Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание математики

Элективный курс Метод координат в пространстве

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 723

Папшева Светлана Александровна, учитель математики

Пояснительная записка

Векторный и координатный методы решения задач – очень популярный и эффективный метод в геометрии и не только. Однако его формальное применение может значительно затруднить решение даже самой простой задачи. Общий уровень геометрической (особенно стереометрической) подготовки выпускников по-прежнему остается достаточно низким. Поэтому в данном курсе рассматриваются эффективные приемы использования указанных методов и примеры решения задач. Координатный метод решения задач на сегодняшний день самый мощный и при правильном подходе позволяет решить фактически все виды математических, физических, астрономических и технических задач. Кроме того, координатный метод в рамках школьной программы используется достаточно ограниченно и неполно.

Данный элективный курс предназначен для выпускников средних общеобразовательных учреждений.

Целью курса является разработка методики обучения векторно-координатному методу решения задач школьного курса геометрии 10-11 класса. Достаточно простой в применении, метод координат является необходимой составляющей решения задач различного уровня. Использование данного метода, позволяет учащимся значительно упростить и сократить процесс решения задач, что помогает им при дальнейшем изучении, как школьного курса математики, так и при изучении математики в высших учебных заведениях. С помощью векторно-координатного метода можно быстро и успешно решать стереометрические задачи из ЕГЭ в блоке С (задание С2).
В рамках данного элективного курса рассматриваются типовые задачи ЕГЭ – С 2, их решение с помощью координатно-векторного метода.

Координатно-векторный метод имеет преимущества перед другими, что не требует сложных построений в проекциях. По той простой причине, что этот метод заключается во введении (привязке к исследуемым фигурам) декартовой системы координат, а затем – исчислении образующихся векторов (их длин и углов между ними), то есть одно без другого не работает. Этот метод – довольно мощный (то есть ему поддаются даже самые «непробиваемые» казалось, бы задачи). Все те соотношения, которые при решении традиционным методом даются с большим трудом (через привлечение большого количества вспомогательных теорем), здесь получаются как бы сами собой, в ходе вычислений. Весь этот подход, развитый до своего логического завершения, в высшей математике получает название аналитической геометрии.

Единственный его, пожалуй, недостаток – это требуемый нередко большой объем вычислений. Координатно-векторный метод представлен практически во всех учебниках, но большее внимание ему уделено в задачнике Потоскуева Е.В. и Звавича Л.И.

Задачи элективного курса:

Требования к уровню усвоения курса

В результате изучения данного курса учащийся должен владеть следующими компетенциями:

Ключевые компетенции, общеучебные и интеллектуальные навыки

Формы контроля: домашние контрольные работы, зачеты.

Организация учебного процесса

Программа рассчитана на одно полугодие, один час в неделю (всего 17 часов). Она состоит из двух разделов и содержит систему понятий из областей: векторы и координаты в пространстве, углы между прямыми, прямыми и плоскостями, плоскостями в пространстве, расстояние от точки до плоскости, между двумя прямыми, от точки до прямой. Каждый из разделов состоит из отдельных пунктов, в которых разбираются типовые задачи и задачи более высокого уровня сложности, затем даются задания для самостоятельного решения.

Элективный предмет имеет практико-ориентированную направленность. Формы занятий разнообразны: семинары, практикумы, уроки-консультации. Отработка и закрепление основных умений и навыков осуществляется при выполнении практических заданий, тестов ЕГЭ прошлых лет. В рамках данного курса предполагается углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса. Углубление реализуется на базе изучения некоторых тем, учитывающих перспективы создания новых стандартов школьного математического образования в профильной школе.

В преподавании данного курса важным является выбор рациональной системы методов и приемов обучения. Учебный процесс ориентирован на рациональное сочетание устных и письменных видов работы. Программа построена с учетом принципов системности, научности, доступности и обеспечивает выполнение обязательных требований государственных стандартов.

ПРОГРАММА

I. Векторы и координаты (4 часа)

II. Основы аналитической геометрии (13 часов)

Учебно-тематический план

№ п/п

Название темы

Количество часов

I. Векторы и координаты 4
1 Понятие вектора.
Действия над векторами.
Угол между векторами.
Координаты вектора.
Длина вектора.
Скалярное произведение векторов.
1
2 Понятие базиса в пространстве.
Векторы в пространстве.
Разложение вектора по трём некомпланарным векторам.
1
3-4 Матрица. Определители.
Уравнение плоскости, проходящей через три точки. Нормальный вектор плоскости.
2
II. Основы аналитической геометрии 13
5 Скрещивающиеся прямые.
Угол между прямыми в пространстве.
1
6-7 Угол между плоскостями. 2
8-9 Взаимное расположение прямой и плоскости в пространстве. Общие точки прямой и плоскости.
Угол между прямой и плоскостью.
2
10-11 Расстояние от точки до плоскости в координатах. 2
12-13 Расстояние между двумя прямыми. 2
14-15 Расстояние от точки до прямой. 2
16 Решение задач. 1
17 Контрольная работа. 1
Всего 17

Литература:

  1. Александров А.Д. и др. Геометрия для 10-11 классов: Учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики – М.: Просвещение, 1992
  2. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. Геометрия: Учебник для 10-11 кл. ср. шк. – М.: Просвещение, 2009
  3. Борзенко Е.К., Корнева И.Г. Решение стереометрических задач: Методические рекомендации. – Бийск: РИО БПГУ им. В.М. Шукшина, 2005.
  4. Геометрия 10-11 кл.: учеб. для ест.-научного профиля. Под ред. Смирновой И.М.– М.: Просвещение, 2003.
  5. ЕГЭ-2011. Математика: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов / под ред. А. Л. Семенова, И. В. Ященко. – М.: Национальное образование, 2010. (ЕГЭ-2011. ФИПИ – школе).
  6. Единый государственный экзамен: Математика: Сборник заданий. – М.: Просвещение, 2005
  7. Математика. Диагностические работы в формате ЕГЭ. – М.: МЦНМО, 2011.
    Математика: ЕГЭ 2011: Контрольные тренировочные материалы с ответами и комментариями (Серия «Итоговый контроль: ЕГЭ») / Ю. М. Нейман, Т. М. Королёва, Е. Г. Маркарян. – М.; СПб.: Просвещение, 2011
  8. Потоскуев Е. В., Звавич Л. И. Геометрия 11 кл.: задачник для общеобразовательных учреждений с углубл. и профильн. изучением математики. – М.: Дрофа, 2004
  9. Сборник конкурсных задач по математике для поступающих во втузы / Под ред. М.И. Сканави. – СПб., 1995
  10. Смирнов В. А. ЕГЭ 2011. Математика. Задача С2. Геометрия. Стереометрия / Под ред. А. Л. Семенова и И.В.Ященко. – М.: МЦНМО, 2011.
  11. Холева, О. В. Нахождение углов между прямыми и плоскостями (координатно-векторный метод)// Математика в школе. – 2011. – №4.
  12. Интернет-ресурсы.