Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание литературы

Урок литературной игры по теме «И.С. Тургенев. История создания повести Ася». 8-й класс

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 478

Кириченко Зинаида Михайловна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Форма урока: игра. Методика игры по станциям «Литературоведческий детектив».

Цель урока: дать ответ на вопрос «С кого писал И.С.Тургенев Асю?»

Задачи:

Предварительное задание.

Все ученики класса получают задание (за 2 недели до урока) прочитать повесть «Ася».

За неделю до указанного урока 6 ученикам класса (прочитавшим повесть) предлагается домашнее задание:

Эксперты систематизируют материал по своей теме и готовят конспекты или таблицы со сжатым изложением сведений по теме.
За день до урока проверка подготовки экспертов.
Перед уроком мебель (столы и стулья) расставляют таким образом, чтобы образовалось 4 сектора (станции):

1 станция – «Показания очевидцев».
2 станция – «Показания литературоведов».
3 станция – «Изучение личных данных героини».
4 станция – аналитический отдел.

Начало урока (5 минут времени урока) организуют так.

Эксперты занимают места на станциях и не отвечают на вопросы, адресованные ученикам класса:

Класс делят на 3 группы (ученики вытягивали жребий – цифру от 1 до 3).

Задание: выбрать в каждой группе лидера – руководитель группы детективов.

Ученики занимают места. Каждая группа расположилась на 1-й из трех станций (ведущие станций – 2 эксперта, их роль в игре – начальники отделов):

Правила игры

Ученики-детективы изучают материалы, предложенные начальниками станций. После 5-минутного изучения выполняют задания начальников станций (коллективно), руководитель группы детективов делает отчет, команда получает баллы (максимально – 10 баллов). Начальники отделов комментируют оценку, дают правильные ответы (в случае необходимости).
После этого команды меняются местами, переходят на другую станцию и снова осуществляют работу.

Общее время работы на каждой станции – 10 минут. На всех станциях – 30 минут.

На последнюю станцию отправляются руководители групп детективов. С ними в течение 5 минут работают 6 экспертов – начальники следственных отделов. Они же выставляют оценки группам в зависимости от количества набранных баллов.

15-20 баллов – «3»
20-25 баллов – «4»
25-30 баллов – «5»

Заключительный этап – рефлексия (5 мин.)

Краткое описание хода работы

На 1-й станции – в следственном отделе «Показания очевидцев» – группа детективов получает распечатку фрагментов комментария Л.М.Лотмана к повести «Ася», в котором на основании высказываний людей, лично знавших И.С.Тургенева, сформулированы гипотезы прототипа героини.

Согласно показаниям современников Тургенева («очевидцев»), есть 4 версии о лице, ставшем прототипом Аси.

Задание. Прочитайте комментарий Л.М.Лотмана, сформулируйте версии относительно прототипа Аси, найдите доказательства гипотез, расположите версии в порядке уменьшения степени вероятности.

На 2-й станции – «Показания литературоведов» – необходимо изучить материалы статей «И.С.Тургенев и его дочь Полина" (Авторы:О. Филюшкина, Н. Дараган, сотрудники государственного музея-заповедника И.С. Тургенева "Спасское-Лутовиново", газета «Орловская правда, 02.09.2005.) и «История создания повести «Ася» (по книге В. Афанасьева и П. Боголепова «Тропа к Тургеневу»).

Задание. Прочитайте статьи литературоведов. Какую версию прототипа Аси выдвигают авторы? На какие информационные источники она опирается? Можно ли считать данную версию научной? Почему?

На 3-й станции – в отделе «Изучения личных данных героини» – учащиеся должны отыскать сведения о персонаже в самом художественном произведении.

Задание. Найдите в повести «личные данные» Аси и выпишите их в таблицу.

Результаты сбора личных данных (Приложение 4)

Имя Возраст Происхождение Воспитание Внешность Родственники Род занятий Поведение Характер

На 4-й станции – в аналитическом отделе – каждый руководитель группы, опираясь на знания, полученные в ходе игры («доказательства», «факты»), высказывает мнение своей группы по поводу того, кто же наиболее вероятный прототип героини повести.

Выводы учащихся

Асю Тургенев писал с Полины Тургеневой, своей внебрачной дочери. Доказательства этого: рождена вне брака; мать не дворянка; воспитывалась без матери; девочка жила в «контрастных» условиях – среди челяди в России и в дворянской среде во Франции; ее переживания, образ мыслей писателю был ближе и понятнее мировоззрения племянницы Анны, Надежды Шеншиной или мадмуазель Сабуровой (последних он едва знал).
Начальники отделов подтверждают мнение руководителей групп.

Данный вывод логически обоснован. Вероятность данной версии велика, хотя нет однозначного ответа на вопрос о прототипе героини, потому что нет бесспорных научных доказательств.
В заключительном слове учителя внимание акцентируется на том, что литературный образ – это часто собирательный образ, поэтому каждая из вышеуказанных знакомых И.С.Тургенева в какой-то степени способствовала созданию такого замечательного художественного образа, как Ася.
Тургенев ставил цель воспроизвести внутренний мир героини, уводил читателя от «внешнего» изображения.

Оценивание работы

Рефлексия

Домашнее задание. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Как сложилась бы жизнь Аси, если бы она не уехала с Гагиным?»