Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание биологии

Изучение темы Опорно-двигательная система с использованием элементов проектной методики

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 441

Киселева Галина Анатольевна, учитель биологии

Каждый учитель, совершенствуя и развивая свой стиль работы, стремится познакомиться с различными технологиями педагогической деятельности. В нашем лицее мы в последние годы изучали в качестве общей методической темы возможности использования на уроках и во внеурочной деятельности метод проектов. Познакомившись с теоретическими основами этой образовательной технологии, мы попробовали изучить несколько тем, опираясь на ее элементы, и предлагаем вашему вниманию разработку темы “Опорно-двигательная система” для 8-го класса.

Цели изучения темы:

Межпредметные связи: физика (рычаги, сила трения, сила тяжести, деформация, упругость, рентгеновские лучи), химия (реакции окисления, органические и неорганические вещества), ОБЖ (приемы оказания первой помощи).

На изучение темы отводится 8 уроков. Первые уроки темы являются традиционными, но подводят ребят к работе над проектом. Краткое поурочное планирование темы приведем в таблице.

Урок Задачи Методы
Урок 1.

Опорно-двигательная система.. Строение скелета человека.

  1. Определить строение и функции опорно-двигательной системы.
  2. Изучить строение человека.
Рассказ, беседа, наглядно-иллюстративный (методы, рисунки, модели).
Урок 2.

Типы соединения костей. Виды и рост костей.

  1. Проверить знания учащихся о знании скелета и мышц, о строении скелета человека.
  2. Изучить типы соединения костей и их функции, виды костей, процесс роста костей и его регуляцию.
Рассказ, беседа, проблемные вопросы: 1. Почему иногда человек достигает гигантского роста до 2 метров, а иногда остается карликом – всего 50 см? 2. Известен случай, когда на арену выходит артист и на глазах изумленной публики увеличивает свой рост на несколько сантиметров. Как вы думаете, как ему это удается?
Урок 3.

Строение костной ткани. Химический состав костей.

  1. Проверить знаний учащихся о типах соединения костей, видах и росте костей.
  2. Изучить строение костной ткани (плотной и губчатой).
  3. Выяснить химический состав костей.
  4. Ответить на вопрос: как от строения костной ткани и ее химического состава зависит свойство костей?
Рассказ, беседа, проблемные вопросы:
  1. Почему человека приходится заново учить ходить после того, когда он был вынужден долго находиться в лежачем положении?
  2. Почему у пожилых людей чаще всего бывают переломы костей?
  3. К какому типу ткани относится костная ткань, по каким признакам?
Урок 4.

Строение и функции скелетных мышц.

  1. Изучить строение скелетных мышц.
  2. выяснить строение поперечно-полосатой мышечной ткани и ее свойства.
  3. Познакомиться с основными группами мышц тела человека.
  4. Изучить процессы, лежащие в основе работы и утомления мышц.
Рассказ, беседа, дискуссия, составление гигиенических правил сохранения работоспособности организма, наглядно-иллюстративный
Урок 5.

Определение проблемы, объектов исследования..

  1. Определение проблемы (с помощью учителя) – как законы физики и химии проявляются в моем организме при работе скелета?
  2. Выбор тем (объектов исследования).
  3. Деление на группы.
  4. Выбор лидера, определение правил работы в группе, планирование работы.
  5. Самостоятельная работа с литературой по изучению объекта.
Урок 6.

Выполнение проектов.

  1. Выбор формы защиты проекта, распределение ролей.
  2. Работа над проектом, оформление.
Групповая и индивидуальная работа.
Уроки 7,8.

Защита проектов.

  1. Защита проектов учащимися.
  2. Оценка результатов проекта.
Рассказы учащихся, работа в тетрадях (составление схем, таблиц, конспектов), коллективная оценка результатов, анализ успехов и неудач.

Для работы над проектами было создано 6 групп по 4-5 человек. Принципы создания групп могут быть использованы разные – по дружеским связям и выбору детей (особенно в младших классах и при освоении методики для повышения интереса в мотивации), по выбору учителя, даже (по рекомендациям школьных психологов) по ведущему типу восприятия или на основании других психофизических характеристик. Участники команд получают план и правила работы в группе, определяют лидера. Метод учебных проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, в ходе которого в результате самостоятельной деятельности учащихся (индивидуальной, парной, групповой) формулируется решение этой проблемы. Проекты данной темы решали общую проблему, которая формулируется в вопросе: как законы и закономерности физики и химии, которые знают ученики, проявляются в организме человека при работе опорно-двигательной системы? Эта проблема для организации работы групп конкретизируется и формулируется в виде вопросов и заданий для групп, в ходе работы над которыми ребята раскрывают одну из ее сторон. Результаты своих исследований ребята должны оформить в каком-либо виде ( в виде брошюры в данном проекте), потому что проект должен быть “осязаемый”, готовый к использованию на уроке, в школе или в реальной жизни. Завершается работа защитой проекта, форму которой ученики определяют самостоятельно. Приводим далее все, что необходимо для организации работы над проектом: план работы группы, правила работы, темы работы , перечень заданий, возможные виды защиты проекта.

План работы в группе.

  1. Определитесь с лидером.
  2. Изучите задание.
  3. Распределите задание в группе.
  4. Подберите и изучите литературу по заданной теме.
  5. Составьте план и сценарий, защиты проекта.
  6. Уважайте свой труд и труд товарищей - внимательно выслушайте друг друга.
  7. Проект защищайте уверенно.

Правила работы в группе.

  1. Работу в команде направляет учитель, а руководит ее лидер группы.
  2. Все в команде проявляются активно и вносят свой вклад в общее дело.
  3. Команды не соревнуются между собой, все вместе выполняют проектное
    задание.
  4. Ответственность за конечный результат несут все члены команд, выполняющие
    проект.
  5. Во время защиты проекта работает весь класс (заполняет таблицы,
    схемы, опорные конспекты).

1 группа.

Тема: “ Химический состав костей и их свойства”.

Форма защиты: сюжетно - ролевая игра “Химическая лаборатория”.

Содержание работы:

1. Изучить химический состав костей. Определить, какие неорганические и органические вещества входят в состав костной ткани.

2. Объяснить результаты опытов:

а) действие HCL на состав кости;
б) обоженные в огне кости.

3. Ответить на вопросы:

2 группа.

Тема: “Типы соединения костей. Строение костной ткани и свойства костей”.

Форма защиты: пресс - конференция.

Содержание работы:

  1. Изучить типы соединения костей, их значение.
  2. Выяснить, каким образом уменьшаются силы трения при движении костей в суставе.
  3. Доказать, что суставы и скелетные мышцы являются простейшими механизмами - рычагами.
  4. Выяснить:
    Какие типы деформации испытывает скелет человек?
    Как обуславливаются легкость и прочность костей строением костной ткани и самих костей?

3 группа.

Тема: “Работа мышц. Утомление”.

Форма защиты: сюжетно - ролевая игра “Кабинет врача лечебной физкультуры”.

Содержание работы:

  1. Изучить химический процесс, лежащий в основе работы скелетных мышц.
    Объясните его с точки зрения закона сохранения и превращения энергии.
  2. Решить задачу и объяснить классу: при окислении- 1 моля глюкозы освобождается 28000 кДж энергии. Определите потребность мышц ног спортсмена в глюкозе (в граммах) и кислорода (в литрах) в течение 10 мин, если за 1 мин расходуется 1,5 кДж энергии.
  3. Ответить на вопросы:
    Как происходит регуляция работы скелетных мышц?
    Что такое электромиограмма?
  4. Выяснить причины утомления мышц. Вывести гигиенические правила сохранения работоспособности мышц, о которых говорил Н.М.Сеченов.
  5. Провести эксперимент по выявлению влияния нагрузки, ритма работы и виды работы на утомление мышц.

4 группа.

Тема: “Повреждение опорно-двигательной системы и меры оказания первой доврачебной помощи”.

Форма защиты: сюжетно – ролевая игра “Кабинет врача - хирурга”.

Содержание работы:

  1. 1 . Изучить возможные повреждения опорно-двигательного аппарата человека.
  2. Выяснить меры оказания первой помощи, объяснить их с физиологической точки зрения.
  3. Продемонстрировать классу меры оказания первой помощи при переломах и вывихах.
  4. Выяснить:
    - физическую основу получения рентгеновских снимков скелета человека;
    - значение метода флюорографии в медицине.
  5. Провести в классе практическую работу по изучению рентгеновских снимков скелета человека.

5 группа.

Тема: “Особенности строения скелета человека в связи с прямохождением и трудовой деятельностью”.

Форма защиты: сообщения.

Содержание работы.

  1. Изучить особенности строения скелета, связанные: а) с прямохождением; б) с трудовой деятельностью.
  2. Обосновать с физиологической и с физической точки зрения эти изменения.
  3. Сравнить скелеты млекопитающего животного и человека, сделать выводы.
  4. Ответить на вопрос: чем “поплатился” человек за прямохождение?

6 группа.

Тема “Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц”.

Форма защиты: телепередача “Здоровье”.

Содержание работы:

  1. Доказать с физиологической точки зрения; что физические упражнения положительно влияют не только на формирование скелета и мышц, но и на другие органы и организм в целом.
  2. Объяснить с физической точки зрения, почему при увеличении мышечной массы увеличивается шероховатость поверхности кости в месте прикрепления мышц.
  3. Ответить на вопросы:
    Что такое гиподинамия?
    Полезна она или вредна?
    Как гиподинамия влияет на состояние скелетных мышц, кровеносных сосудов и сердца, скелета?
  4. Выяснить, какие факторы приводят к искривлению позвоночника и плоскостопию. Как этого избежать?