Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание русского языка

Урок русского языка в 9-м классе по теме Понятие о сложноподчиненном предложении

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 694

Ефанова Лилия Михайловна, учитель русского языка и литературы

Тип урока: Изучение нового материала.

Основной метод: эвристическая беседа.

Оборудование: мультимедийный проектор для демонстрации презентации.

Цели и задачи урока:

Образовательная:

Развивающая:

Воспитательная:

Диагностическая: проектируемый результат –

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Орг. момент

2. Актуализация знаний.

- Мы с вами продолжаем изучение темы «Сложное предложение».

Я хочу вам предложить сегодня самостоятельно сформулировать тему урока. А для этого запишите, пожалуйста, предложение. Дайте его характеристику и постройте схему. (Приложение 1)

Многие лингвисты, журналисты утверждают, что современный язык становится вульгарным, теряет свою самобытность.

-О каких СП мы сегодня будем говорить?

Запишите тему урока.

Объясните значение слов из предложения:

  • лингвисты-
  • вульгарный-
  • самобытный-

Итак, урок мы сегодня начали с предложения, в котором сформулирована проблема русского языка, волнующая современное общество. Я попрошу вас в конце урока сформулировать свою точку зрения по данной проблеме. И в этом вам поможет материал, с которым мы будем работать на уроке. Будьте внимательны!

Ученик у доски даёт характеристику предложения, чертит схему.

О СПП.

-учёные-языковеды

-пошлый, грубый, непристойный

-своеобразный, непохожий на другие

3. Объяснение нового материала.

- О СПП вам многое известно. Поэтому новый материал мы будем изучать с вашей помощью.

- Сегодня на уроке вы должны выяснить, что новое вы узнаете о структуре СПП, о средствах связи в СПП.

К концу урока вы должны

- уметь отличать СПП от других СП;

- устанавливать смысловую связь между частями СПП;

- знать средства связи и правильно расставлять знаки препинания в СПП;

- строить схемы СПП и самостоятельно конструировать СПП.

Сформулируйте, что вы знаете о СПП, ответив на следующие вопросы:

1) Чем отличается СПП от других СП?

2) Как называются части СПП?

3) Как установить смысловую связь между частями СПП?

Какова роль придаточного?

4) Какое место может занимать придаточное по отношению к главному?

Проанализируйте следующие предложения:

1. Со словом обидным
Нельзя торопиться,
Чтоб завтра
Себя самого не стыдиться.

2. Когда прекрасная мысль дурно выражена, она теряет свою цену

3. Нужное слово, если оно вовремя сказано, всегда дорогу к сердцу найдёт.

5) Теперь подробнее остановимся на средствах связи в СПП.

Проанализируйте и сопоставьте предложения:

  1. Александр Куприн писал, что язык – это история народа.
  2. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом.

Обратите внимание на средства связи, в чём разница?

Проанализируйте ещё одно предложение:

 Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас.

В ходе объяснения ведут конспект:

Знали / Узнали

- Простые предложения в составе СПП соединяются подчинительными союзами и союзными словами.

- В СПП одна часть подчиняется другой.

- Главное и придаточное.

- С помощью вопроса от главного к придаточному.

- Поясняет, уточняет то, о чём говорится в главном.

Комментируют, чертят схемы, определяют место придаточных, делают вывод о месте придаточных в СПП.

Записывают, комментируют, объясняют орфограммы, делают вывод, что в 1-ом предложении средство связи - подчинительный союз что, а во 2-ом - относительное местоимение что (можно поставить вопрос, является членом предложения, можно заменить другим словом). Дополняют конспект о средствах связи - союзные слова (местоимения и наречия).

В СПП может быть несколько придаточных.

4. Первичная проверка понимания.

Работа с учебником – упражнение по выбору учителя.

- Что поможет вам найти в упражнении СПП?

- Укажите № СПП и их схемы. (Самопроверка)

Упр.84(с.50-51)

- Найдите СПП, докажите, что они СПП.

-Подумайте над проблемой, поднятой автором в этом тексте.

- Знакомы ли вам эти слова?

- Какими словами вы могли бы дополнить этот список? Такие слова обогащают или обедняют нашу словесность?

- Действительно, в русском языке есть множество добрых, красивых, хороших слов. Слова, о которых сказано выше, только засоряют и обедняют нашу речь. Употребление их возможно при определённой ситуации.

(Можно продемонстрировать фрагмент из худож. фильма «Джентельмены удачи», где главный герой воспитывает бережное отношение к русскому языку).

Ученик работает на закрытой доске.

Жаргонизмы

употребляются в определённой среде; дополняют список из упр. своими примерами.

Высказывают своё мнение.

Закрепление знаний и способов действий.

- В начале урока мы разбирали предложение.

Обратимся к нему снова.

Сформулируйте свою точку зрения, ответьте на вопрос «Согласны ли вы с такой точкой зрения?»

В этом вам помогут карточки с заданием (разноуровневые). ( Приложение 2)

Конструирование СПП.

  1. Из двух простых предложений, используя подчинительные союзы, составить СПП.
  1. Продолжить предложения, чтобы получились СПП.
  2. Самостоятельно составить СПП. Высказать свою точку зрения, используя СПП.

Итак, чтобы наша речь была красивой, нужно начать с себя…

Работают самостоятельно, зачитывают СПП.

Итог урока.

- Что же мы сегодня узнали о СПП?

Д/З ( на выбор)

  1. Упр. 85 (по образцу в классе)
  2. Выписать из романа «Евгений Онегин» 5-6 СПП.
  3. Составить 5-6 СПП (с подчинительными союзами и союзными словами). Тема «Олимпиада в Сочи» или «Я мечтаю».

Читают свой опорный конспект, называют новое.