ТИП УРОКА: совершенствование знаний, умений и навыков.
ТЕМА: Причастие. Правописание причастий.
ЦЕЛИ:
1. Знать грамматические признаки причастия как особой формы глагола и систему правил, регулирующих написание суффиксов причастий.
2. Совершенствовать правописные навыки, развивать языковую и коммуникативную компетенцию учащихся.
3. Воспитывать способности актуализации полученных знаний для личностного и нравственного самоопределения.
ОБОРУДОВАНИЕ: учебники Грекова и Розенталя; таблица “Образование действительных и страдательных причастий”; дидактический материал, эпиграф на доске.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
1. Построение, принятие рапорта, приветствие кадет, проверка готовности учащихся к занятию. (1 мин.)
2. МОУ: определение цели занятия. (1 мин.)
1. Работа с эпиграфом. (2 мин.)
Причастия служат сокращением человеческого слова, заключая имени и глагола силу.
М. В. Ломоносов
- В чём видит Ломоносов достоинства причастия? (Совмещает в себе “силу имени и глагола”.)
2. Сообщение учащегося о причастии как особой формы глагола (с использованием схемы). (3 мин.)
3. Употребление причастий в речи. (7 мин.)
а) Чтение высказывания А. С. Пушкина об употреблении причастий в речи. (Приложение 1. Задание 2).
- Какова главная мысль текста?
- Что говорит поэт об употреблении причастий?
б) Сообщение учащегося, который анализировал учебники для 10 класса (по 5 страниц). Он рассказывает, как часто и какие причастия употребляются в учебниках, в учебнике по какому предмету их больше всего.
в) Сообщение учащегося, который выписывал названия произведений, содержащих причастия, и группировал их по видам причастий.
г) Работа с текстом К. Ушинского “О языке народа”. (Приложение 1. Задание 1).
- Какова основная мысль текста?
- Назовите причастия. С какой целью автор использует их? (Причастия придают тексту выразительность, торжественность, лаконичность.)
4. Правописание суффиксов причастий настоящего времени. (23 мин.)
а) Рассказ учащегося о действительных и страдательных причастиях и их образовании.
б) Работа с таблицей “Образование причастий”.
- Каким правилом нужно руководствоваться при написании гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени?
- Объясните правописания гласных в суффиксах причастий в тексте “О языке народа”.
в) Работа по вариантам. (Приложение 1. Задание 3).
I вариант – выписать словосочетания с причастиями, имеющими суффиксы –ащ-, -ящ-.
II вариант – выписать словосочетания с причастиями, имеющими суффиксы –ущ-, -ющ-.
Задание: составить предложение с одним из словосочетаний, поставив причастный оборот после определяемого слова. (Два кадета выполняют это задание на доске).
г) Работа в парах. Решение лингвистической задачи “Собери причастие”. (Приложение 1. Задание 5).
д) Дифференцированная работа.
Задание: от глаголов, записанных на доске, образовать страдательные причастия настоящего времени и записать словосочетание “прич. + сущ.”
уважать – уважаемый товарищами
изучать – изучаемый школьниками
привозить – привозимый из-за границы
рекомендовать – рекомендуемый для изучения
оберегать – оберегаемый друзьями
видеть – видимый снайпером, стрелком
освещать – освещаемый солнцем
слышать – едва слышимый звук
искл.: двигать – движимый чувством долга, сострадания.
5. Тест “Готовимся к ЕГЭ. Правописание суффиксов причастий”. (Приложение 2). (5 мин.)
Приложение 1
Правописание суффиксов причастий
1. О ЯЗЫКЕ НАРОДА
Язык народа – лучший, никогда не увяда…щий и вечно распуска…щийся цвет его духовной жизни, начина…щейся далеко за границами истории. Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединя…щая отжившие, живущие и будущие поколения в одно великое, историческое, живое целое. (К. Ушинский).
Задание:
2. … Может ли письменный язык быть совершенно подобным разговорному? Нет, так же как разговорный язык никогда не может быть совершенно подобным письменному… Мы не говорим: карета, скачущая по мосту, слуга, метущий комнату; мы говорим: которая скачет, который метёт, заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом… Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя. Письменный язык оживляется поминутно выражениями, рождающимися в разговоре, но не должен отрекаться от приобретённого им в течение веков. Писать единственно языком разговорным – значит не знать языка. (А. С. Пушкин).
Задание:
3. Вер…щий людям, зна…щий правду, люб…щий спорт, увлека…щийся музыкой, се…щий хлеб, легко дыш…щий, скач…щие всадники, стро…щийся дом, та…щий снег, рокоч…щий гул, стел…щийся дым, чуть брезж…щий рассвет, бор…щийся с бурей экипаж, готов…щийся к занятиям кадет, слыш…щийся издали гудок, знач…щееся по списку количество, храбро сража…щийся полк, пил…щие дерево рабочие.
Задание: перепишите, обозначая в каждом причастии суффикс и указывая в скобках неопределённую форму, спряжение того глагола, формой которого данное причастие является.
4. Пользуясь образцом, замените действительные причастия страдательными.
Образец: Советские воины, охраняющие границы. – Границы, охраняемые советскими воинами.
1. Ученик, возвраща…щий книгу. 2. Строители, восстанавлива…щие здание. 3. Люди, возрожда…щие город. 4. Собеседники, возобновля…щие разговор. 5. Вода, враща…щая турбины. 6 Хирург, опериру…щий больного. 7. Мальчик, припомина…щий стихотворение. 8. Разведчик, выполня…щий задание. 9. Воды, омыва…щие остров.
5. Лингвистическая задача. “Собери причастие”.
Приложение 2
ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ
“ПРАВОПИСАНИЕ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ И СУФФИКСОВ ПРИЧАСТИЙ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ”
1. В каком слове пропущена буква Е?
2. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква Я?
3. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква У?
4. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква И?
5. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква Е?