Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание математики

Урок-игра Морской бой по теме: Прямоугольник, квадрат, ромб. 8-й класс

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 459

Мелёшина Вера Владимировна, учитель математики

Цели урока:

Организация урока.

Класс заранее делится на три группы. В каждой группе выбирается капитан, в обязанность которого входит создание карты игрового поля, состоящее из двух лодок (по1 клетке) и катера (2 клетки вместе), например:

№ 1
1 2 3 4
а
б
в
г
№ 2
1 2 3 4
а
б
в
г
№ 3
а
б
в
г

– В течение урока помощникиследят за ходом игры на своем поле:

– Учащиеся готовят домашнее задание по данной теме.

– Учитель готовит письменные задания для каждой команды (см. Приложение в конце статьи).

Перед уроком:

а) происходит перестановка столов;
б) на доске заготовлены незаполненные игровые поля, на которых помощники отмечают результаты каждого хода.
в) каждый ученик имеет двойной листок бумаги и ручку;
г) по ходу игры каждая команда получает задания в письменном виде;
д) на доске размещена таблица для учета количества очков, получаемых командами за ответы.

№ команды

Баллы

1

2

3

4

1

2

3

Правила игры

  1. Право первого выстрела получает команда, получившая наибольшее количество баллов в разминке.
  2. Выстрелы проводят по полю противника любой участник команды с разрешения капитана в следующем порядке: первая команда стреляет по полю второй, вторая – по полю третьей, а третья – по полю первой.
  3. За один ход команда имеет право сделать только один выстрел.
  4. Выигрывает команда, которая первая утопила корабли противника.
  5. В этой игре можно выиграть и второй раз, если набрать большее количество баллов.

Примечание: клетки первого ряда игрового поля оцениваются в 1 балл, второго ряда – в 2 балла, третьего ряда – в 3 балла, четвертого – в 4 балла.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Сообщение темы урока, формулировка целей.

II. Актуализация знаний

III. Теоретический опрос

Верно ли:

  1. Ромб – это четырехугольник, в котором диагонали точкой пересечения делятся пополам и равны. (Нет)
  2. Прямоугольник – это четырехугольник, в котором противолежащие стороны параллельны, а диагонали равны. (Да)
  3. Квадрат –это четырехугольник, в котором диагонали взаимно перпендикулярны и точкой пересечения делятся пополам. (Нет, это может быть ромб)
  4. Ромб – это четырехугольник, в котором диагонали взаимно перпендикулярны и точкой пересечения делятся пополам. (Да)
  5. Прямоугольник – это четырехугольник, в котором два угла прямые и две стороны равны. (Нет, это может быть прямоугольная трапеция)
  6. Квадрат – это параллелограмм, у которого все углы прямые. (Нет)

IV. Игра

Игрок одной из команд делает ход. Если он попадает на занятую клетку, то все команды получают задания, сложность которых возрастает от первой строки и до четвертой.
Задания обсуждаются в группах, но право ответа имеет та команда, которая сделала результативный ход. Если команда не имеет ответа, или в ходе ответа были допущены ошибки, то отвечает другая команда. Ответы учащиеся оцениваются определенным для данной строки количеством баллов. Количество баллов может быть уменьшено, если был дан неполный ответ. Далее следует переход хода к следующей команде. Игра переходит к другой команде и в том случае, если игрок попадает на пустую клетку.

V. Итоги игры

Выявляется победитель, оцениваются учащиеся, принявшие наиболее активное участие в игре.

VI. Задание на дом:

Выберите правильный ответ.

1. Любой прямоугольник является…
2. Если в четырехугольнике диагонали перпендикулярны, то этот четырехугольник - …
3. Если в параллелограмме диагонали перпендикулярны, то этот параллелограмм - …

Предполагаемые ответы:

а) ромбом;
б) квадратом;
в) параллелограммом;
г) нет правильного ответа.

Перечислите свойства:

1. Исследуйте стороны, углы и диагонали прямоугольника и заполните таблицу:

2. Выберите верные утверждения:

а) Если в четырехугольнике диагонали равны и делятся точкой пересечения пополам, то этот четырехугольник – прямоугольник.
б) Если в четырехугольнике противоположные стороны параллельны, а все его углы прямые, то этот четырехугольник – прямоугольник.
в) Если в четырехугольнике диагонали равны, то этот четырехугольник – квадрат.

3. Выберите верные утверждения:

а) Если в четырехугольнике два прямых угла и две стороны равны, то этот четырехугольник – прямоугольник.
б) Если в четырехугольнике диагонали взаимно перпендикулярны, то этот четырехугольник – ромб.
в) Если в прямоугольнике диагонали взаимно перпендикулярны, то этот прямоугольник – квадрат.

1. Найдите углы ромба, если его диагонали составляют с его стороной углы, один из которых на 30о меньше другого.
2. Угол между диагоналями прямоугольника равен 80о. Найдите углы между диагональю прямоугольника и его сторонами.
3. В параллелограмме АВСD угол С равен 45о. Диагональ BD перпендикулярна стороне АВ. Найдите сторону АВ, если диагональ BD равна 7 см.

Литература:

  1. Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов и др. Геометрия 7–9 класс. М.: Просвещение, 2001.
  2. В.И. Жохов и др. Уроки геометрии в 7–9 классах. М. Вербум М., 2003.
  3. Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. Дидактические материалы по геометрии. М. Просвещение, 2000.