовленный и самостоятельно найденный материал “Характерные черты основных оперных жанров”):
Разрешение главной проблемы урока:
Что такое опера? – в ходе совместного обсуждения дать определение этому виду искусства и записать его в тетрадь.
В это время у доски работают два ученика или две группы, раскрывая значения имен и понятий, связанных с оперой:
Раскройте значение слов | Определите, представителями какой страны были эти композиторы? |
|
|
Весь класс формулирует главную проблему урока - “Дать определение оперы”, а затем проверяет правильность выполненных заданий.
ОПЕРА – синтетический вид искусства, включающий в себя музыку, пение, драматическое действие и изобразительное искусство (декорации, костюмы, свет, грим).
- Назовите профессии людей, создающих музыкальный спектакль - режиссер, дирижер, либреттист, певец - исполнитель, художник.
Запомните!
- Для чего мы сегодня обратились к этой теме? Для чего нам это нужно знать и понимать язык оперы? Пригодится ли это вам в жизни?
В ходе обсуждения формулируется вывод о том, что это наше культурное наследие, и мы должны сберечь то лучшее, что до нас дошло.
Завершая урок, можно прослушать, например, композицию “Барселона” в исполнении Ф.Меркьюри и М.Кабалье (или любую другую композицию по выбору учителя), что лишний раз доказывает - оперное исполнительство не остановилось в своем развитии, а, напротив, на пути поиска новых форм и средств выразительности.
Литература: