Ориентиром моей работы или эпиграфом стали слова детского писателя С.Я. Маршака:
Он взрослых изводил вопросом – Почему?
Его прозвали маленький философ
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов
И с тех пор он больше никому
Не досаждал вопросом – Почему?
Поэтому задачу я вижу в том, чтобы:
Объединяя все вышеперечисленное, можно выделить проблему: найти методы, позволяющие развить познавательную активность, пробудить желания овладевать знаниями. А это привело к поиску новых форм и методов обучения. В целом процесс обучения – это процесс двусторонний: с одной стороны это форма самоорганизации и самореализации учащихся, а с другой – результат усилий педагога в организации познавательной деятельности учащихся. При этом нельзя забывать, что конечный результат усилий педагога заключается в переводе специально организованной активности ученика в его собственную. Таким образом, оба вида познавательной активности между собой тесно связаны. Но как бы тесно они между собой не были связаны, в активном познании со счетов нельзя сбрасывать индивидуальные особенности учащихся, от этого зависит насколько быстро учитель сможет помочь ученику перейти от нулевого уровня деятельности к творческому. Поэтому, прежде чем ставить определенные задачи перед учащимися, необходимо определить уровень первичных знаний по предмету на данный учебный период, проверить определенные умения и навыки, необходимые для дальнейшей работы. Наилучшим условием для работы является комплектование учащихся по классам в соответствии с их подготовленностью – это в идеале, что по разным причинам не всегда является возможным. И чаще всего приходится работать в классах, где дети разного уровня подготовленности и поэтому необходимо учителю изучать детей и мысленно делить учащихся на разные группы в зависимости от типа урока, от вида задания или от цели, которую учитель ставит. Например: при выполнении сложного задания при использовании КСО лучше формировать разноуровневые группы, где не очень сильные учащиеся смогут внести посильный вклад в выполняемое задание, а не очень сильные, почувствовав свою сопричастность в выполненном получат импульс для дальнейшей деятельности. А при проведении таких видов работ, как работа с текстом документа, необходимо дифференцировать задания для различных групп учащихся, чтобы все учащиеся во-первых, были вовлечены в работу, во-вторых, смогли выполнить задание, в-третьих, из более и менее сложных вопросов и заданий складывался полный анализ документа.
В целом весь процесс познания – это формирование учителем у учащихся умения учиться, которое в процессе работы учителя складывается в систему, в которой главными компонентами являются следующие:
Взаимосвязь этих компонентов обеспечивает развитие репродуктивных и продуктивных умений учиться. Развитие всей системы происходит в соответствии с развитием формируемых качеств. По мере развития умений изменяются цели, педагогические средства, это ведет к изменению в самом процессе обучения, в контроле за его течением. Можно привести пример с применением деятельностно-практического способа обучения в 5 классе и в 8 классе при изучении темы войны:
Куда отправлен фараон в поход | С какой целью | Каковы результаты этих походов |
В качестве выводы ответить на вопрос: с какими целями фараоны содержали большое войско?
I период войны | II период войны | |
1. Хронологические рамки периода. 2. Основные события периода. 3. Имена участников событий. 4. Результаты. |
Сделать вывод: какие просчеты русского командования привели к столь плачевным результатам.
Развитие такой системы обучения можно охарактеризовать с помощью понятия «состояние». Это цепь переходов из одного состояния в другое до тех пор, пока не убедитесь, что сформировано умение определенного уровня развития, которое отвечает заданным целям. Например, в 5 классе по теме «Древняя Греция» есть благодатный материал для составления рассказов от имени участника («Олимпийские игры», «Школа», «Театр», «События греко-персидских войн» и т.д.), учитывая и то, что сложность заданий возрастает от урока к уроку и дифференцируются в связи с индивидуальными способностями и степенью овладения определенной сложности навыками. Совершенствование умений учащихся – процесс сложный и должен осуществляться диалектически от низших форм к высшим. А для того, чтобы эта цепочка не прерывалась, а становилась прочнее, необходимо закрепить результаты из урока в урок, совершенствуя их и усложняя. Эту цепь можно выстроить в следующей последовательности:
Данная последовательность позволяет от урока к уроку выполнять те задачи, о которых говорилось в начале в течение учебного года и из года в год, отслеживая сформированность умений добывать знания учащимися. Одним из продуктивных методов в достижении этой последовательности – это применение деятельностно-практического способа обучения, который может быть применен при изучении любой темы при преподавании школьного курса истории, а умелое его использование, особенно при изучении новой темы повышает продуктивность урока, способствует обеспечению полной занятости учащихся, применению дифференцированного подхода и ускоряет процесс перехода учащихся от нулевого уровня обученности к творческому.
Тема: «Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность».
Цель:
Оборудование:
Тип урока: урок – лабораторная работа с элементами КСО.
Понятия, повторение которых задано на дом: индустриальная революция, культура материальная и культура духовная, промышленный переворот, технический прогресс.
Ход урока
Урок начинается с вступительного слова учителя, в котором учитель объясняет тему урока и ставит задачу перед учащимися:
- На сегодняшнем уроке мы узнаем какое влияние на жизнь человека оказывал технический прогресс, который врывался в повседневную жизнь, резко менял среду обитания человека. Менялся транспорт, быстрее мчалось время. Радио, телефон, телеграф позволяли в невероятно короткие сроки устанавливать связь с другой страной и континентом. В дома пришло современное освещение и отопление. Жизнь становилась интереснее – расширялся мир увлечений. Одно изобретение тянуло собой появление другого. Но не так быстро и не на голой почве появлялись эти изобретения, а появлялись они в связи с появляющимися проблемами и необходимостью их разрешения. Ваша работа заключается сегодня в том, чтобы вы сумели, используя данные учебника, найти, как же общество разрешило возникающие проблемы и сделайте вывод, каковы же были успехи решения этих проблем.
Учащиеся делятся на 5 групп (по 5 проблемам, которые ставит учитель, исходя из изучаемого материала). На доске и у учащихся заготовки таблицы, которая будет заполняться по ходу урока (на доске таблица, где записываются и озвучиваются все 5 проблем, у каждой группы учащихся таблица с теми же разделами, но по одной проблеме).
После объяснения (у каждой группы учащихся указаны соответствующие страницы параграфа), учащиеся приступают к работе. По мере выполнения получают индивидуальную помощь учителя и под контролем учителя заполняют свою таблицу в тетради и свою часть таблицы на доске, по мере готовности выходят к доске. После выполнения всего задания таблица должна выглядеть следующим образом:
Технический прогресс и человек.
Проблема | Пути решения | Успехи |
I. Рост городов (как преодолеть расстояние внутри города). | 1. Омнибусы. 2. Конке (трамвай). 3. Метро. | 1. Менялся облик города. 2. Устранены препятствия для его роста. 3. Улицы разгружены от транспорта. |
II. Рост информационного голода. 1. Спрос на книги и информацию. | 1. Совершенствование печатного дела. 2. Дешевая бумага. 3. Автоматическое питание. 4. Увеличен штата почтальонов. | 1. Удовлетворена потребность в бумаге и книгах. 2. Информированность населения. |
2. Увеличение объема переписки. | 1. Единый тариф на почтовые отправления. 2. Почтовые марки. | 1. Улучшилась связь между населением. 2. Облегчен труд почтовых служащих. |
III. 1. Как сделать отдых более активным. | 1. Самокат. 2. Велосипед. | 1. Развитие велосипедного спорта. 2. Сохранение окружающей среды. 3. Доступность по цене. 4. Облегчен труд почтальонов. |
2. Как улучшить быт горожан. | 1. Изменить планировку квартир. 2. Изменить стиль мебели. 3. Паровое и водное отопление. 4. Газовое освещение – электричество. 5. Водопровод и канализация. | 1. Появились условия для личной гигиены. 2. Отступили болезни. 3. Увеличилась продолжительность жизни. |
3. Как разнообразить отдых. | Граммофон. | Эстетический отдых. |
IV. 1. Как создать механизмы воспроизводства (копирование). | Создание пишущей машинки. | 1. Появилась профессия для женщин. 2. Развитие торговли. 3. Появление рекламы. 4. Облегчение труда редакторов и писателей. |
2. Как облегчить труд швеи. | Ножная и ручная швейная машинка. | 1. Одеваться лучше стали. 2. Появились магазины готового платья. 3. Занятость женщин. |
V. 1. Как сохранить образ любимых и родных. | Фотография. | 1. Возможность иметь семейный альбом. 2. Интерес к роду, семье. 3. Изменеия в духовной жизни. |
2. Что делать с модой? а) Как за ней угнаться? б) Как сделать ее удобной? | 1. Юбки, расширенные к низу. 2. Шаровары. 3. Шляпы с перьями, цилиндр. 4. Костюм «тройка», фрак, смокинг. | 1. Стала более удобной одежда. 2. Одежда имела определенное назначение. |
Домашнее задание:
- Сделайте вывод о значении технического прогресса.
Вывод делают сами учащиеся. Ответ должен звучать приблизительно так:
- Технический прогресс менял повседневную жизнь людей. Удобный и общедоступным становился транспорт, совершенствовалась планировка квартир. Современные средства связи облегчили общение, а газеты и радио приносили прямо в дом все новости. Расширялись мир увлечений и возможность найти работу.