Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание биологии

Тематическое планирование раздела Размножение и индивидуальное развитие организмов (10-й класс), урок Формы полового размножения. Строение гамет

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 533

Смолина Татьяна Александровна, учитель биологии

Цели урока: обобщать и систематизировать знания о размножении организмов различных царств, включить новые знания о формах полового размножения в систему ранее изученных. Продолжить выработку навыков работы с микроскопом.

Оборудование: Таблица “Нитчатая водоросль ультрикс”, “Дождевой червь”, микроскопы, микропрепарат “Сперматозоид”, модель яйца птицы.

Ход урока.

1. Сообщение темы. Вступительное слово учителя.

На любом уровне организации живая материя представлена элементарными структурными единицами (это свойство живого называется дискретностью). Для клетки – это органоид, для организма это клетки. Весь органический мир состоит из отдельных единиц-видов. Каждая особь данного вида смертна, и существование вида поддерживается размножением организмов.

Таким образом, дискретность жизни предполагает ее воспроизводство, т.е. размножение.

2. Вопросы классу:

А) Что называется размножением? (Свойство, присущее всем без исключения живым организмам, это один из самых сложных процессов жизнедеятельности ведущий к самовоспроизведению);

Б) В чем заключается значение размножения? (Обеспечивает существование вида; преемственность между родительскими особями и потомством; следствием размножения является развитие).

3. Постановка цели урока.

На сегодняшнем уроке мы должны найти ответы на вопросы (вопросы на доске):

Каковы формы полового размножения?

Каково основное направление эволюции полового размножения?

В чем заключается преимущество полового размножения?

4. Запись_в тетради.

Раскрытие темы начнем с определения полового размножения - это смена поколений и развитие организмов на основе слияния специализированных половых клеток (гамет) и образования зиготы.

5. Составление графа “Типы полового размножения”. Работа в тетради.

Каковы же формы полового размножения, каким организмам они присущи?

Демонстрационные таблицы “Нитчатая водоросль улотрикс”, “Одноклеточная водоросль хламидомонада”.

Половое размножение

Нитчатая водоросль (улотрикс).

Изогамия - в одной из клеток (гаметангий) формируются гаметы одинаковые по величине, строению. Они попарно сливаются в воде образуя зиготу.

Половые клетки развиваются в половых органах одной особи.

Демонстрационная таблица “Дождевой червь”.
А) Белая планария или дождевой червь - гермафродиты, но спариваются разные особи, поэтому предотвращается самооплодотворение и идет обмен генетической информацией

Б) Обоеполый цветок у покрытосеменных - созревание гамет в пыльцевом зерне и зародышевом мешке. Предотвращение самооплодотворения в результате неодновременного созревания тычинок и пестиков, либо путем прекращения роста пыльцевой трубки, либо появление однополости цветков, возникающих в процессе эволюции из обоеполых.

Гетерогамия при этом половые клетки различаются размерами и подвижностью.

Оогамия (женская яйцеклетка крупная, неподвижная; мужской сперматозоид -мелкий, подвижный).

Половые клетки развиваются в половых органах разных особей (птицы, млекопитающие).

В специальных органах (половых железах - яичниках и семенниках) формируются гаметы.

Партеногенез (новый организм развивается из материнской половой клетки без оплодотворения).

A) у пчел (из оплодотворенного яйца - рабочие и матка; из неоплодотворенного трутни.

Б) серебряный карась - неоплодотверенное яйцо развивается после проникновения в него спермия, ядро которого погибает - гиногенез.

B) искусственный партеногенез у тутового шелкопряда путем воздействия на яйцеклетку высокой температурой убивают ее ядро, после чего происходит слияние ядер двух сперматозоидов, т.е. развитие зародыша за счет отцовского наследственного материала - синдрогенез..

6. После изучения многообразия форм полового размножения встает вопрос (вопрос классу):

Каково основное направление эволюции полового размножения? (Это оплодотворение, при котором обязательно слияние двух половых клеток, происходящих от разных особей).

7. Самостоятельная работа с микроскопом, моделью яйца птицы и рис. Из учебника Захаров В.В. стр. 208, 207.

Задание классу:

A) Рассмотри под микроскопом сперматозоид, сравни с рис. учебника Захарова В. В. стр. 208.

Б) Рассмотри рисунок на стр. 207, сравни с моделью “Яйцо птицы”.

B) Заполни таблицу в тетради, воспользуйся учебником стр. 207-208.

Специализация гамет.

Функции Особенности строения
1.Яйцеклетка от
0,01 мм до 23см.
1. Функция развития.

А) обеспечение развития питательными веществами, оптимальной температурой…

2. Хранение генетической информации.

1. а) наличие защитных оболочек (скорлупа и др.);

б) наличие желтка – совокупность питательных веществ, белок – влага, воздушная камера, канатик (халазы).

2. Ядро с гаплоидным набором хромосом.

3.Увеличен объем цитоплазмы с нуклеотидами и белками.

2. Сперматозоид
70 мкм.
1. Внесение генетической информации.

2. Стимуляция развития яйцеклетки.

1. Ест головка, шейка, хвостик.

2. Аппарат Гольджи преобразован в акросому, расположенную на переднем конце головки, выделяющую ферменты, растворяющие оболочку яйцеклетки.

3. Митохондрии упаковываются вокруг жгутика, образуя шейку.

4. Небольшое ядро с гаплоидным набором хромосом.

Примечание - при недостатке времени эта часть урока проводится в форме самостоятельной работы с текстом учебника с карандашом в руке.

Вопрос классу Докажите примерами взаимосвязь строения и функции клетки?

Вывод по уроку.

Вопрос классу.

В чем же преимущество полового размножения над бесполым? (Генотип потомков возникает путем комбинации генов обоих родителей; повышаются возможности организмов в приспособлении к условиям окружающей среды).

Инструктаж домашнего задания.

Учить стр. 199-200; 207-208. В.В. Захаров.

Дать устный ответ на проблемные вопросы урока.

Литература.

1. В.В. Захаров “Общая биология” 10-11 класс. М: Дрофа, 2000г. 6.2.

2. С.Г. Мамонтов, В.В. Захаров “Основы биологии”. Курс для самообразования М: Просвещение, 1992 г. стр. 65, 70-71.

3. В.К. Шумный, Г.М. Дымшиц, А.О. Рувинский “Общая биология” 10-11 класс (с углубленным изучением биологии). Стр. 130, 135, 137.