Пояснительная записка
Актуальность введения элективного курса «Геоэкологическое краеведение» в систему профильной подготовки учащихся средней школы определяется тем, что его содержание отвечает тенденциям современного образования – гуманизации, гуманитаризации.
Продиктовано теми задачами, которые ставит современное общество перед школьным образованием: связь обучения с реальной жизнью, направленность на решение жизненно важных проблем, формирование активной жизненной позиции, новых ценностных ориентаций.
В рамках образовательного пространства курса «геоэкологическое краеведение» реализуется одна из ведущих идей школьного образования – его экологизация.
Данный курс приобретает особое значение в связи с реализацией нового Государственного стандарта. Профильный курс систематизирует, обогащает и развивает те знания, умения и способы деятельности, которыми учащиеся должны овладеть в курсе «Краеведение», включенного в базисный план среднего звена обучения.
Разработанный курс в контексте компетентностного подхода создает деятельностную основу для изучения геоэкологического краеведения и развития исследовательской деятельности у школьников. Активная, осознанная познавательная практическая деятельность учащихся в окружающей среде является также обязательным условием выполнения практической части федерального компонента стандарта.
Профильный курс способствует формированию способности и готовности учащихся к использованию геоэкологических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Цель курса: формирование общекультурной компетенции учащихся, на основе вовлечения учащихся в различные виды деятельности: познавательную, коммуникативную, практико-ориентированную, по изучению уникальной территории родного края.
Задачи курса:
Теоретической основой курса стали исследования Н.Ф.Винокуровой, Н.Н.Демидовой, В.В.Николиной, А.Г. Исаченко, В.А. Глуздовой, В.М. Котлякова, Л.Г. Руденко, Б.И. Кочурова, В.П. Максаковского, Н.Ф. Гладзовского, В.М. Смирновой.
Педагогической основой курса стали идеи компетентностного подхода, личностно-ориентированного подхода в обучении, проблемного обучения, создающие условия для становления деятельностного отношения к природе своего края и развитие исследовательской деятельности.
Названные идеи определили отбор и структурирование содержания курса « Геоэкологическое краеведение», рассчитанного на учащихся 10-11-х классов, объемом 34 часа.
Структура программы отвечает логике развития у учащихся исследовательской деятельности: во введении выполняются задачи проблемно-мотивационного этапа развития; при изучении первого, второго, третьего и четвертого разделов – задачи проблемно-поискового этапа, которые направлены на развитие познавательной сферы в единстве с ценностной, практической сферами сознания личности, развитие исследовательской деятельности; изучая последний раздел, решаются задачи коммуникативно-рефлексивного этапа. Курс завершается защитой проекта на этапе презентации.
Программа основывается на ряде дидактических принципов, определяющих особенности отбора и структурирования содержания, последовательность, технологии и методы изучения курса.
Ключевые понятия курса: Геоэкология, геоэкологическое краеведение. Этапы развития геоэкологии. Научные методы познания окружающей среды. Процесс. Процессы выветривания, денудации, аккумуляции. Природная катастрофа. Проявление процессов геотехноатмогенеза, геотехногидрогенеза, геотехнопедогенеза и геотехнобиогенеза во Владимирской области. Техноплагенные процессы, дегидратация, эрозия, дефляция. Геоэкологические процессы. Загрязнение окружающей среды. Здоровье человека. Геоэкологические проблемы. Геоэкологический предел. Экосистема. Типы и особенности экосистем Владимирской области. Экологическая безопасность. Геоэкологическая экспертиза. Экологический риск. Геоэкологическое проектирование. Геоэкологический мониторинг. Понятие окружающей среды, ее составные части. Экологическая опасность.
Учащиеся должны:
Основное содержание программы
Ведение
Тема 1. Что такое геоэкологическое краеведение
Представление о геоэкологии и геоэкологическом краеведении. Этапы развития геоэкологии. Биосфера, ноосфера, географическая оболочка, геосистемы.
Тема 2. Научные основы изучения геоэкологического краеведения
История взаимоотношений человечества с окружающей средой. Геоэкологическое сознание. Геоэкологическая компетентность. Теория устойчивого развития.
Тема 3. Методы научного познания в геоэкологическом краеведении
Классификация научных методов познания. Научные методы познания окружающей среды. Методы познания геоэкологического краеведения: метод наблюдения, картографический метод, измерительный метод, метод взятия проб, работа с литературными источниками, справочной литературой, социологические методы, метод прогнозирования.
Мое участие в исследовании моего края.
Раздел 1. Процессы в окружающей среде
Тема 1. Природные процессы
Процесс. Проявление процессов выветривания, денудации, аккумуляции в нашей области. Природная катастрофа.
Тема 2. Техногенные процессы. Техноплагенные процессы
Рельефоиды. Проявление процессов геотехноатмогенеза, геотехногидрогенеза, геотехнопедогенеза и геотехнобиогенеза во Владимирской области. Техноплагенные процессы, дегидратация, эрозия, дефляция.
Тема 3. Геоэкологические процессы
Геоэкологические процессы. Загрязнение окружающей среды. Здоровье человека. Типы природопользования. Геоэкологическая безопасность.
Тема 4. Мой край сегодня
Уникальность природы моей области. Природно-ресурсный потенциал края на современном этапе. Усиление хозяйственной «нагрузки» на природу области.
Мое участие в исследовании моего края.
Раздел 2. Направляемое развитие окружающей среды
Тема 1. Геоэкологические проблемы
Геоэкологические проблемы. Геоэкологический предел. Экосистема. Типы и особенности экосистем нашей области.
Тема 2. Геоэкологическая экспертиза
Экологическая безопасность. Геоэкологическая экспертиза. Экологический риск. Экологическая опасность. Геоэкологическое проектирование. Геоэкологический мониторинг.
Тема 3. Управление качеством окружающей среды
Управление качеством окружающей среды во Владимирской области. Экологический контроль. Экологический аудит. Экологические стандарты. ПДК, ПДД, ПДН, ПДВ, ПДС. Экологический менеджмент.
Мое участие в исследовании моего края.
Раздел 3. Качество окружающей среды нашей области
Тема 1. Понятие окружающей среды, ее составные части. Состояние окружающей среды области
Состояние воздушной среды. Воздушная среда. Влияние хозяйственной деятельности на состояние атмосферного воздуха области.
Состояние водной среды. Водная среда, водопотребление, водоотведение, очистка сточных вод. Качественная характеристика состояния поверхностных водных объектов. Водохозяйственные системы и сооружения моей области. Государственный контроль за использованием и охраной водных объектов.
Состояние геохимической среды. Геохимическая среда. Геохимия. Основные группы загрязнителей области.
Состояние биопочвенной среды. Биопочвенная среда. Состав и структура земельного фонда области и его структура. Состояние плодородия почв. Эффективность использования земель. Охрана почв.
Состояние геофизической среды. Геофизическая среда. Геофизика, физическое поле Земли, геофизическая среда, звук, шумовое загрязнение, магнитосфера.
Состояние геологической среды. Геологическая среда. Состояние минерально-сырьевой базы. Геологическое изучение минерально-сырьевой базы области. Экологическая геология. Тепломассообмен. Состояние геотехноморфологической среды. Геотехноморфологическая среда. Геотехноморфогенез. Интегральная геоповерхность. Геотехноморфогенное загрязнение области.
Тема 2. Экологическая безопасность в моей области
Уровень изменения природы нашей области человеком. Экологическая опасность. Как обеспечить экологическую безопасность? Сохранение здоровья человека.
Мое участие в исследовании моего края.
Раздел 4. Познаю свой край
Тема 1. Исследователь природы своего края
Выдающиеся исследователи природы края в прошлом и настоящем.
Тема 2. Методики геоэкологических исследований
Методики геоботанических, орнитологических, энтомологических, гидробиологических, почвоведческих, метеорологических исследований. Методики изучения антропогенного влияния на территорию. Методики биоиндикации. Методы: маршрутный и локальных площадей.
Мое участие в исследовании моего края.
Раздел 5. Подведем итоги
Тема 1. Геоэкология моей области
Геоэкология, геоэкологическое краеведение. Этапы развития геоэкологии. История взаимоотношений человечества с окружающей средой. Научные методы познания окружающей среды. Проявление процессов выветривания, денудации, аккумуляции в нашей области. Природная катастрофа. Проявление процессов геотехноатмогенеза, геотехногидрогенеза, геотехнопедогенеза и геотехнобиогенеза в нашей области. Техноплагенные процессы, дегидратация, эрозия, дефляция. Геоэкологические процессы. Загрязнение окружающей среды. Здоровье человека. Геоэкологические проблемы. Геоэкологический предел. Экосистема. Типы и особенности экосистем области. Экологическая безопасность. Геоэкологическая экспертиза. Экологический риск. Геоэкологическое проектирование. Геоэкологический мониторинг. Понятие окружающей среды, ее составные части. Уровень изменения природы нашей области человеком. Экологическая опасность. Управление качеством окружающей среды.
Мое участие в исследовании моего края.
Литература