Загрузить презентацию (55,48 МБ)
Тема: “Мотивы пути и дороги в отечественном искусстве”
Педагогическая технология: “Диалог культур”
Тип урока - комбинированный
Цели и задачи урока: раскрыть философское звучание различных оттенков мотива дороги в литературе, музыке, изобразительном искусстве, проследить эволюцию мотива дороги, начиная от русского фольклора и заканчивая современными произведениями.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
Модуль урока
1. Организационный
Символы в жизни и искусстве
Центральные символы-образы любой культуры — солнце, дерево, дорога.
Люди верили, что они наделены священными силами, и почитали их.
Солнце дает свет и тепло и является символом жизни.
Дерево растет, а теряя листву, обретает ее вновь и вновь, т. е. как бы умирает и воскресает. Поэтому, в соответствии с древними религиозными верованиями,
дерево — символ Вселенной
Загадка
Если бы я встала – небо бы достала,
Руки да ноги – вора бы связала,
Рот да глаза – всё б рассказала.
Слайд 1,2, 3 – загадка, титульный, введение в тему
2. Повторение
Вечные проблемы жизни – рождение, любовь, материнство, война и мир, болезни, голод, страх, смерть, взаимоотношения: человек - общество и другие...
3. Изучение нового материала
Для русского человека особое значение имеет образ-символ дороги.
Жизнь человека уподоблялась дороге, которую должен был пройти каждый.
Народные обряды, отмечавшие основные вехи жизни человека — от рождения, крещения, свадьбы, вплоть до смерти, — отражали его представления о ценностях бытия и одновременно воспитывали и обучали, формируя культуру восприятия пространства и времени. Дорога издавна подкупает и привлекает русского человека новыми возможностями, свежими впечатлениями, заманчивыми переменами.
Чаще всего образ дороги в произведении воспринимается в качестве жизненного пути героя, народа или целого государства. “Жизненный путь” в языке - пространственно-временная метафора, к использованию которой в своих произведениях прибегали многие классики: А. С. Пушкин, Н. А. Некрасов, Н.С.Лесков, Н. В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов и многие другие.
Образ дороги получил широкое распространение в искусстве, и прежде всего в фольклоре. Многие сюжеты народных сказок связаны с прохождением пути-дороги в прямом и переносном смысле.
Отечественное искусство знает немало музыкальных, живописных, графических произведений, которые посвящены образу дороги. Достаточно назвать имена композиторов: М. Глинки, П. Чайковского, С. Танеева, С. Рахманинова, Г. Свиридова; художников: И. Билибина, В. Васнецова, И. Левитана, Н. Рериха;
Образ дороги в сказке:
Продолжим тему...
Слайды 4-8
Слайд 5 - Муз фрагмент: Бородин “Богатырские ворота”
Слайд 6 - Хачатурян “Полёт шмеля”
Образ Руси, бешено несущейся по неизведанной дороге, не так оптимистично безмятежен, как может показаться с первого взгляда.
Слайд 9 - И.Левитан. “Владимирка”
Исконная русская тема бесконечной и безрадостной дороги — не просто разбитой и неустроенной проселочной дороги, а символа страдания и слез — отражена в картине И. Левитана “Владимирка”. Это печально известный Владимирский тракт, по которому ссыльных каторжан гнали в Сибирь. Неумолимо тянется за горизонт дорога, свинцовые тучи, повисшие над ней, плотно закрыли солнце: ни просвета, ни лучика, ни надежды. Монотонный, равнинный ландшафт дышит безысходностью и тоской. Чья-то сиротливая могила на перепутье и осеняющий себя крестным знамением одинокий странник.
Слайд 10
...Уж по той ли дороженьке по широкой
Еще шли-прошли солдаты новобраны,
Идучи, они солдаты плачут,
Во слезах они дороженьки не видят.... Уж как шло горе по дороженьке,
Оно лыком, горе, связано
И мочалом препоясано...
В таких народных песнях, как “Не одна-то ли во поле дороженька”, “Ах, ты поле мое” и др., дорога вызывает в душе человека переживания, связанные с чувством любви к природе, родному краю, близкому человеку. Как правило, песни подобного рода отличаются распевностью, широтой дыхания, развитой мелодикой. Интонации этих песен переплетаются с поэзией народной речи. Создается чрезвычайно красочный и выразительный, прямо-таки зримый образ, который захватывает человека целиком.
Слайд 11 – В.Перов Последний кабак у заставы
Слайд 12 - А.Саврасов. Распутица, Зимняя дорога
Слайд 13 – И.Репин “Бурлаки на Волге”
Особый пласт народной культуры составляют ямщицкие, бурлацкие песни, песни бунтарской вольницы, каторги и ссылки, в которых образ дороги переплетался с гражданскими, протестными мотивами и ассоциировался со свободой, волей. Примером могут служить песни “Ах ты, степь широкая”, “Степь да степь кругом”, “Колодники”, “Ямщик, не гони лошадей” и др. Здесь нашли преломление творческие устремления различных кругов общества: и городского населения, и интеллигенции, и студенческой молодежи.
Слайд 14 – 20
– Набережная Москва-реки
– Аничков мост Санкт-Петербург
– Театральная площадь
– На манежной площади
– Московский тракт, музыка М. Глинки “Попутная песня”
– Нижегородская Ярмарка
- Железная дорога
Слайд 21 - А.Дейнека “Оборона Петрограда”
Есть музыкальные сочинения, непосредственно передающие переживания от пути, дороги, быстрой езды, например: “Попутная песня” М. Глинки, “На тройке”
П.Чайковского (из цикла “Времена года”) или “Тройка” и “Зимняя дорога” Г. Свиридова (из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина “Метель”).
Есть и такие, в которых образ дороги раскрывается в философском, религиозном ключе, например, у С. Рахманинова (Прелюдия) или в кантате С. Танеева “Иоанн Дамаскин”.
Дорожной тематике посвящено немало романсов, песен, многие из которых стали народными, например: “Мой костер”, “Что ты жадно глядишь на дорогу”, “Выхожу один я на дорогу” и др.
4. Промежуточное закрепление
Слайд 22 - Назови произведение...
А.
...“Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади... летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства”.
Б.
...Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне...
В.
...Так думал молодой повеса,
Летя в пыли на почтовых,
Всевышней волею Зевеса
Наследник всех своих родных...
Г.
... На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков...
Зачитать отрывок из произведения Н.В. Гоголя “Мёртвые души” -
(возможно подготовленный ученик)
- И какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: "черт побери все!" - его ли душе не любить ее? Ее ли не любить, когда в ней слышится что-то восторженно-чудное? Кажись, неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь, и все летит: летят версты, летят навстречу купцы на облучках своих кибиток, летит с обеих сторон лес с темными строями елей и сосен, с топорным стуком и вороньим криком, летит вся дорога невесть куда в пропадающую даль, и что-то страшное заключено в сем быстром мельканье, где не успевает означиться пропадающий предмет, - только небо над головою, да легкие тучи, да продирающийся месяц одни кажутся недвижны. Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи. И не хитрый, кажись, дорожный снаряд, не железным схвачен винтом, а наскоро живьем с одним топором да молотом снарядил и собрал тебя ярославский расторопный мужик. Не в немецких ботфортах ямщик: борода да рукавицы, и сидит черт знает на чем; а привстал, да замахнулся, да затянул песню - кони вихрем, спицы в колесах смешались в один гладкий круг, только дрогнула дорога, да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход - и вон она понеслась, понеслась, понеслась!.. И вон уже видно вдали, как что-то пылит и сверлит воздух.
- Что нового вы услышали в этом отрывке о русском человеке?
Изучение нового материала (продолжение)
Тема дороги была подхвачена и в творчестве композиторов-песенников XX в. Пожалуй, символом этого направления стала написанная уже после Великой Отечественной войны (1946) Ан. Новиковым на слова Л. Ошанина песня “Эх, дороги”. В ней сжато и емко с философской глубиной отражена мысль о переживаниях в годы испытаний, потерь и лишений на том трудном пути, которые прошел человек в военную пору. Недаром, по свидетельству современников, эта песня - воспоминание стала любимой песней маршала Г. Жукова.
Подобно тому как “Священная война” А. Александрова стала символом своего времени и одновременно положила начало целому пласту песен военных лет, песня “Эх, дороги” подвела итог тем страшным и победным годам войны.
Можно сказать, что, продолжая традиции прошлого, эта песня выросла из них и стала художественным символом своей эпохи.
Слайд 23 - Муслим Магомаев (видеоклип)
Промежуточное закрепление
Слайд 24 В.Д. Фатеев
Слайд 25 - Продолжи список...
Слайд 26 - песня “Дороги, дороги...” (аудио) группа Любе
Во второй половине XX в. Образ дороги ассоциировался с романтикой освоения новых земель, работой геологов, строительством новых городов, гидростанций и пр. Показательна в этом отношении песня А. Пахмутовой “Геологи”. Часто использовалась тема дороги в получившей широкое распространение в 60—70-х гг. прошлого века авторской песне, звучавшей на туристических слетах, у походных костров.
Слайды 27-29 – региональный компонент
Герб Челябинской области.
Верблюд – символ дороги.
Знаменитый Уфимский тракт.
5. Контроль (можно выбрать 2-3 задания)
Какими средствами композитору удалось осуществить ритмизацию действия?
6. Коррекция
Слайд 30 - домашнее художественно-творческое задание
Создайте компьютерную презентацию на тему “Образ дороги в творчестве русских и зарубежных художников” от 5 до 10 слайдов,
Или “образ огня в искусстве”,
“солнца..., дерева..., воды...”
Слайд 30, 31 - Люблю дорогу я ... Вывод
У каждого свои причуды:
Кто любит деньги, карате и йогу...
Тот альпинист, кладоискатель,
Всё просто у меня – люблю дорогу!Всегда готова ехать, но не мчаться -
В бреду красот не увидать!
Нутром к природе прикасаться,
Ковшами прелести глотать.Мне ветер странствий греет душу,
Дурманит родины простор...
Не морем, небом – еду сушей
И дорог так простых полей узор!Надёжный штурман за баранкой,
Я жизнь ему на путь дарю,
Мои желанья спозаранку
Сбывает он, догнав зарю.И мил, и дорог, и прекрасен
Энергии стремительный поток
И от реальности уносит
Пьянящей свежести глоток...Неважно что в конце дороги –
Мираж несбывшейся мечты?!
Неважно всё – спасибо, боги
За вдохновение езды.
Дорога как художественный образ.
- Сегодня в нашем классе тишина,
Присядем перед дальнею дорогой,
Отсюда начинается она,
Уходит в жизнь от школьного порога...
Г. Артамонов (Курганский поэт)
Литература, источники