Цели урока:
Тип урока: анализ художественного текста.
Весь под ногами шар земной.
Живу, дышу, пою,
Но в памяти всегда со мной погибшие в бою.
Пусть всех имен не назову,
Нет кровнее родни.
Не потому ли я живу,
Что умерли они?...
С. Щипачев
(Слово учителя)
Около семи десятков лет отделяет нас от времён Великой Отечественной войны. Все меньше остается среди нас людей, которые могут, как очевидцы и участники, рассказать о том, чем была война для нашей страны.
Плакат того времени “Родина-мать зовет” стал главным символом для всех советских людей, в едином порыве добровольцы шли защищать своих детей, матерей, Родину. Шли на смерть во имя жизни.
– Очень часто мы слышим фразу: “Никто не забыт, ничто не забыто”. Нужно ли помнить о той войне?
– Будут ли эти слова услышаны нашими детьми, внуками, правнуками через десятки лет?
(Ответы)
– Сегодня на занятии мы будем вспоминать события Великой Отечественной войны и в этом нам поможет произведение Константина Дмитриевича Воробьева “Это мы, Господи!”.
– Мы еще многого не знаем о войне 1941-1945. Произведение Воробьева рисует такие события того времени, которые не до конца известны взрослому читателю и почти не знакомы школьнику. Я говорю о пленных. (Слайд )
– Что в вашем понимании значит слово “плен”?
– Обратимся к словарю Ожегова.
– Что вы слышали от своих близких или читали о пленных во время ВОв?
– Как вы относитесь к людям, пережившим плен?
Промежуточный итог
(В плену были разные люди. Одни находили силы бороться, устраивали побеги, другие покорились и ждали своей участи. Известно огромное количество случаев, когда после гитлеровских лагерей пленные попадали в советские лагеря, где их считали дезертирами и предателями)
Отношение к пленным всегда волновало писателя Воробьёва. “Сыромуков, герой К. Воробьёва 70-х говорит, что за мучения плена надо было давать орден, а его оппонент, Яночкин, с яростью отвечает: “Да, орден – “Блудный сын”– получай и носи без права снятия”.
– И сегодня мы попытаемся ответить на вопрос:
Пленные – герои или предатели Родины?
– О чём повесть Воробьёва? Кратко перескажите.
Это произведение не оставляет равнодушным, волнует любого читателя.
– Зачитайте эпизоды из произведения, которые заставили вас переживать, произвели сильное впечатление. Объясните, почему?
– Меня больше всего поразил вот этот эпизод (с матерью. (Читает учитель)
А сейчас предлагаю прослушать отрывок из повести, в исполнении артиста Амурского молодёжного театра Юрия Бондаренко. (Отрывок с убитой лошадью в лагере)
Пауза
– Я вижу, что прочитанное не оставило вас равнодушными. Как вы думаете, почему этот эпизод описывает автор так подробно?
– Слушать, представлять страшно. А каково пережить? Автор К.Д Воробьёв знал, о чём писал.
Биография (слайды)
Русский писатель Константин Д. Воробьёв родился в селе Нижний Реутец Курской области. Здесь он окончил школу затем учился в Москве. Будучи кремлёвским курсантом Воробьёв осенью 1941 г. попадает на фронт, защищает Москву, осенью 1941 г. попадает в плен. Саласпилсский и Шяуляйский лагеря для военнопленных, неоднократные попытки вырваться на свободу. А когда, наконец, удалось организовать коллективный побег, он и его товарищи продолжали борьбу в литовских лесах. 24 года было Воробьёву, когда, вынужденный с другими товарищами уйти в подполье, он стал писать о том, что ещё совсем недавно пришлось пережить. Писал неистово, зная, что смертельная опасность рядом и надо успеть.
Под повестью “Это мы, Господи!” Должны стоять три даты: 1943-1946-1986 г. (на доску цифры) В сорок шестом предложена московскому журналу и потеряна. Единственный экземпляр был предложен случайно журналу “Наш современник” женой Воробьёва и опубликован только 1986году.
– Не выдумано ничего. Об этих страданиях, невозможных, нечеловеческих ещё никто так не писал. Он хотел, чтобы о них все узнали.
– Что скрыто в названии повести? Какую мысль несёт заглавие?
– Когда человек обращается к Богу? (в минуты наивысшей радости, и в моменты безмерного горя. В названии звучит мысль о безмерном страдании, о том, что в обличье полуживых существ трудно узнать самих себя, мы прошли все трудности, но не потеряли в себе человеческое).
– А какому Богу поклонялись немцы? (Слайд)
– Какие слова использует автор для изображения немецких солдат? (Глава 6, глава 7)
(Жестокие, нарисованы как серая масса, нет индивидуальности.)
– Но, даже находясь в таких нечеловеческих условиях, русские люди не теряли веру в победу, человечность.
Таким мы видим и главного героя повести Сергея Кострова.
Вспомните, какие мысли были у главного героя Сергея в тот момент, когда он попал в плен. Зачитайте (глава 1)
– Благодаря чему смог выстоять. Каким словом автор назвал это качество. (Глава 6)
– Какие люди окружали Сергея? Кого автор выделяет особенно? Почему?
– НИКИФОРОВИЧ
– НИКОЛАЕВ
– ВАНЮША
– Какие качества присущи этим людям? Найдите слова, которые наиболее точно характеризуют героев, которые помогают нам представить, понять их.
– Скажите, что этих людей притягивает к Сергею.
– Кого люди видели в нём? (люди видят в нём опору, он находит единомышленников).
Промежуточный итог: Несмотря на то, что люди в лагерях разного возраста, разные по внутренней прочности, но у всех одна цель– выжить в нечеловеческих условиях, не сломаться духовно.
– Какие чувства испытывает человек, когда понимает, что уже ничего нельзя сделать? (отчаяние, тоска, безразличие) Сергею эти чувства присущи? Почему? (Нет, так у него всегда есть надежда!
– Итак, вернемся к вопросу, поставленному в начале занятия
Люди, находящие в плену – ГЕРОИ ИЛИ ПРЕДАТЕЛИ?
– Осуждает ли их автор? Докажите. (Нет ни одного слова, где мы могли бы услышать осуждение, только сочувствие, сострадание, понимание)
– Какое ещё очень яркое событие, описанное в повести, подчеркивает отношения литовских рабочих к военнопленным?
ЧИТАЮ ОТРЫВОК (Шел март…)
– Можем ли мы забыть, какой ценой досталось победа. Что будет, если не останется этих слов
“Никто не забыт, ничто не забыто”.
– Чистый лист, значит… всё может повториться опять.
– Итак, ребята подходит к концу наше занятие. Предлагаю вам в течение 2 минут записать, а потом озвучить продолжение фразы:
“Повесть Воробьёва “Это мы, господи! – это повесть о …
(Это призыв быть гражданином, об уважении к прошлому)
Писатель Кондратьев сказал о повести, следующие слова: (слайд)
“Повесть Воробьева – это написанная кровью сердца страница из той общей летописи войны, которую мы все пишем и пишем и не можем дописать”…
Наше занятие я хотела бы закончить словами маленького героя из повести Альберта Лиханова “Последние холода”
ДА, ВОЙНЫ КОНЧАЮТСЯ РАНО ИЛИ ПОЗДНО.
НО СЛЁЗЫ ДОЛГО НЕ ВЫСЫХАЮТ.
МЫ-ТО ЭТО ПОМНИМ.
НЕ ЗАБЫЛИ БЫ ВЫ, НОВЫЕ ЛЮДИ.
НЕ ЗАБУДЬТЕ! ТАК МНЕ ВЕЛЕЛА УЧИТЕЛЬНИЦА
АННА НИКОЛАЕВНА
ЭТО ВСЕ ПРАВДА. ВСЁ ЭТО БЫЛО. ПОМНИТЕ…