Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание математики

Решение задач практического содержания — один из способов повышения мотивации к изучению математике

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 364

Прохорова Галина Николаевна, учитель математики

Важное значение в процессе обучения математике имеет понимание школьниками практической значимости учебного материала, перспективы его использования. Поэтому при изучении любого теоретического материала я стараюсь сразу же приводить примеры из жизни, задачи, где этот материал находит фактическое применение. Именно при таком подходе создаются предпосылки активного применения математических знаний, способность трудится самостоятельно и творчески, умение работать с учебной и справочной литературой.

Я считаю, что доказательство теорем, как правило, имеет меньшую дидактическую значимость. Это очередное упражнение в строгом логическом рассуждении.

Для привития интереса к предмету необходимо, чтобы каждое новое понятие или положение находило применение в задачах практического характера, в реальной жизни. Именно это убеждает школьников в том, что математика наука полезная, необходимая во всех видах деятельности.

В реальном процессе обучения прикладная и практическая направленность обычно функционируют совместно. Что же следует понимать под прикладной направленностью обучения математике и что - под его практической направленностью?

Прикладная направленность обучения математике - это ориентация содержания и методов обучения на применение математики в технике и смежных науках; в профессиональной деятельности; в хозяйстве и быту. Прикладная направленность включает в себя реализацию связей с курсами физики, химии, географии, черчения, трудового обучения; обеспечение «компьютерной грамотности», формирование математического стиля мышления и деятельности. Прикладная направленность впрямую выводит на формирование мировоззрения средствами учебного предмета «математика».

Практическая направленность обучения математике - это формирование у школьников навыков самостоятельной деятельности математического характера. Практическая направленность включает в себя решение следующих педагогических задач

Продолжая тему практической направленности, я провожу среди учащихся 9-х классов практикум по решению задач практического содержания. Девятиклассники заканчивают основную школу и, я считаю, что проведение таких уроков-практикумов помогает и мне и им понять, как они сумеют применить полученные математические знания в реальной жизни.

Ребята приходят на такие занятия с удовольствием. Начинают работать группами по 4-5 человек. Каждая группа получает карточку с задачами практического содержания. Ученики оживленно обсуждают решение каждой задачи, выбирают способ решения, вспоминая теоретический материал важных разделов математики школьного курса: «Отношения. Пропорции. Масштаб», «Проценты», «Уравнения и способы их решения», «Решение задач на движение», «Геометрическая прогрессия», «Окружность и ее свойства», «Площади геометрических фигур». Вот некоторые из этих задач.

КАРТОЧКА № 1

  1. Сколько рулонов обоев необходимо для оклеивания комнаты длиной 4,7м, шириной 3,2м, высота оклеивания 2,45м. Известно, что длина рулона 10+0,2м, ширина 0,5м.
  2. Для выпечки одной булочки нужно 57г готового теста. Потери при выпечке составляют 13% от массы теста. Определите массу 25 готовых булочек.
  3. Около дома нужно установить фонарь так, чтобы он одинаково освещал три объекта: крыльцо, беседку и песочницу (не лежащие на одной прямой). Как выбрать место для установки фонаря?
  4. Определить расстояние между Курском и Москвой, используя географический атлас.

КАРТОЧКА № 2

  1. Сколько штук плиток пойдет на устройство плиточного пола в комнате размером 4.2*3.1м (размеры плитки 15* 15см, швы между плитками 5 мм).
  2. После очистки картофеля получилось 15кг. Отходы равны 25% от массы картофеля. Сколько килограммов неочищенного картофеля было израсходовано? Сколько килограммов неочищенного картофеля нужно взять, чтобы накормить семью из 5 человек, если каждый съедает в среднем по 0,3кг картофеля?
  3. Пруд имеет форму квадрата. В вершинах его растут 4 дерева. Как можно вдвое увеличить площадь пруда, сохранив его форму, не уничтожая и не затопляя деревьев. (Сделать чертеж).
  4. Определить расстояние между Москвой и Оренбургом, используя географический атлас.

КАРТОЧКА № 3

  1. Вычислите, какое количество краски потребуется: а) для покраски крышек парт в нашем классе; б) для окраски стен (расход краски на 10м2 - 1л).
  2. Определите, сколько крупы было израсходовано для приготовления 18,9кг гречневой каши в школьной столовой, если привар в процентах к весу крупы составляет 110%. Сколько крупы нужно взять в поход, чтобы накормить кашей 20 человек туристов, если каждый съест 0,3кг.
  3. Поле имеет форму прямоугольника с основанием 250м и высотой 182м. Через поле под прямым углом к основанию проходит дорога шириной 5м. Определить посевную площадь поля.
  4. Сколько раз можно съездить на Соколовское озеро и обратно, если в баке автобуса 52 литра бензина (расход на 100км - 21л). Расстояние от Лотошино до Соколовского озера определить по карте Московской области.

КАРТОЧКА № 4

  1. Какое количество досок потребуется для покрытия пола мастерской размером 16*5м, если длина доски 5,1м, ширина 30см?
  2. С участка, имеющего форму трапеции е основанием 320м и высотой 180м, собрано силоса 120ц с гектара. Сколько рейсов сделает грузовик для доставки силоса с поля, если его грузоподъемность 2т, а коэффициент использования грузоподъемности для данного груза равен 0.75?
  3. Срочный вклад, положенный в сберегательный банк, ежегодно увеличивается на 2%. Каким станет вклад, если положить 1200 рублей на 3 года?
  4. Определить расстояние между Лотошино и Можайском, используя карту Московской области.

Задачи такого рода закрепляют специальные математические умения, например измерительные навыки, навыки счета и вычислений. А самое главное показывают нужность математики во всех сферах человеческой деятельности: в строительстве, сельском хозяйстве, транспорте. Математика нужна в приготовлении пищи, в правильном распределении средств при ведении домашнего хозяйства.

Если ученик самостоятельно может решить каждую из поставленных задач - это говорит о том, что он хорошо подготовлен к жизни и труду.