Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание литературы

Семантический анализ стихотворения А.С. Пушкина Я памятник себе воздвиг нерукотворный…

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 943

Просучкова Марина Геннадьевна, учитель русского языка и литературы

Вступление

Пушкин занимает совершенно особое место в русской литературе и русской культуре в целом. «В каждом слове бездна пространства», - пишет о нём Н.В.Гоголь. Обнаруживается одна логическая закономерность: русский читатель ещё ребёнком начинает знакомство с классической литературой с произведений Пушкина и затем всю жизнь идёт к глубинному постижению их смысла, к личным открытиям и прозрениям.

Считается, что слово находится на границе тонкого мира и материального.

У поэта же абсолютный слух на Слово, он приникает к Слову, прозревает Его. Всеведенье поэта и состоит в том, что он, свободно владея рифмованной или ритмичной речью, затрагивает глубинные слои памяти своего мозга. Более того, поэт способен возродить связь с тонкими энергиями Мира, ему дана возможность воспринимать далёкое прошлое или будущее.

Материалом для пушкинского «памятника нерукотворного» самому себе служили, конечно же, слова. Но какие понятия этим словам соответствовали – вот вопрос! Сначала обратим внимание на полузабытый или вовсе забытый, утраченный нами, сакральный смысл русских слов, который был внятен поэту и его современникам.

Биографический контекст стихотворения

В 1830 году поэт женился, зная при этом, что его жена молода, прекрасна и светская жизнь ей не чужда. Николай I, увлечённый красотой жены Пушкина, дарует поэту звание камер-юнкера, что позволяет семейной паре бывать на светских балах и приёмах. А.С. Пушкин в негодовании – подобное звание даётся юнцам, начинающим свою карьеру. Он догадывается, что причиной внимания со стороны царя является его жена. Начинается самое тяжёлое для Пушкина время. В свете распускаются сплетни о любовном романе жены поэта и царя.

31 декабря 1836 года на новогоднем балу Пушкин читает роковое для него стихотворение «Я памятник воздвиг себе нерукотворный», написанное им 21 августа 1836 года. Это был точно выверенный удар по самолюбию Николая, после чего Пушкин был обречён, и он знал и ждал этого момента.

27 января 1837 года возникает долгожданная ссора и назначается дуэль, в её основе созданная самим поэтом интрига. Своей жене он предоставил право единственного выбора из двух возможных: оставаться на балах без мужа, не имея возможности покинуть бал. Его игра или интрига с собственной женой дали нужный результат – государь обратил внимание на «постоянное и прекрасное» одиночество Натальи Николаевны.

Наказанием за данную интригу стала смерть Пушкина 29 января 1837 года.

О силе гордыни или гордости поэта мы можем судить из его же слов: «Государю неугодно было, что о своём камер-юнкерстве отзывался я не с умилением и благодарностию. Но я могу быть подданным, даже рабом, – но холопом и шутом не буду и у Царя Небесного».

Движение лирического сюжета: явный и тайный сюжет

Анализируем словесный ряд в строке от последнего до первого слова, так как ключевым словом в стихе будет рифмованное слово.

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа,
Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.

Слово «нерукотворный» вызвало в памяти у читателя образ Христа – праздник третьего Спаса (16 августа). Спас Нерукотворный – это памятный, прижизненный образ, в основе которого особая схема изображения одного лишь лика Христа, смотрящего прямо на зрителя. Лик есть поверхность, по которой что-то разливается (Ли) + концентрация энергии через глаз. А глаз – это лаз в душу.

Голос Бога слышен всюду. Глас и глаз – пара слов, звучащих одинаково, напоминает нам об огромных возможностях человека прозревать в себе и вокруг Божественное начало.

У слова «воздвиг» по В. Далю более узкое значение – «подымать, возносить». Вспомним праздник Воздвижения (14 сентября), посвящённый «обретению царицею Еленою креста Господня, воздвигнутого ею на поклонение».

Слово «памятник» во втором значении по словарю В.Даля означает книгу. На вселенских панихидах – это поминальная книга – помяни меня раба Божьего.

Произнося гордое «Я» («гордый внук славян»), человек должен помнить, что он является носителем коллективного разума людей, живущих на планете Земля («всяк сущий в ней язык»).

Звук [ЙА] зафиксирован буквой Я в современной азбуке. Первая буква в славянской азбуке именовалась «Аз» и означала «личность человека». И человек понимал, что ему предстоит рассмотреть самого себя, своё собственное «Я». Здесь речь идёт о личности предельно обозначившей себя в имени Александр. Скажем иначе – кем им прихожусь Я?

В память Александра I установлена колонна в Петербурге на Дворцовой площади. Другая колонна воздвигнута в египетском городе Александрии на могиле Александра Македонского.

Космическая программа имени такова: новое (А) людскому (Л) экосу (ЕК) слово (С) грациозный огонь (АН) на поде родовой памяти (Д) речёт (Р).

Пушкину был свойствен личный путь и особый удел – предстояние перед Богом в поэтическом служении.

В слове столп выступает образ подвижника Симеона Столпника

(1 сентября), который провёл 80 лет на столпе, чтобы быть ближе к Богу.

Нет, весь я не умру – душа в заветной лире
Мой прах переживёт и тленья убежит –
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.

Лира символически изображала Самого Христа и сказанные Им слова.

В слове « заветный» обозначены Заповеди радости или блаженства – ими задан точный критерий самочувствия человека, пожелавшего следовать по этому Пути:

Активное сознание человека, постигшего Истину, пребывает в абсолютной ровности, в абсолютном психическом покое, но в то же время этот человек деятелен, он не покидает мир, а активно в нём действует, ведомый Волей Божию.

«Если вас спрашивают: Каков знак вашего Отца, который в вас? –скажите им: это движение и покой. Пусть тот, кто ищет, не перестаёт искать до тех пор, пока не найдёт» (Евангелие от Фомы).

Пушкин совершил свой духовно-жизненный путь от разочарованного безверия – к вере и молитве.

«Путь – это всегда расставание с домом. Духовный путь, паломничество - всегда расставание с собою прежним и обретение себя нового» (И.Ильин).

А смерть - всего лишь мера. Человек умеряется или входит в другое измерение.

Муза Поэта послушна велению Божию: начертание буквы И, как направление творческой энергии, которая от подлунного мира в горний мир перемещается. Буква «И» связывает землю с небом – её двойное присутствие обнаружим в слове пиит (сравни Иисус).

Летает Поэт, когда пишет стихи. Летает во сне душа, преодолевая границу между миром видимым и невидимым. Ощущение полёта есть ощущение задуманного Творцом о человеке.

Буквы алфавита – указательные столбы к источнику жизни – свету, солнцу, энергии Земли, надёжные проводники к принципам гармоничной жизни. Таким проводником от земли к небу является наша душа. Вот и поэт взлетел.

«Если вам говорят: Откуда вы произошли? – скажите им: Мы пришли от Света» (Евангелие от Фомы).

Славяне – люди слова. Слово и слава – пара одинаково звучащих слов.

Если Христос был Посланец Неба и был Божиим Словом, то люди славянской (словенской группы) несут в имени своём изначальное христианское предназначенье.

Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,
И назовёт меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.

Пушкинская внутренняя рифма тунгус и по Руси объединила все языки или народы, что есть одно и то же. Русь – древнее и краткое название России, и слово это может быть зеркальным отражением слова «сурь», что означает цвет, и он «красный», а внутренний смысл слова таков: «с племенем ура», то есть солнечным племенем.

Русский народ – это все, кто жил, живёт и будет жить в России, для России и в чьём характере заложено неуничтожимое стремление к взаимопомощи, коллективизму, жить по правде, по совести и справедливости.

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.

Восславить Свободу значит восхвалить за возможность совместно разговаривать. Предлагается мирное взаимодействие. Иной смысл приобретает и слово в молитве, или мы неправильно его читаем. Надо бы говорить: человек жив не одним хлебом, а единым.

В идеале это беседующее, звенящее, поющее царство славного Гвидона.

Россия (сияние Ра) – страна солнечных людей. И от этого своего солнечного начала России, и всем вовлечённым в её духовную орбиту народам, никуда не деться.

Образ лирического героя

Первой строкой стихотворения задан точный ориентир в «науке о душе» - через личность Христа даётся представление об идеальном образе человека. А подобием Его каждый человек должен стать в течение всей своей жизни. Уподобление совершается в непрестанном труде над собой, в нравственном возрастании.

Иисус предвидит наступление таких дней, когда люди забудут главное, а станут довольствоваться лишь почитанием Его как иконы и упованием на Его милость, но палец о палец не ударят, чтобы искренне следовать заповедям Его и открыть Христа в себе.

«Иисус сказал: Много раз вы желали слышать эти слова, которые Я вам говорю. Наступят дни – вы будете искать Меня, вы не найдёте Меня» (Евангелие от Фомы).

По отзыву Вяземского, Евангелие Пушкин все последние годы читает запоем, заучивает наизусть, как самую свободолюбивую книгу в истории.

Ошибочно считать, что Пушкин времён «Гаврилиады» и «Отцов пустынников – это чуть ли не два разных человека. Человек один и цель одна – освобождение от пут, стягивающих человеческий дух. Просто, будучи последователен и искренен в своём желании, он перебрал все способы, пока не обнаружил источник нашей свободы – Бога. «Мне казалось, что подчинение закону есть унижение, всякая власть – насилие, каждый монарх – угнетатель… Но всему своя опора и свой срок… всё ребяческое слетело прочь… сердце заговорило с умом словами Небесного откровения…» (А.С. Пушкин).

Веленью божию, о муза, будь послушна
Обиды не страшась, не требуя венца;
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспаривай глупца.

Биографический контекст стихотворения

Выстрел. Смертельно раненный, Пушкин упал на шинель, но сумел приподняться и нажать на курок. Узнав, что противник ранен, Пушкин грустно сказал:«Я думал, что его смерть доставит мне удовольствие; теперь как будто мне это причиняет страдание».

Подлость публики, оклеветанная жена… Сердце Пушкина ещё жгло оскорбление. Но всё было кончено. Потом, уже дома он скажет своему секунданту Данзасу: «Требую, чтобы ты не мстил за мою смерть; прощаю и хочу умереть христианином».

Пушкин погиб, встав на защиту своего очага. Но Господь не попустил ему победить. Железом и пролитием чужой крови зла не истребить. Дуэль сравнивают с самоубийством, забывая про 45 часов, которые были отпущены Пушкину для покаяния. Умирал он в жутких физических муках. Так Господь очищает людей от грехов здесь, в земной жизни. Духовно он всё возвышался. Просили позвать священника. Не какого-то маститого, а «первого, ближайшего». Послали за отцом Петром из Конюшенной церкви. Священник не заставил себя долго ждать. Исповедал, причастил, вышел к друзьям Пушкина, по словам дочери Карамзина княгини Мещерской, потрясённый со словами: «Я стар, мне уже недолго жить, зачем мне обманывать. Вы можете мне не поверить, но я скажу, что я самому себе желаю такого конца, какой он имел».

Иногда страдания отступали, он впадал в забытье. За несколько минут до смерти схватил руку врача В.И. Даля: «Ну, подымай же меня, пойдём, да выше, выше ну, пойдём!» Последнего его вздоха Даль не расслышал. Но лицо умершего стало вдруг спокойным, торжественным. Жуковский писал, что это выражение бывало у Пушкина и прежде, но никогда в такой чистоте.

Гоголь, который был в это время за границей, узнав о смерти поэта, произнёс: «Пушкин! Пушкин! Какой прекрасный сон мне приснился в жизни».