План урока.
“Благо народа – высшая цель общества”.
Образовательные цели:
Тип учебного урока: Учебное занятие по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности
Форма проведения: групповая работа
Метод обучения: частично-поисковый, исследовательский, кейс-метод
Задача учителя деятельности: минимум информационных функций, максимум управленческой
Приемы преподавания: сопоставление с новыми фактами, консультации, анализ, оценка, анализ известных фактов, управление исследовательской деятельностью
Приемы учения: осознание учебной задачи, самостоятельные обобщения по частным вопросам, составление плана самостоятельной работы, соотнесение полученных результатов с выдвинутым предположением, обобщение по проблеме в целом.
Содержательная основа учебного урока:
Ценностные отношения
Знания:
1. Опорные знания: определение потребительской корзины, инфляция, прожиточный минимум. Правильно употреблять экономическую терминологию (потребительская корзина, прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда, индекс потребительских цен)понимать ее в тексте, в речи учителя, в формулировке заданий. Интерпретировать в несложных случаях графики реальных зависимостей между величинами, отвечая на поставленные вопросы.
2. Новые знания: достоверная информация по данной теме посредством использования информационного содержания Сети.
Способы действий:
1. Опорные способы: умение работать в программе Microsoft Office Excel (позволяет выполнять вычисления, анализировать данные) и Power Point. Использование поисковых программ Rambler/Index и ссылок на различные сайты.
2. Новые способы: учащимся дается возможность использовать компьютер при нахождении информации через Сеть; знакомство с Федеральным Законом “О потребительской корзине в целом по РФ”, Законом “ О потребительской корзине в районах приравненных к северным”.
Дидактические материалы и оборудование: компьютеры, проектор, справочный материал, пакет документов Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5.
Этапы урока.
1. Подготовка к восприятию темы урока. Постановка цели урока.
2. Работа в группах.
3. Представление и защита результатов своей деятельности.
4. Пресс-конференция (подведение итогов основной работы на уроке).
5. Оценивание своей деятельности.
6. Задание на дом.
Ход урока
1. Подготовка к восприятию темы урока. Приложение 5.
Постановка цели занятия.
Учащиеся записывают дату и тему урока.
Определяют цели урока:
Учитель: “Как вы понимаете эти слова “Благо народа – высшая цель общества”?
(учащиеся высказывают свое отношение и вместе с учителем приходят к выводу).
Благо народа и есть критерий прогресса. Особую значимость этот критерий приобретает в социально-ориентированной рыночной экономике, где центральной фигурой становится человек. По размеру и структуре (набору жизненных благ) потребительской корзины (еще говорят по модели питания населения) можно судить о достигнутом уровне и качестве жизни в каждой конкретной стране.
В РФ впервые в 1999 году был принят Федеральный Закон “О потребительской корзине в целом по РФ”.
Учитель: Что такое прожиточный минимум и потребительская корзина?
Для чего используется прожиточный минимум?
Как определяется прожиточный минимум и потребительская корзина?
Учащийся: Благосостояние характеризует уровень жизни людей. Под уровнем жизни понимают обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения разумных потребностей.
Повышение уровня жизни составляет приоритетное направление общественного развития.
Прожиточный минимум – стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.
Потребительская корзина - минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.
Прожиточный минимум используется:
- для оценки уровня жизни населения при разработке и реализации социальной политики и федеральных программ;
- обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда;
- для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат;
- а также для формирования бюджетов.
Для расчета прожиточного минимума:
1. определяется ПК - понятно, что она зависит от места жительства, от возраста, пола и других факторов; 2. подсчитывается стоимость ПК плюс обязательные платежи и сборы (подоходный налог и отчисления в пенсионный фонд) - это и есть величина прожиточного минимума.
ПК определяется для основных социально-демографических групп населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети), в целом по РФ, в субъектах РФ. Состав минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг определяется с учетом: научных рекомендаций по минимальным объемам потребления и перечню товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности; фактического объема потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг в малоимущих семьях.
Гипотеза: потребительская корзина в Российской Федерации несовершенна.
2. Учитель: “ Вам предлагается найти и отобрать нужную информацию по теме урока посредством использования информационного содержания Сети, проанализировать ее и представить отчет в виде презентации.
Класс делится на группы.
Работа в группах по плану. Приложение 1.
Учитель предлагает ознакомиться с планом занятия, где указаны задания для каждой из групп: - Анализ (объем потребления, ценность, составляющие) потребительской корзины РФ за 1999-2006года;
- Анализируем стоимость минимального набора продуктов питания РФ 2001-2005г.;
- Анализ картографии ИПЦ по регионам РФ (2006 г.);
- Анализ потребительской корзины РФ за 1999-2006года (непродовольственные товары и услуги);
- Опережающее задание. Составить потребительскую корзину города (продукты питания), определить ее стоимость. Сравнить полученные результаты с достоверной информацией (ПК Красноярского края). Сделать выводы.
Сравнить данные с прожиточным минимумом.
Распределить обязанности в группе:
менеджер среднего звена (ответственный за поиск и достоверность информации), статист (ответственный за анализ информации), программист (за представление отобранной информации) и менеджер высшего звена (защита своей деятельности).
Учащиеся знакомятся с планом работы в группе, распределяют обязанности. Отбирают нужную информацию посредством использования информационного содержания Сети (используя поисковые программы Rambler/Index и ссылок на различные сайты), либо находят нужную информацию в папке “Экономика”. Приложение 4.
Анализируют ее и представляют в виде презентации.
Перечень сайтов:
3. По окончанию работы учитель предлагает проанализировать свою деятельность (заполнить лист оценивания). Каждая группа предлагает решение проблемы, обосновывая свои выводы, при этом имеет возможность ответить на вопросы аудитории, уточнить свои позиции и аргументы.
Принятые группами предложения оформляются в виде презентаций, которые проводятся для всей аудитории.
4. Учитель: “Ребята, вы в будущем ученые, управленцы, депутаты… Какие бы вы вопросы лоббировали в органах власти? Совершенна ли потребительская корзина? На ваш взгляд, что должно учитываться в потребительской корзине?”
После презентации материалов всех групп проводится пресс-конференция, в ходе которой учащиеся обсуждают групповую работу, суть проблемы, ту новую для себя информацию, которую они смогли узнать при знакомстве с текстом кейса, так и в процессе его обсуждения.
5. Выводы учащихся:
6. Домашнее задание: используя различные источники информации, найти по каким принципам, формируются потребительские корзины в других странах (Япония, США, Великобритания и др.).
Литература: