Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание экономики

Экономическая игра Предприниматели Вятской губернии

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 371

Клестова Валентина Владимировна, учитель географии и экономики

К сожалению, сегодняшний день нашей России сложен и труден. Разрушены нравственные идеалы, ощущается духовный застой, экономические проблемы, поток политического словоблудия, безответственность – всё это захлестнуло общество и может превратить нас в людей, утративших память.

Перед нашим обществом встала опасность потери исторической памяти, именно поэтому особую роль приобретает краеведение. Каждый из нас связан с определенным уголком России, где родился. К сожалению не все знают, что же это за земля, как складывалась ее история. Какие люди здесь жили раньше, чем занимались, чем прославляли свой край?

Поэтому основной задачей учителя краеведения становиться воспитание нравственности, гражданственности, чувства сопричастности и ответственности за всё происходящее, а так же восстановление у молодого поколения исторической памяти, ведь без прошлого, нет полноценного настоящего, а будущее ущербно.

Воспитание гражданских качеств личности возможно только через краеведческий материал, чем полнее, глубже, содержательнее будут знания школьников о родном крае, его лучших людях, тем больше будет любви к родной земле и природе, уважения к традициям своего народа, патриотизма.

Сочетание урочной, внеурочной и экскурсионной краеведческой деятельности в рамках курса школьного краеведения дает возможность формированию системы ценностных ориентиров у подростков.

Цель: способствовать формированию активной гражданской позиции, развитию познавательного интереса и творческих способностей учащихся через интеграцию урочной и внеурочной деятельности на уроках краеведения.

Задачи.

  1. Формирование информационных, коммуникативных и организационных компетенций.
  2. Развитие творческих и интеллектуальных способностей через изучение истории и экономики своего края.
  3. Воспитание патриотизма, любви к Малой Родине через изучение школьного краеведения.

Форма: урочное, внеурочное занятие.

Аудитория: учащиеся 9-11 классов.

Деятельность: интеллектуальная, творческая.

Оборудование: карта мира, поднос, самовар, продукты питания (сушки, толокно, хлеб), экспонаты народных промыслов, презентация.

Подготовительная работа: Учащиеся делятся на три команды. В роли ведущего учитель. Вопросы задаются каждой команде по очереди. За правильный ответ начисляется 100 верст. Если команда не отвечает на вопрос, ответить и заработать дополнительные 100 верст, может другая команда.

Содержание

Учитель: “Нет ничего темнее земли Вятской и истории ее” - писал известный русский историк Костомаров Н.И. Тоже касается и истории Вятского предпринимательства.

Документально его развитие прослеживается с середины 16 века – известный германский путешественник и исследователь российской экономики Иосиф Диттель писал в 1670 году: “ В Вятке важную роль играет купечество (особенно его торговый слой): еще во времена царствования Ивана Грозного учреждены на Вятке таможенные головы и гостиное ведение в стране сей”.

Как только открыли в 1533 г. торговый путь к Архангельску, а потом через него в Англию и Швецию, вятчане стали доставлять к беломорским пристаням щетину, хлеб, сало, лен. Особым спросом северян пользовались вятские толокно (вятская земля считается его родиной) и “хлебные консервы” - сушка.

Этот список можно продолжать и сегодня. Наше занятие посвящено вятскому предпринимательству. (Слайд 1. Презентация)

Тур первый: Предприниматели Вятской губернии

(Слайд 2)

Учитель: К 1656 году вятские купцы контролировали одну треть всей вывозной торговли, получая прибыль 200 тысяч рублей (приблизительно 10 млн. долл. США в современном исчислении). Поэтому Вятку часто называли “золотым дном России”.

Задание 1. В начале 18 века вятские купцы открывают еще один торговый путь в Китай.

А) (Слайд 3). Назовите купца гостиной сотни, который провел в Китай первые казенные караваны, а позднее по указу Петра I водил такие караваны его сын Филат.

Варианты ответа: Степанов, Лянгусов Спиридон Яковлевич, Веретенников. (Слайд 4)

Б) (Слайд 5). У какого вятского купца находились на службе атаман Ермак Тимофеевич и есаул Иван Кольцо “сотоварищи”, “прибравшие с земли Вятской 200 мастеровых для похода в Сибирь”?

Варианты ответа: Рязанцев, Строгонов, Машковцев. (Слайд 6)

Учитель: Распространением и поддержкой предпринимательства занимались не только чиновники, но и обычные граждане,

Вятские газеты 19-20 веков помещали статьи следующего содержания: “ Мы продаем кожу сырую и меха, но ничего из них сами не выделываем. Поэтому в Лондоне и Варшаве делаются хорошие вещи, привозятся на продажу сюда, а вся прибыль уходит туда”.

Задание 2. (Слайд 7) Назовите фамилию вятского купца, который первым узнал рецепт обработки кож с помощью хорошо пахнущих химикатов.

Варианты ответа: Лесников, Лаптев, Сепилов Алексей Михайлович.

(Слайд 8)

Задание 3. (Слайд 9) Недвижимая собственность этого купца оценивалась в 300 тысяч рублей, а движимое – в 15 пассажирских и буксирных пароходах и 78 баржах; торговля керосином в 200 тысяч, нефтью – до 200 и солью – 200 тысяч; хлебом до 1 млн рублей; за пожертвование имел шейную золотую медаль на Станиславской ленте и был представлен к ордену Святой Анны 3-й степени.

Варианты ответа: Ушков П.К., Булычев Т.Ф., Тырышкин Л.Ф.

(Слайд 10)

(Слайд 11). К началу 20 века насчитывалось 28 крупных, а мелких 129, сельских торжков – до 1211. Вятская губерния поэтому показателю стояла на 1 месте среди губерний Российской империи.

Учитель: Увеличение торговых оборотов на Вятской земле привело к необходимости устройства здесь своеобразной товарной биржи – ярмарки межрегионального масштаба.

Задание 4. (Слайд 12) В каком городе проводилась ярмарка, и какой товар был одним из самых желанных на рынках Англии, Швеции, Дании и Германии.

Варианты ответа:

- Яранск - толокно,

- Котельнич - кубовая краска,

- Царево-Санчурск - лен.

(Слайд 13)

Учитель: В 1864 году большую роль начало играть Вятское губернское Земство.

Губернская земская управа строит торговые ряды между улицами Казанской и Московской.

Вятский кустарный земский склад-музей занимался тем, что мы сегодня называем менеджментом и маркетингом.

В 1899 году из торгово-промышленной палаты Франции пришло письмо, в котором сообщалось, что вятские изделия кустарей очень хороши по качеству, но для лучшего их распространения необходим русский товарный знак; рисунки были придуманы быстро.

Задание 5. (Слайд 14) Назовите эти рисунки.

Варианты ответа: перекрещенные рукавицы, тройка лошадей.

(Слайды 15-16)

Учитель: В начале 19 века на первый план в губернской купеческой торговле выходит город Слободской.

Задание 6. (Слайд 17) Назовите известного купца города Слободского, который первым среди российских купцов пересек Атлантику для торговли с США; компаньоном, которого был сам Александр I; а также известен тем, что основал первый в провинции Российский Империи банк.

Варианты ответа: Платунов И.И., Александров И.В., Анфилатов Ксенофонт Алексеевич. (Слайд 18)

Учитель: Вятский край издавна был богат на людей предприимчивых. Элиту делового мира губернии составляли династии купечества. Вятское предпринимательство было крепко своей родовой преемственностью. Купеческие роды поддерживали друг друга, роднились между собой, создавая своеобразные родовые унии. После выхода екатерининской Жалованной грамоты городам оформляется гильдейское купечество, сохранявшее свое влияние в экономической, общественной и культурной жизни региона вплоть до 1917 года. Большинство вятских купцов, было второй гильдии и занималось розничной торговлей. Фамилии вятских купцов - гильдийцев знали не только в России.

Задание 7. (Слайд 19) Эта династия добилась больших успехов в промышленных делах. Первоначально она владела кожевенными заводами, а впоследствии стала профессионально заниматься виноделием. Заводы и торговые заведения этого купеческого семейства работали в их родном городе Слободском, в Вятке, в Малмыже, в Казани. Они торговали в Поволжье, на Урале и даже в Испании, выдерживая конкуренцию с лучшими европейскими виноделами. У них был свой флот.

Варианты ответа: Булычевы, Александровы, Гирбасовы.

(Слайд 20)

Задание 8. Продукцию своих предприятий эта династия отправляла в Москву, Казань, на Нижегородскую ярмарку и в другие крупные торговые центры России. (Слайд 21) Особенно большой спрос на их продукцию был в годы военных лихолетий. Впечатляют объемы их производства в годы Первой мировой войны: “… наряд вагонов для перевозки на завод невыделанных кож : со станции “Татарской” Сиб.ж.д. - 10; со станции “Омск” - 15; со станции “Курган” - 5; со станции “Петропавловск” - 5.

Варианты ответа: Булычевы, Тырышкины, Вахрушевы.

(Слайд 22)

Задание 9. (Слайд 23) Главу этой династии вятчане называли “кормильцем”. Большие средства он вкладывал в покупку недвижимости. В его домах размещались квартира и канцелярия вятского губернатора, Вятское благородное собрание, торговые, питейные, благотворительные учреждения.

Варианты ответа: Прозоровы, Пастуховы, Вахрушевы.

(Слайд 24)

Задание 10. (Слайд 25) Эта династия вела хлебную торговлю на Русском Севере, за границей – с Англией, Голландией и другими странами; имела кожевенный завод, городской общественный банк, завод по производству круп и толокна.

Варианты ответа: Кардаковы, Рязанцевы.

(Слайд 26)

Задание 11. (Слайд 27) Назовите купеческую семью, которая отстроила в городе Городское попечительство о бедных, школу для слепых детей, содержала 12 студентов университетов из вятчан, выделяла деньги в период неурожая голодающим крестьянам.

Варианты ответа: Ушковы, Клобуковы, Булычевы.

(Слайд 28)

Учитель: Предприниматели Вятской губернии отличались по источникам доходов, по степени общественной активности, по уровню образования, но их объединяло неравнодушие к общественной жизни и заинтересованность в процветании своих городов. И сегодня, гуляя по нашему городу , мы можем любоваться старинными зданиями, которые были построены на средства купцов.

Задание 12. Какой купеческой династии принадлежали эти здания?

(Слайды 29-37 - фотографии зданий)

Тур второй: Возрождение предпринимательства

Учитель: В настоящее время в Кировской области существует более 10 видов народных промыслов – Дымковская игрушка, гончарное производство, плетение из природных материалов, изделия из капа корня, кукарское кружево, рукоделие и т.д. Но, к сожалению, многие промыслы умирают, а про некоторые забывают. (Слайды 38-47)

Что нужно сделать, чтобы промыслы процветали?

Ваша задача – провести исследование и разработать мини-проект по следующему плану:

1. Разработать и презентовать торговую марку

2. Создать рекламу предложенного промысла.

3. Проработать районы сбыта по территории России и за рубежом

1 команда – ложечное производство, информация к размышлению: до революции Вятская губерния была известна на всю страну ложечным производством.

2 команда – ткачество.

3 команда – сундучное производство, информация к размышлению: вятские сундуки назывались укладки, т.к. изготовлялись по принципу матрешки.

Заключение. Предпринимателями были построены практически все гимназии, училища, церковно-приходские школы, церкви. Вятская губерния по количеству торгов между городом и деревней стояла на 1 месте среди губерний Российской империи.

Подведение итогов.

Литература

  1. Купечество вятское. Киров, 1999.
  2. Вятка и вятчане. Киров, 2006.
  3. Человек и его дело. Основы рыночной экономики – под редак. В.В.Овчинникова, Белгород-Киров,1999.
  4. Судовиков М.С. История Вятская. Г.Вятка, 2006.
  5. Вятское предпринимательство.Истории и персоналии. Киров, 2003.
  6. http://personal-www.kirov.ru/~farhad@farhad.kirov.ru/proz_autor.html