Тип урока: дифференцированный, проблемный.
Цель урока: Совершенствование навыков взаимодействия на уроке по схеме: учитель-ученик; ученик-ученик. Развитие способности самооценки учащихся. Организация совместной учебной деятельности, дающая возможность формулировать и решать проблемные задачи.
Задачи урока:
Этапы урока | Время | Методы и приемы |
1. Организационное введение. Постановка учебной задачи. | 3 | Запись темы урока. Рассказ учителя |
2. Повторение | 5 | Повторение геометрических сведений, необходимых для построения сечений в многогранниках на слайдах. |
3. Практикум | 7+3 | Самостоятельное решение заданий по выбору, с проверкой на слайдах и выставлением оценки. |
4. Проблемные задания | 5 | Решение у доски в малых группах двух проблемных задач. Демонстрация решения этих задач на слайдах. |
5. Творческое задание | 5 | Самостоятельное составление пошаговой инструкции построения сечения. |
6. Домашнее задание. | 2 | Задания на карточках: тесты и два задания на построение сечений |
7. Подведение итогов. | 5 | Выделение учителем главного в уроке и определения достижения целей. |
Учитель: Рассмотрите внимательно лист личных достижений, впишите свою фамилию, имя.
Тема урока: Построение сечений в многогранниках (раскрывается 1 лист слайда).
(Раскрывается 2 лист слайда):
– Начнем урок с повторения геометрических понятий, видов многогранников и геометрических утверждения, которые мы будем использовать при построении сечений.
– Проведем практикум по построению сечений в многогранниках на задачах по выбору.
– Решим с помощью экспертов две проблемные задачи.
– Сформулируем пошаговую инструкцию построения сечения.
При повторении используются слайды:
Учитель: (раскрывается 3 лист слайда): Мы сегодня на уроке будем пользоваться такими понятиями: плоскость, прямая, точка (это основные понятия геометрии) и грань, ребро, вершина – это элементы многогранников.
(раскрывается 4 лист слайда): Сегодня мы будем работать с такими многогранниками как тетраэдр и параллелепипед.
(Раскрывается 5 лист слайда): Закончите утверждение: Если две точки одной прямой лежат в плоскости, то и (вся прямая лежит в этой плоскости).
(Раскрывается 6 лист слайда): Если две параллельные плоскости пересечены третьей, то (линии их пересечения параллельны).
Учитель: К доске выходят 4 учащихся для решения двух проблемных задач. Для каждой пары учащихся, на доске нарисованы по два одинаковых рисунка: один на центральной части, а другой на обратной для черновика. Пока эти учащиеся заняты решением в малых группах задачами, класс решает задачи из практикума.
(Раскрывается 7 лист слайда):
Учитель: Перед вами задания практикума в двух вариантах. Вариант I состоит из 3 заданий по 4 балла каждое. Вариант II состоит из 2 заданий по 6 баллов каждое. Задачи в вариантах разные по сложности. Вы сами выбирайте, какой вариант будете решать, но обязательно решение надо уложить в 7 минут.
Кто успеет решить свой вариант, может решать на месте проблемные задачи.
Проверка практикума проходит с помощью слайдов.
(Раскрываются слайды по очереди с 8 листа по 12 лист):
Учитель: Проверьте ход своего решения, просматривая слайды, на которых показан весь процесс построения сечения каждой задачи из вариантов.
(Раскрывается 13 лист слайда):
Учитель: А теперь сверьте свои ответы с ответами на слайде. Запишите номер варианта и количество решенных задач и выставьте баллы в лист личных достижений.
Учитель: Учащиеся, которые решали у доски, выходят по очереди и объясняют свои решения.
Учитель: Какая перед вами стояла проблема?
Учитель: Как вы попытались ее решить?
Учащиеся отвечают на поставленные учителем вопросы, описывая подробно ход своих рассуждений.
(Раскрываются слайды по очереди с 14 листа по 17 лист):
Правильное решение показывается на слайдах. Учитель еще раз разбирает с учащимися, используя слайды, ход решения задач, привлекая к обсуждению всех учащихся класса. Учитель предварительно поясняет, что подобное задание будет дано на дом.
Учитель: Сделайте в листах личных достижений отметку в графе “понял решение”, а у доски решавшие учащиеся выставьте себе оценку в баллах.
(Раскрывается 18 лист слайда):
Учитель: Творческое задание показано на слайде.
“Представьте ситуацию: Ваш одноклассник заболел и пропустил уроки, на которых проходили тему “Построение сечений многогранников”.
Вам нужно по телефону объяснить эту тему. Сформулируйте и запишите пошаговую инструкцию”.
Впишите пошаговую инструкцию в листы личных достижений.
Учитель раздает карточки с домашним заданием во время выполнения творческого задания.
Учитель: Выполните задания на карточках: 3 тестовых заданий и 2 задания на построение сечений.
Учитель: Оцените свои знания по теме нашего урока в листе личных достижений.
Учитель: “Мы сегодня повторили и закрепили знания по теме: “Построение сечений многогранников”. Сегодня на уроке активно работали и показали свои знания: (учитель называет фамилию ученика, задает ему вопрос, выставляя дополнительно 3 балла за верный ответ в последнюю графу листа личных достижений, выводит общий балл за урок)
Приложение:
Приложение 1. Слайды по теме “Построение сечения в многогранниках”.
Приложение 2. Лист личных достижений.
Приложение 3. Карточки с домашней работой.
Приложение 4. Дополнительные задания для подведения итогов урока.