Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание технологии

Урок по теме Сечения

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 397

Токсамбаева Ания Зинетуллаевна, Учитель черчения

Цели урока:

Задачи урока:

Тип урока: закрепление изученного материала.

Форма работы:

Методы обучения:

Средства обучения:

Наглядные пособия:

Hа классной доске вывешены таблички со словами: КБ – конструкторское бюро, КБ №1, КБ №2, конструктивные элементы.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Проверка готовности учащихся к уроку. Отметить отсутствующих.

II. Сообщение познавательных сведений

Ребята, сегодня урок по теме «Сечения» мы проведем в игровой форме. Класс разобьем на два КБ (конструкторское бюро). Что такое КБ? – Это отдел на заводе , где трудятся инженеры-конструкторы. Для чего же нужны КБ? – Все изделия, которыми мы пользуемся, изготавливаются по чертежам. Изделия постоянно совершенствуются или создаются новые. Над созданием новых изделий и совершенствованием имеющихся трудятся инженеры-конструкторы в КБ.
Свои идеи и задумки инженеры воплощают в чертежах. Работа конструктора сложная и ответственная. Надо работать очень внимательно, не допускать ошибок в расчетах и чертежах.
Ребята, сегодня ваша задача почувствовать себя конструкторами и с большой ответственностью подойти к решению поставленных перед вами задач.

Начальником КБ №1 назначается Чаплыгина Мария.
Начальником КБ №2 назначается Плахов Антон.
Обязанностью начальников КБ является контроль работы конструкторов, помощь им в случае необходимости, подведение итогов после решения каждой задачи.

На доске начальники КБ записывают количество ошибок, допущенных конструкторами,
под табличками КБ № 1, КБ № 2.

III. Повторение правил выполнения сечений

Ребята, для решения любой графической задачи надо хорошо знать правила выполнения и определения. Сейчас мы вспомним правила выполнения сечений.

1. Что такое сечение?
– Сечение – это изображение фигуры, полученной при мысленном рассечении предмета плоскостью. В сечении показывается только то, что попало в секущую плоскость.

2. Для чего выполняют сечения?
– Сечения выполняют для того, чтобы максимально наглядно передать на чертеже геометрическую форму детали в конкретном месте.

3. Как располагается секущая плоскость относительно направления длины или оси детали?
– Секущие плоскости проводятся перпендикулярно к направлению длины детали или к ее оси.

4. Чтобы по чертежу можно было легко установить, какой части детали соответствует то или иное сечение, место введения секущей плоскости и фигура сечения обозначаются.
Как обозначается на чертеже место введения секущей плоскости?
– Секущая плоскость обозначается утолщенной разомкнутой линией, которая не должна пересекать или касаться контура изображения детали. Направление взгляда передается двумя линиями, заканчивающимися стрелками. C внешней стороны стрелок наносят прописные буквы русского алфавита. Над фигурой сечения наносят те же прописные буквы русского алфавита по типу А-А, Б-Б и т.д.

5. В каком случае сечение не обозначается?
– Сечение не обозначается, если оно расположено на продолжении секущей плоскости.
В этом случае фигура сечения обязательно должна быть симметричной. Несимметричная фигура сечения всегда обозначается и располагается только на свободном поле чертежа.

6. Какие типы сечений бывают, в зависимости от положения сечения относительно изображения детали?
– Вынесенные и наложенные. Вынесенные сечения располагаются на свободном поле чертежа. Наложенные сечения выполняют на изображении вида детали.

7. Какой линией обводится контур вынесенного сечения?
– Сплошной основной толстой линией.

8. Какой линией обводится контур наложенного сечения?
– Сплошной тонкой линией.

9. Чем выделяют фигуру сечения на чертеже?
– Фигуру сечения выделяют штриховкой, чтобы отличать сечения от других изображений.

10. От чего зависит характер наносимой штриховки?
– Характер штриховки зависит от материала детали.

Ребята, мы повторили правила выполнения сечений. Начальники КБ, запишите, пожалуйста, на доске количество допущенных при ответе ошибок или прочерк, если ошибок нет.

IV. Повторение названий и графического изображения конструктивных элементов

Ребята, назначение сечений – максимально четко передать форму детали в конкретном месте или в месте, усложненном различными углублениями или отверстиями, которые называются?
– Конструктивными элементами.

На доске висят чертежи деталей, учебные таблицы. Учащиеся последовательно читают и делают анализ чертежа каждой детали, отвечая на следующие вопросы:

1. Как называется деталь?
2. Из какого материала она сделана?
3. На какие геометрические тела можно мысленно разделить данную деталь?
4. Какие конструктивные элементы содержит деталь?

Учитель последовательно указывает на конструктивные элементы, а конструкторы из 2-х КБ в два столбика на доске записывают названия конструктивных элементов.

Подведение итогов начальниками КБ.

V. Решение графических задач

Ребята, мы повторили правила выполнения сечений, названия конструктивных элементов.
Теперь мы перейдем к решению задач. Откройте стр. 31 тетради, упр. 16

Решение каждой задачи начинаем с ответов на вопросы:

1. Как называется деталь?
2. Из какого материала она сделана?
3. На сколько геометрических тел можно мысленно разделить деталь?
4. Как называются эти тела?
5. Сколько конструктивных элементов содержит деталь и как они называются?
6. Сколько сечений нужно выполнить?

Начальники КБ раздают конструкторам листки ф. А4 с выполненными сечениями. Задача конструкторов – вынести правильный ответ и крепить его на магнитную доску ,обозначая мелом сечение. Ответы крепятся в два столбика под табличками КБ № 1, КБ № 2.

Начальники КБ подводят итоги этой работы на доске.

VI. Создание проблемной ситуации

На доске закреплены два ф. А2 с задачами из упр. 13 тетради № 5.
Ребята, в КБ поступили чертежи, выполненные конструктором, который еще не знаком с понятием »сечения», поэтому он задал чертеж детали двумя изображениями.
– Как же называются эти изображения?
– Главный вид и вид слева.
– Легко ли читаются данные чертежи?
– Нет. На виде слева много невидимого контура (штриховых линий).
– Что надо сделать, чтобы чертеж детали читался легко, а объем графических работ уменьшился?
– Надо выполнить сечения.
– Нужен ли тогда будет вид слева?
– Нет, поэтому его можно убрать.

Ребята, сейчас по желанию из каждого КБ выходят к доске конструкторы и выполняют по одному сечению. Цветным мелом на ф. А2 обозначают секущие плоскости и на доске выполняют сечения в виде эскизов, соблюдая глазомерный масштаб. Наносят необходимые выносные и размерные линии. После окончания этой работы начальники КБ подводят общие итоги, и учитель объявляет КБ-победителя.

VII. Подведение итогов

Ребята, сегодня мы повторили правила выполнения сечений, конструктивные элементы, решали задачи на построение сечений и на деле убедились, что сечения облегчают чтение чертежа детали и уменьшают объем графических работ, значит такое изображение, как сечение надо активно использовать в возможных для этого случаях.

Учитель цветным мелом зачеркивает виды слева на ф. А2.

VIII. Анализ урока

Сделать необходимые замечания.
Сообщить оценки за урок.

Список используемой литературы:

  1. Преображенская Н.Г., Преображенская И.Ю., Кучукова Т.В., Беляева И.А., Дрягина В.Б. «Черчение». – Москва: Издательский центр «Вентана-Граф», 2007 г.
  2. Преображенская НГ., Преображенская И.Ю. «Черчение: Сечения: Рабочая тетрадь №5». – Москва: Издательский центр «Вентана-Граф», 2007 г.