Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание литературы

Страх – основа развития комедийного действия (по пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор»)

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 616

Шумакова Галина Ивановна, учитель русского языка и литературы, заместитель директора по УВР

Цели:

Обучающая: прививать интерес к русской классической литературе; раскрыть художественные особенности пьесы, определив, что является основой комедийного действия; показать недостатки и проблемы, поднятые автором в пьесе, связать их с художественными образами, показать злободневность пьесы.

Развивающая: развивать аналитические умения и навыки обучающихся, расширять знания о драматургии, проследить связь литературы и живописи.

Воспитывающая: формировать положительные нравственные ориентации.

Методические приёмы: использование интерактивных форм обучения, чтение отдельных эпизодов комедии, словарная работа, аналитическая беседа.

Оборудование: Фрагменты из кинофильмов: “Инкогнито из Петербурга” и “Ревизор” (В. Петрова, 1952г.), репродукции картины К. Брюллова “Последний день Помпеи”, В. Парашечкина “Губернский Курск”, ИКТ, иллюстрации П. Боклевского к комедии Н.В. Гоголя “Ревизор”.

Ход урока

1. Организационный момент. (Проверка готовности обучающихся к началу урока)

П р е з е н т а ц и я (слайды 1-2)

Посмотрите на театральную афишу к спектаклю Н.В. Гоголя “Ревизор” 1836 года. В роли Городничего наш земляк, русский актер г-н Шепкин.

П р е з е н т а ц и я (слайд 3)

(Сообщение обучающегося) Михаил Семенович родился 6 ноября 1788 года в с.Красное Обоянского уезда Курской губернии в семье крепостных. Как писали его современники: “Игра его, чуждая малейшей фальши, заключавшая в себя бездну чувства, искренности и правды, магически действовала на зрителей”.

П р е з е н т а ц и я (слайд 4) Постановка учебных задач.

2. Вступительное слово учителя.

П р е з е н т а ц и я (слайды 5-6)

В “Ревизоре”, – вспоминал Гоголь, – я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, …все несправедливости, какие делаются в тех местах и тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем”. Этот замысел блестяще осуществился в комедии “Ревизор”, действие которой происходит в городе N.

П р е з е н т а ц и я (слайды 7-9)

П р е з е н т а ц и я (слайд 10)

(Просмотр отрывка “К нам едет ревизор…”. Фрагмент из кинофильма “Инкогнито из Петербурга”.) Итак, все чиновники переполошились, так как за каждым водились какие-то “грешки”. “Надо что-то предпринять!” – решают собравшиеся в доме городничего чиновники. Как они это делают? Понимает ли Хлестаков, за кого его принимают в этом городе, и что происходит в 4 действии комедии? – мы с вами об этом поговорим в ходе урока.

А сейчас запишите в тетрадь тему, эпиграф к сегодняшнему уроку:

(обучающиеся записывают тему урока без первого слова “страх”.)

Хлестакову принадлежит главная
роль в действии. Около него обращаются
все прочие лица, как планеты около солнца.

Ю. Манн

3. Аналитическая беседа с обучающимися.

Ответы на эти вопросы мы постараемся дать в течение урока, и поможет нам в этом анализ 4 действия, которое вы перечитали дома.

(Чиновники приходят на приём к Хлестакову).

Сейчас мы проверим, насколько хорошо вы подготовили домашнее задание. Я думаю, что, правильно отвечая на вопросы, вы успешно справитесь с проверочной работой.

П р е з е н т а ц и я: (слайд 11)

1. Проверочная работа

  1. Кто первый предложил “подсунуть” взятку ревизору? (Артемий Филиппович)
  2. Кто первым идет на приём к Хлестакову? (Аммос Фёдорович)
  3. Продолжите фразу: “Имею честь представиться: смотритель училищ титулярный советник…” (Хлопов)
  4. Кто рассказывает мнимому ревизору о том, “что здешний почтмейстер совершенно ничего не делает: все дела в большом запустении, посылки задерживаются…”? (Артемий Филиппович Земляника)
  5. Кого Добчинский просит помочь узаконить внебрачного сына? (Хлестакова)
  6. Чьи это слова: “Только знаете что, Иван Александрович? Уезжайте отсюда! Ей – богу, уже пора! Погуляли здесь два денька, ну – и довольно”? (Осип)
  7. “Как бы я желал, сударыня быть вашим платочком, чтобы обнимать вашу лилейную шейку…” Чьи слова? (Хлестаков)
  8. Анна Андреевна: “Знаешь ли ты, какой чести удостаивает нас… Он просит руки нашей дочери”. О ком она говорит? (Хлестаков)
  9. Кто приказал Авдотье достать из кладовой персидский ковёр и отдать его в дорогу Хлестакову? (Городничий)
  10. У кого просит деньги Хлестаков: “Да вот тогда вы дали двести, то есть не двести, а четыреста: я не хочу воспользоваться вашею ошибкою, – так, пожалуй, и теперь столько же, чтобы уже ровно было восемьсот”? (Городничий)

Учащиеся отвечают на вопросы по содержанию 4 действия (карточки). (См. приложение №1)

П р е з е н т а ц и я (слайд 12) Правильные ответы. (Учащиеся проверяют самостоятельно.)

П р е з е н т а ц и я (слайд 13) (Учащиеся самостоятельно оценивают свои ответы и передают учителю.)

ВЫВОД: состояние страха переходит с одной страницы пьесы на другую, постоянно преследует героев. Так в сцене хвастовства (д.3, явл.6) страх чиновников перед Хлестаковым стал почти паническим. Городничий, подходя к нему и трясясь всем телом, силится выговорить: "А ва-ва-ва...ва". После потрясения, испытанного чиновниками в этой сцене, им и в голову не приходит усомниться в реальности власти Хлестакова.

2. Анализ 4 действия комедии.

Перед нами 4 действие пьесы и настоящий парад чиновников.

гиперболы: Христиан Иванович Гибнер, который не в состоянии даже общаться со своими больными по причине полного незнания русского языка; Аммос Федорович с почтмейстером, решившие, что приезд ревизора предвещает грядущую войну; сцены рассказа Хлестакова о его петербургской жизни.)

гипербола сменяется гротеском: унтер-офицерша, которая "сама себя высекла"; Бобчинский, просящий довести до сведения его императорского величества, что "в таком-то городе живет Петр Иванович Бобчинский".

П р е з е т а ц и я ( слайд 14)

Итак, чиновники города N приходят в дом городничего для представления Ивану

Александровичу Хлестакову.

Давайте вместе проследим, как внешне обычный, невзрачный, пустой, "фитюлька" в благоприятной ситуации перевоплощается в хозяина положения, как подбадриваемый робостью и угодливостью чиновников Хлестаков на наших глазах становится "значительным лицом", ревизором, которому дают взятки.

Явление 1 (Чтение по ролям.)

(Вроде бы и не взятка. Взятка – уголовное дело, открыто об этом не принято говорить.)

П р е з е т а ц и я ( слайд 15)

Явление 3

П р е з е т а ц и я ( слайд 16)

Явление 4

П р е з е т а ц и я ( слайд 17)

Явление 5

П р е з е т а ц и я ( слайд 18)

Явление 6

Почему Земляника заходит к Хлестакову последним? (Чтобы обезопасить себя. Он последний, его невозможно проверить. Земляника подленько доносит на других чиновников; “для пользы отечества я должен это сделать”, — оправдывает себя трусливый чиновник, зная, что ревизору нужен уличающий материал. Он рассчитывает улизнуть, не дав взятки. Однако Хлестаков, войдя в раж, возвращает Землянику, и добивается своего.)

П р е з е т а ц и я ( слайд 19)

Явление 7

Просмотр эпизода из кинофильма “Ревизор” (дача взяток Хлестакову).

(Чиновники пребывают в таком состоянии души и ума, когда, с одной стороны, охватывает смертный ужас при мысли о разоблачении многочисленных грехов, но, с другой стороны, остается непреодолимое желание жить так, как жили до сих пор. На стыке этих состояний рождается страх перед возможным появлением ревизора. Они испытывают растерянность, трепет перед чиновником из Петербурга. Все возрастающий страх, затмевающий разум, заставляет принять “сосульку, тряпку”, “вертопраха” за ревизора.)

О каких новых свойствах натуры Хлестакова мы узнаем в 4 действии?

П р е з е т а ц и я (слайд 20)

(Он способен сыграть любую роль, даже роль пылкого влюбленного. “Срывать цветы удовольствия” — вот цель его существования. И дамы, тоже стремящиеся показать себя в лучшем свете, притворяются – тем самым подыгрывают Хлестакову.)

ВЫВОД: Создавая образы чиновников, Н.В.Гоголь не только обличил социальные пороки общества, но и его нравственное, духовное состояние. Автор нарисовал картину совершенно разобщенных людей, способных объединиться лишь на время под воздействием общего для всех чувства КАКОГО? (отвечают учащиеся) – страха. В жизни этими людьми руководит высокомерие, чванливость, угодничество, стремление устроиться получше. Люди утратили представление о подлинном смысле жизни. Именно страх перед “значительным лицом” приводит к тому, что чиновники, прекрасно понимающие всю пустоту и глупость Хлестакова, дают ему взятку. Все в нем видят лицо, от которого зависит их дальнейшая судьба.

ВЫВОД: Герой не ведет игру с окружающими и, следовательно, не ведет действие. “Это около него обращаются все прочие лица, как планеты около солнца” (обратить внимание на эпиграф), а действие, в основе которого лежит (что?) страх (отвечают учащиеся), этот всеобщий страх, этот импульс, на котором держится конфликт в комедии, ведет героя.

П р е з е т а ц и я (слайд 21) В тему урока (на доске) вписывается слово С Т Р А Х.

(Записать вывод в тетрадь)

П р е з е т а ц и я (слайд 22)

“Ревизор”-это целое море страха”. Ю Манн. Гоголь не раз указывал, что "самый ужас, страх ожиданий, гроза идущего вдали закона" является основной пружиной действия его комедии.

П р е з е т а ц и я ( слайд 23-24)

3. Опережающее домашнее задание. Знакомство с картиной Карла Брюллова “Последний день Помпеи”.

При прочтении “Ревизора” мы чувствуем, как, начиная с 4 действия, постепенно меняется пафос пьесы – от комического до трагического, трагизм достигает своего апогея именно в финальной сцене.

ПАФОС (обучающийся зачитывает по словарю значение слова, которое записывается в тетрадь) – воодушевление, подъём, энтузиазм.

  • Дома подумайте над вопросом: “Какую сцену в пьесе Н.В.Гоголя “Ревизор” помогла создать картина К. Брюллова “Последний день Помпеи? ”

П р е з е т а ц и я ( слайд 25-29)

4. Рефлексия. Заполните карточки "Мои успехи", передайте учителю.

Оцените себя по пятибалльной системе (от “0” до “5”)

Урок оказался для меня полезным

Я на уроке испытывал трудности

Моя оценка за работу на уроке

Урок оказался для меня бесполезным

5. Подведение итогов урока. Комментарий отметок.

(Поведение некоторых чиновников предопределено одной-единственной страстью – приобретать: положение в обществе, чины на службе, богатство. Человек постепенно теряет свой человеческий облик. И такая участь ждет всех, кто далек от нравственности, духовных ценностей.)

П р е з е т а ц и я ( слайд 30)

6. Домашнее задание

1. Какую сцену в пьесе Н.В.Гоголя “Ревизор” помогла создать картина К. Брюллова “Последний день Помпеи?” (Для сильной группы обучающихся.)
2. Сочинение-миниатюра на тему: “Что произойдет в уездном городе N с приездом настоящего ревизора?”
3. Перечитать 5 действие. Ответить на вопросы после текста (стр.277).

Использованная литература:

  1. Золотарева И.В., Крылова Т.А. Поурочные разработки по литературе, 8 кл., М.: Просвещение, 2003 г.

Приложение № 1

№ п/п

Вопрос

Ответ

1

Кто первый предложил “подсунуть” ревизору?

2

Кто первым идет на приём к Хлестакову?

3

Продолжите фразу: “Имею честь представиться: смотритель училищ титулярный советник…”

4

Кто рассказывает мнимому ревизору о том, “что здешний почтмейстер совершенно ничего не делает: все дела в большом запустении, посылки задерживаются…”?

5

Кого Добчинский просит помочь узаконить внебрачного сына?

6

Чьи это слова: “Только знаете что, Иван Александрович? Уезжайте отсюда! Ей – богу, уже пора! Погуляли здесь два денька, ну – и довольно”?

7

“Как бы я желал, сударыня быть вашим платочком, чтобы обнимать вашу лилейную шейку…” Чьи слова?

8

Анна Андреевна: “Знаешь ли ты, какой чести удостаивает нас… Он просит руки нашей дочери”. О ком она говорит?

9

Кто приказал Авдотье достать из кладовой персидский ковёр и отдать его в дорогу Хлестакову?

10

У кого просит деньги Хлестаков: “Да вот тогда вы дали двести, то есть не двести, а четыреста: я не хочу воспользоваться вашею ошибкою, – так, пожалуй, и теперь столько же, чтобы уже ровно было восемьсот”?

Количество правильных ответов – ______

Отметка -

Проверочная работа Ф.И.__________________________

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4