Тип урока: Изучение нового материала.
Основной метод: эвристическая беседа.
Оборудование: мультимедийный проектор для демонстрации презентации.
Цели и задачи урока:
Образовательная:
Развивающая:
Воспитательная:
Диагностическая: проектируемый результат –
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
1. Орг. момент |
|
| |
2. Актуализация знаний. | - Мы с вами продолжаем изучение темы «Сложное предложение». Я хочу вам предложить сегодня самостоятельно сформулировать тему урока. А для этого запишите, пожалуйста, предложение. Дайте его характеристику и постройте схему. (Приложение 1) Многие лингвисты, журналисты утверждают, что современный язык становится вульгарным, теряет свою самобытность. -О каких СП мы сегодня будем говорить? Запишите тему урока. Объясните значение слов из предложения:
Итак, урок мы сегодня начали с предложения, в котором сформулирована проблема русского языка, волнующая современное общество. Я попрошу вас в конце урока сформулировать свою точку зрения по данной проблеме. И в этом вам поможет материал, с которым мы будем работать на уроке. Будьте внимательны! |
Ученик у доски даёт характеристику предложения, чертит схему.
О СПП.
-учёные-языковеды -пошлый, грубый, непристойный -своеобразный, непохожий на другие
| |
3. Объяснение нового материала. | - О СПП вам многое известно. Поэтому новый материал мы будем изучать с вашей помощью. - Сегодня на уроке вы должны выяснить, что новое вы узнаете о структуре СПП, о средствах связи в СПП. К концу урока вы должны - уметь отличать СПП от других СП; - устанавливать смысловую связь между частями СПП; - знать средства связи и правильно расставлять знаки препинания в СПП; - строить схемы СПП и самостоятельно конструировать СПП. Сформулируйте, что вы знаете о СПП, ответив на следующие вопросы: 1) Чем отличается СПП от других СП? 2) Как называются части СПП? 3) Как установить смысловую связь между частями СПП? Какова роль придаточного? 4) Какое место может занимать придаточное по отношению к главному? Проанализируйте следующие предложения:
2. Когда прекрасная мысль дурно выражена, она теряет свою цену 3. Нужное слово, если оно вовремя сказано, всегда дорогу к сердцу найдёт. 5) Теперь подробнее остановимся на средствах связи в СПП. Проанализируйте и сопоставьте предложения:
Обратите внимание на средства связи, в чём разница?
Проанализируйте ещё одно предложение: Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас. |
В ходе объяснения ведут конспект: Знали / Узнали
- Простые предложения в составе СПП соединяются подчинительными союзами и союзными словами. - В СПП одна часть подчиняется другой. - Главное и придаточное. - С помощью вопроса от главного к придаточному. - Поясняет, уточняет то, о чём говорится в главном.
Комментируют, чертят схемы, определяют место придаточных, делают вывод о месте придаточных в СПП.
Записывают, комментируют, объясняют орфограммы, делают вывод, что в 1-ом предложении средство связи - подчинительный союз что, а во 2-ом - относительное местоимение что (можно поставить вопрос, является членом предложения, можно заменить другим словом). Дополняют конспект о средствах связи - союзные слова (местоимения и наречия). В СПП может быть несколько придаточных. | |
4. Первичная проверка понимания. | Работа с учебником – упражнение по выбору учителя. - Что поможет вам найти в упражнении СПП? - Укажите № СПП и их схемы. (Самопроверка) Упр.84(с.50-51) - Найдите СПП, докажите, что они СПП. -Подумайте над проблемой, поднятой автором в этом тексте. - Знакомы ли вам эти слова?
- Какими словами вы могли бы дополнить этот список? Такие слова обогащают или обедняют нашу словесность? - Действительно, в русском языке есть множество добрых, красивых, хороших слов. Слова, о которых сказано выше, только засоряют и обедняют нашу речь. Употребление их возможно при определённой ситуации. (Можно продемонстрировать фрагмент из худож. фильма «Джентельмены удачи», где главный герой воспитывает бережное отношение к русскому языку). | Ученик работает на закрытой доске.
Жаргонизмы употребляются в определённой среде; дополняют список из упр. своими примерами. Высказывают своё мнение. | |
Закрепление знаний и способов действий. | - В начале урока мы разбирали предложение. Обратимся к нему снова. Сформулируйте свою точку зрения, ответьте на вопрос «Согласны ли вы с такой точкой зрения?» В этом вам помогут карточки с заданием (разноуровневые). ( Приложение 2) Конструирование СПП.
Итак, чтобы наша речь была красивой, нужно начать с себя…
|
Работают самостоятельно, зачитывают СПП. | |
Итог урока. | - Что же мы сегодня узнали о СПП? Д/З ( на выбор)
| Читают свой опорный конспект, называют новое. |