Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание литературы

Способы активизации деятельности учащихся на уроках литературы

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 354

Фереферова Галина Александровна, учитель русского языка и литературы

1. Самостоятельная письменная работа.

Проводится до того, как разговор о произведении начинается в классе. Предварительная письменная работа дает возможность ученику высказать свое мнение (на него еще «не давит» мнение учителя). Очень часто ученику легче ответить на «узкий» вопрос, чем проанализировать все произведение.

Предварительные работы дают богатый материал для уроков:

Вариант задания.

  1. Объяснить смысл названия романа «Поединок».
  2. Стремится ли кто-нибудь из героев романа вырваться из этой жизни? Удается ли это кому-нибудь из героев? Поясните свою точку зрения.
  3. Почему Куприн не рассказывает о дуэли, представляет нам только документ?

1а. Работа по группам.

Проводится, когда произведение особенно сложно для понимания учащихся в силу каких-либо причин, требует большой работы с текстом и т.д. Результатом является письменная работа. Для выполнения подобной работы образуются группы, достаточно работоспособные. В каждой группе есть человек, организующий работу, ставящий определенные «маленькие» задачи перед членами группы.

Результаты работы:

2. Работа с текстом.

А) Составление таблицы.

Например, при чтении поэмы Гоголя «Мертвые души».

Предварительно классу дается задание: определить основные критерии для заполнения таблицы. Вариант работы может быть такой:

Таблица может заполняться и в классе, и дома. Даже «нечитающие» ученики вынуждены будут обратиться к тексту, чтобы выполнить задание. Заполненная таблица – прекрасный материал и для работы на уроке, и при подготовке к сочинению.

После составления таблицы дается задание: прокомментировать собранный материал, определить место каждого помещика среди других, ответить на конкретные вопросы, предложенные учителем.

Б) Таблица-сравнение.

Таблица помогает не только увидеть общие черты и различия (например, между героями), но и понять основную идею каждого произведения, получить материал для размышления.

В) «Словарик произведения».

Задание: составить словарик из текста, в который вошли бы слова, важные для понимания произведения. Например, А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге».

Кудесник – хазары – волхвы – «твой щит на вратах Цареграда» - пращ – конь ретивый – презреть – тризна.

Результат: от комментария – к общей идее.

3. Сравнительный анализ произведений.

А) Сравнительный анализ переводов (переложений).

Подобная работа развивает чувство языка, помогает почувствовать эмоциональную точность перевода, «заставляет» самого ученика тщательно следить за тем, чтобы точно выразить «оттенки» «разных слов» в переводах и, как следствие, увидеть разные «оттенки смысла».

Б) Сравнение «фильм-книга».

Эта работа позволяет ученику «разгадать» замысел режиссера, а значит, ответить прежде всего на вопрос: что побуждает современных режиссеров обращаться к «тому» времени; раскрыть то общечеловеческое, важное, что несет в себе прежде всего классическая литература;

- увидеть связь между разными видами искусства, «почувствовать» красоту слова, кадра в фильме, игры актера;
- анализ отдельных эпизодов фильма помогает понять идею произведения.

В) Сопоставление двух разных, но «созвучных» произведений.

Непохожие, на первый взгляд, произведения дают возможность учащимся понять ту или иную проблему (проблема преступления и наказания, тема отношений человека и природы и т.д.) глубже, получить дополнительный материал для размышления, по-новому взглянуть на какие-то привычные «вещи».

4. Творческие задания.

Подобные вопросы, на первый взгляд, достаточно «общие», позволяют ученику разобраться прежде всего в общечеловеческих проблемах; работа покажет, насколько ученик готов к обсуждению подобных проблем. Вопросы даются «независимо от произведения», а уже при обсуждении произведения «связываются» с содержанием книги.

Результат:

1. возможность каждому ученику показать, насколько глубоко он разбирается в вопросах, затронутых в произведении;
2. необыкновенно богатый материал для урока, интересный, важный для учеников прежде всего потому, что это их мнение, их мысли;
3. практика в написании работ: соединение «общих» размышлений и конкретного литературного материала.

4а) Творческие работы, не связанные с литературным текстом, но заданные учителем в связи с прочтением (изучением) какого-либо литературного произведения.

Результат:

1. интерес к работе, потому что это «о себе»;
2. настолько раскрываются творческие способности ученика, что это дает возможность многим почувствовать себя более уверенно, раскрыть себя на уроках литературы;

4б) Работа-«пятиминутка»

Подобная работа может быть запланирована, а может быть дана «неожиданно» и для самого учителя. Смысл такой работы в том, что она является «заключительным аккордом» в изучении произведения. Ответ, данный учеником, отражает результат всех уроков (или урока), посвященных данному произведению.

4в) Подобрать эпиграф.

Результат:

1. чтобы «не формально» выполнить задание, ученику придется просмотреть достаточно большой материал;
2. удачно подобранный эпиграф показывает, насколько глубоко и тонко понято произведение.

4г) Рисунок.

Результат:

1. ученику легче какие-то ассоциации, представления о прочитанном выразить в рисунке, чем словами;
2. материал для урока, позволяющий прокомментировать какие-то важные вопросы.

4д) Продолжить произведение или придумать, как должна закончиться прочитанная история.

Результат:

1. для того чтобы «придумать», как закончится история, нужно понимать характеры героев, логику их поступков, учитывать те события, детали и т.д., важные в этой книге;
2. удачно написанная работа – сама по себе результат;
3. неудачная работа – повод для разговора: «А что не так?»

4е) Сочинение своих произведений.

Создавая свои сказки, баллады, стихи, рассказы, ученики познают законы жанра, учатся «чувствовать» слово, развивают творческие способности. Свои произведения может представить и преподаватель.

5. Викторины.

Предлагаемые учащимся вопросы представляют собой задания самого разного характера:

Для того, чтобы ответить на большинство вопросов, нужно знать текст произведения, помнить определенную информацию, изложенную на уроке, уметь из вариантов ответов, возникающих при работе группы, выбрать нужный. (см. Приложение)

6. Работа с текстом.

А) Редактирование текста.

«Свой» текст всегда хорош, а в чужом различного рода ошибки видны сразу. Ученикам предлагается текст сочинения (например, их одноклассника), в котором заведомо «есть что исправлять»; и учащиеся имеют возможность отредактировать, т.е. исправить различного рода стилистические, грамматические и прочие ошибки, например:

Выполняя подобную работу, исправляя чужие ошибки, ученик «преодолевает» свои ошибки, учится «видеть» собственную письменную работу.

Б) Работа с «золотыми сочинениями».

Это совместная работа с учителем, анализ «лучших» сочинений, которая призвана научить ученика:

7. Беседа с учителем о прочитанной книге.

Книгу предлагает ученик. Это не программное произведение, которое должно быть полностью проанализировано учеником; тема, идея, анализ основных эпизодов, сюжетных линий, художественных особенностей и т.д.

Результат:

1. ученику приходится говорить, формулировать свои мысли, высказывать свою точку зрения, разбираться в прочитанном, отвечать на вопросы, - это помогает ученику понять, что же от него требуется при создании письменной работы по литературе;
2. пусть не всегда, но происходит «открытие»: ученик-читатель раскрывается на близком, интересном для себя материале;
3. ученик предлагает учителю книгу для обсуждения – это для него другая роль, его решение.

8. Подготовка к сочинению.

Работа с черновиком.

У ученика должна быть возможность работать с черновиком сочинения не в последний день перед сдачей работы, а как минимум за несколько дней, чтобы:
- иметь возможность показать черновик учителю, исправить «шероховатости», «неточности» своего текста;
- иметь возможность работать над вариантами сочинения, думать, подбирать материал, работать над словом, а не в спешке создавать непродуманную, «невыстраданную» работу;
- учиться создавать собственное произведение с радостью, а не только потому, что это «задали в школе».