Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание экономики

Авторская программа факультативного курса Экономика

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 629

Мячина Елена Владимировна, заместитель директора по ВР, учитель географии

Программа «Экономикс» предлагается к использованию в системе школьного дополнительного образования для учащихся 9–10-х классов, 1 час в неделю в рамках организации факультативных занятий.

Программа основана на теоретическом материале школьного курса экономики, преподаваемом в 9-м или 11-м классе, и поэтому не ведет к перегрузке учащихся. Значительное количество времени, отведенное на выполнение практических заданий, равномерно распределяет нагрузку.

Программа учитывает основные принципы системного, деятельностного, развивающего, проблемного обучения и содержит в себе: направленность на комплексное решение задач образования, воспитания, развития, научность обучения, системность и последовательность, доступность, стимулирование положительного отношения школьников к учению, формированию у них познавательных интересов, потребностей в знаниях, сознательность, активность, и самостоятельность учащихся в обучении при руководящей роли педагога, оптимальное сочетание словесных, наглядных и практических, репродуктивных и поисковых, а также других методов, технологий и приемов обучения, оптимальное сочетание практического и теоретического материала, а также общеклассных, групповых и индивидуальных форм обучения, что способствует индивидуализации обучения.

Работа по данной программе позволит учащимся получить комплекс умений по подготовке проектных, исследовательских работ, получить опыт участия в конференциях разного уровня.

Реализация программы позволит, учитывая возрастные особенности детей, достичь планируемых результатов в обучении, воспитании и развитии школьников, мотивировать школьников к изучению экономики в урочное время и к обучению по специальности обществоведческих дисциплин в ВУЗе, поможет детям более полно реализовать свои природные способности, удовлетворить интерес к познанию обществоведческих дисциплин (право, обществознание). Введение факультативного курса позволит учащимся более качественно проработать отдельные вопросы по дисциплине «Обществознание», в том числе подготовиться для сдачи экзаменов за курс средней школы.

Пояснительная записка

Учебная программа предназначена для организации занятий факультатива (кружка) «Экономикс». Она включает в себя возможности для получения учащимися знаний по экономике и основам предпринимательства. Программа одногодичного курса обучения составлена из расчета 40 учебных занятий на учебный год.

Программа отражает содержательные компоненты обучения (здесь представлен основной изучаемый материал).

Направленность программы

Программа направлена на помощь учащимся воспринимать школьный курс экономики через расширенное познание хозяйственной деятельности общества.

Это достигается путем широкого использования наглядности, выполнения практических работ, решение задач, проведения деловых игр. Умелое использование организации самостоятельной работы учащихся позволяет решать учебно–воспитательные задачи, сочетая разные подходы к обучению.

Программа направлена на помощь учащимся

Применение технических средств и ИКТ, связанных с ними игровых методик, на занятиях способствует формированию критического и аналитического мышления, развитию предпринимательских способностей, формированию чувства ответственности за свои действия.

Актуальность программы, педагогическая целесообразность, новизна

Экономика окружает каждого человека в детства.

Поэтому:

Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в умелом сочетании различных форм работы, направленных на развитие детей с опорой на психологические особенности возраста детей и применением различных психологических техник.

Цели

Программа способствует формированию у учащихся

Задачи:

Отличительные особенности программы: Заключаются в том, что она построена на основах развивающего обучения в результате социального взаимодействия и поэтапного формирования мыслительной деятельности. Социальное взаимодействие учащихся между собой и с учителем осуществляется в практической деятельности.

Возраст детей: Программа рассчитана на применение в 9–10-х общеобразовательных классах при одногодичном цикле обучения.

Сроки реализации программы: при одногодичном цикле обучения программа реализуется за один учебный год.

Формы и режим занятий

Программа одногодичного курса обучения составлена из расчета 40 учебных занятий на учебный год (по 1 учебному часу в неделю)

Основная форма организации внеклассной работы по экономике в школе – кружок.

В программе «Экономикс» предлагаются следующие формы работы:

Ожидаемые результаты

Учебно-тематическое планирование

Класс Теоретическая
часть
Практическая
часть
9 класс 40% 60%
10 класс 60% 40%

Способы проверки ожидаемого результата

Формы подведения итогов

Краткое содержание программы

Программа направлена на развитие интереса к экономическим наукам, расширение знаний по экономике, расширение знаний по производственной и непроизводственной сферам экономической жизни человека. Ученик в ходе изучения представленного материала узнает методологические и философские подходы к экономической науке, усваивает теорию производства, узнает о различных экономических системах общества.

Методическое обеспечение программы

Программа «Экономикс» предусматривает различные формы и методы работы:

1) групповые занятия: теоретическое обсуждение вопросов – дискуссия, мозговой штурм; практическое6 выполнение опытов, ролевые игры, экскурсии, массовые мероприятия в школе;

2) индивидуальные занятия:

3) техническое оснащение школы позволяет широко использовать в работе технические средства, разнообразный традиционный дидактический материал, а также информационные технологии, которые позволяют достигать максимально возможного результата в обучении.

Для создания программы использованы:

  1. Программа «Экономическая теория»,
  2. Программа «Основы экономических знаний», В.В.Любимов,
  3. Программа «Основы экономических знаний», И.В.Липсиц,
  4. Программа «Основы предпринимательства», И.В.Липсиц,
  5. Программа «Прикладная экономика».

Тематическое планирование
1 год обучения

1 Что такое экономика 3 часа
2 Экономические системы 4 часа
3 Спрос. Предложение 3 часа
4 Равновесие рынка 2 часа
5 Потребление, сбережение, вклады, инвестиции 4 часа
6 Финансирование бизнеса 3 часа
7 Производство и производительность 3 часа
8 Рынок труда. Роль профсоюзов 4 часа
9 Конкуренция 2 часа
10 Деньги 3 часа
11 Мировая экономика 2 часа
12 Повторение 4 часа

2 год обучения
(для двухгодичного варианта программы)

1 Предмет экономической теории 1 час
2 Методы экономических исследований 2 часа
3 Теория производства 3 часа
4 Модель организации экономической системы 3 часа
5 Рыночные отношения. Рыночная конкуренция 6 часов
6 Механизм функционирования рынка 2 часа
7 Фирма. Теория фирмы 6 часов
8 Теория издержек 4 часа
9 Макроэкономическая политика 2 часа
10 Экономический рост. Цикличность экономики 4 часа
11 Финансовая система 3 часа
12 Повторение 4 часа

Завершение изучения программы предусматривает написание научно-исследовательской работы. Тема работы – по выбору учащегося. Объем работы – не менее 10 страниц, включая схемы, графики, диаграммы, таблицы.

Список литературы

  1. Основы предпринимательской деятельности, книга для учителя 10–11 классы, 1997.
  2. Экономическая теория, учебник, Питер, 2001.
  3. Автономов В.С. Введение в экономику, 1998.
  4. Липсиц И.В. Экономика, 2001.
  5. Прикладная экономика, 2003.