Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание химии

Урок-конкурс по теме Теория электролитической диссоциации. 8-й класс

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 388

Ефременкова Наталья Васильевна, учитель химии

Цель:

Продолжительность – 45 минут.

Реактивы и оборудование:

При подготовке к конкурсу команды придумывают себе название, рисуют эмблему, выбирают капитана команды. Участвуют в игре две команды, либо все учащиеся класса, либо команды двух классов.

Жюри конкурса – учащиеся старших классов школы.

План проведения конкурса.

Ведущий приветствует собравшихся, объявляет тему конкурса, объясняет правила конкурса, представляет жюри и желает всем успеха.

1-й конкурс “Разминка”

Команды по очереди отвечают на вопросы, за каждый правильный ответ 1 балл.

1. Процесс распада электролита на ионы называется (электролитическая диссоциация).
2. Отношение числа диссоциированных молекул к общему числу молекул в растворе (степень электролитической диссоциации).

1. Ионы, которые под действием электрического тока движутся к положительному полюсу источника тока, называются (анионы).
2. Основания – это (электролиты, которые при диссоциации образуют катионы металлов и анионы гидроксогрупп ОН-).

1. Кислоты – это ( электролиты, которые при диссоциации образуют катионы водорода и анионы кислотного остатка).
2. Ионы, которые под действием электрического тока движутся к отрицательному полюсу источника тока, называются (катионы).

2-й конкурс “Найди ошибку”

На экране появляются 10 формул солей, среди них пять правильных и пять с ошибками. Команды одновременно на листках пишут верные и ошибочные формулы в два столбика. Баллы начисляем методом взаимопроверки команд. Каждая найденная ошибка 1 балл. Максимум 5 баллов.

Na2CO3
Na2NO3
CuCl2
Ba (NO3)2
Ca2CO3
Mg2(SO4)3
NaS
ZnBr2
Fe2(SO4)3
MgNO3

3-й конкурс “Знатоки химии”

По два представителя команд решают задачу на расчеты по уравнению химической реакции в течение 10 минут. “Найдите массу осадка, полученного из 624 граммов 5% раствора хлорида бария в реакции с серной кислотой”.

За правильное решение 10 баллов (2 балла за уравнение и за запись данных задачи, по 1 баллу за верное определение Мк веществ, 2 балла за определение n веществ, 2 балла за рассуждение о равенстве количества вещества хлорида бария и сульфата бария, 2 балла за правильно найденную массу осадка.) Задачу оформляют на открывающихся досках, чтобы впоследствии ребята увидели решение и оценили его вместе с жюри.

4-й конкурс “Головоломка”

Обе команды получают по три карточки с таким текстом:

Ме + А → МеП+ + Н2
А + ОН--→ МеR + H2O
А + MeO → MeR + H2O
A + MeR → MeR + ?
В + неМеО → МеR + Н2О
В + MeR → MeR + ?
В + Н+ → МеR + Н2О
Вt → Н2О + ?
С + См → МеК + МеRм
C + H+ → MeR + ?
C + OH-- → MeR + ?
C + Me → MeR + ?

Определите, какие классы веществ зашифрованы под буквами А, В, С? Почему вы так считаете? На обдумывание и обсуждение ответа
1 минута.

По 1 баллу за каждый верно названный класс (А – кислоты, В – растворимые основания, С – соли ) по 1 баллу за обоснование ответа.

5-й конкурс “Почему так?”

Демонстрируем опыт. Белый порошок безводного сульфата меди (II) растворяем в стакане с водой, раствор приобретает интенсивную голубую окраску. Вопрос “Почему безводный сульфат меди (II) – белый порошок, а раствор его становится голубым?” (Этот цвет придают раствору гидратированные ионы меди (+2). “Свойства растворов электролитов – это свойства их ионов” – 3 положение ТЭД) Оценка 3 баллла

Жюри оценивает решение задачи конкурса “Знатоки химии”.

6-й конкурс “Какие реакции возможны?”

CaO CO2 KOH BaCl2 CuSO4 HCl
H2SO4 + + +
NaOH + + +

C какими веществами будет реагировать серная кислота (одна команда) и гидроксид натрия (вторая команда)? Команды определяют возможные реакции, расставляя ( + ), а затем составляя для них уравнения реакций в молекулярном и ионном виде. Уравнения пишем на листках.

Оценивается по 1 баллу каждая возможная реакция и по 1 баллу за молекулярное и ионное уравнение. Максимум 9 баллов.

7-й конкурс “Чей это портрет?”

На экране появляются портреты С.А. Аррениуса, Д.И. Менделеева, И.А. Каблукова.

Необходимо назвать их и указать вклад этих ученых в разработку темы “Теория электролитической диссоциации”. Максимум 6 баллов.

8-й конкурс “Конкурс капитанов”

Им выданы по две пронумерованные пробирки, в которых у одного капитана карбонат и хлорид натрия, у другого – сульфат и карбонат натрия. Пользуясь реактивами надо определить, где находится карбонат натрия, провести опыт, составить уравнение реакции в молекулярном и в ионном виде. На подготовку и решение капитанам отводится 7 минут. В это время команды участвуют в заключительной эстафете “Быстро и правильно!”, уравнения пишут на доске. Команде- сопернице все сразу видно.

9-й конкурс – эстафета “Быстро и правильно!”

Необходимо дописать уравнения реакций в молекулярном и ионном виде:

1-я команда

AgNO3 + ZnCl2
FeCl2 + KOH →

2-я команда

Ba(NO3)2 +K2SO4
ZnCl2 + NaOH →

За правильное решение – молекулярное уравнение 1 балл, за полное ионное 1 балл, за краткое ионное 1 балл. Максимум 6 баллов. Жюри подводит итог эстафеты.

Слушаем выступление капитанов команды. За определение карбоната натрия – 3 балла, за уравнения реакции в молекулярном и ионом виде 3 балла. (За дополнительное определение и доказательство наличия второго вещества также максимум 6 баллов.)

Жюри подводит итоги и награждает победителей дипломами. Учитель выставляет оценки лучшим игрокам.

Литература

  1. Учебник химии. Габриелян О.С. Химия, 8, М., “Дрофа”, 2007 г.

Приложение 1. № 1 Компьютерная презентация – конкурс по теме “Теория электролитической диссоциации”.
Приложение 2. № 2 Памятный диплом для награждения участников конкурса.
Приложение 3. № 3 Итоговая таблица для членов жюри.