В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.
Практически все общепедагогические технологии представляется возможным использовать на уроках теоретического цикла в детской школе искусств.
Технологии проблемного обучения
Высокий уровень напряженности мышления учащихся, когда знания добываются собственным трудом, достигается применением проблемного обучения. В процессе урока учащиеся заняты не столько заучиванием и воспроизведением знаний, сколько решением задач-проблем, подобранных в определенной системе. Учитель организует работу учащихся таким образом, что они самостоятельно отыскивают в материале нужные для решения поставленной проблемы сведения, делают необходимые обобщения и выводы, сравнивают и анализируют фактический материал, определяют, что им уже известно, а что еще надо найти, выявить, обнаружить и т.д.
Проведение уроков с использованием проблемного обучения предполагает применение эвристического (частично поискового) метода.
На уроках при эвристическом методе могут проводиться следующие виды деятельности учащихся:
Данная технология с успехом используется на уроках музыкальной литературы и истории искусств.
Практический пример: Пользуясь дополнительной литературой и учебником составить "Воображаемое интервью с И.С.Бахом"
- Господин Бах, Вы написали огромное количество произведений. Их можно играть целый год, даже если исполнять ежедневно. Какое из них наиболее дорого Вам самому?
- О чем Вы хотели поведать людям, говоря с ними на языке музыки?
- Господин Бах, когда вы начали учиться музыке? Кто вас учил?
- Где вы получили образование?
- Господин Бах, кого из своих современников вы считаете выдающимися композиторами?
- Вы писали музыку во всех жанрах, существовавших в ваше время, кроме оперы. С чем это связано?
И т.д.
Технология эффективных уроков
Существует отдельная педагогическая технология, основанная на системе эффективных уроков. Автор - А.А.Окунев.
К нетрадиционным технологиям урока относятся:
- интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях; уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, деловая или ролевая игра, кроссворд, викторина;
- уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия;
- уроки на основе нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, урок любви, откровение (исповедь), урок-презентация, "дублер начинает действовать";
- уроки с имитацией публичных форм общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, "живая газета", устный журнал;
- уроки с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок от волшебника, урок на тему инопланетян;
- уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, дебаты в парламенте, цирк, патентное бюро, ученый совет;
- уроки, имитирующие общественно-культурные мероприятия: заочная экскурсия в прошлое, путешествие, литературная прогулка, гостиная, интервью, репортаж;
- перенесение в рамки урока традиционных форм внеклассной работы: КВН, "Следствие ведут знатоки", "Что? Где? Когда?", "Эрудицион", утренник, спектакль, концерт, инсценировка, "посиделки", "клуб знатоков" и др.
Практически все названные виды уроков могут быть использованы в ДМШ.
Например,
Практический пример: при изучении темы "Архитектура" предлагаю всем представить себя архитекторами, желающими участвовать в застройке родного города. Необходимо подготовить рисунок (плакат и т.п). сооружения, представить его на заседании "архитектурного совета" (педагог и все ученики), доказать его необходимость и пользу. После прослушивания всех участников происходит голосование, путем постановки на вывешенные плакаты с проектами разноцветных магнитов (у каждого ученика один магнит, поставить на свой плакат -нельзя).По итогам заседания "архитектурного совета" выбирается самый полезный и красивый проект. Работа оценивается следующим образом - все участники получают "5". Победитель еще одну "5".
Практический пример: упражнение "Дуэль" - назначается 1 дуэлянт, он может выбрать себе противника (противника может назначить и педагог), педагог играет интервалы (аккорды, ступени и т.п.) на слух, "дуэлянты" отвечают по очереди до первой ошибки одного из противников.
Метод проектов
Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов Основные требования к использованию метода проектов:
Результаты выполненных проектов должны быть материальны, т.е. как-либо оформлены (видеофильм, альбом, бортжурнал "путешествий, компьютерная газета, доклад и т.д).
Широкий простор для использования данной технологии на уроках музыкальной литературы, слушания музыки, истории искусств.
Практический пример: проект "Исследовательская деятельность учащихся на уроках теоретического цикла в детской школе искусств"
Данный проект находится в стадии формирования.
Участники :
Цель:
Мероприятия в рамках проекта:
Для более пристального изучения изучения возможностей использования метода проектов предлагаю ознакомиться с некоторыми положениями ученической конференции "Моцарт. Музыка. Судьба. Эпоха"
Проведение конференции:
Для участия в конференции перед зимними каникулами учащимся предлагаются темы. Распределение тем происходит по жребию, однако, в процессе работы над темой возможна ее замена.
Темы:
Технология "Развитие критического мышления через чтение и письмо"
Технология РКМЧП (critical thinking) разработана в конце XX века в США (Ч.Темпл, Д.Стал, К.Мередит). В ней синтезированы идеи и методы русских отечественных технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной.
Задача научить школьников: выделять причинно-следственные связи; рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся; отвергать ненужную или неверную информацию; понимать, как различные части информации связаны между собой; выделять ошибки в рассуждениях; избегать категоричности в утверждениях; определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам; выявлять предвзятые отношение, мнение и суждение; - уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения; подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи; отделять главное от несущественного в тексте или в речи и уметь акцентироваться на первом.
Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие "текст" трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал
Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала. Модели, рисунки, схемы и т.п. отражают взаимоотношения между идеями, показывают учащимся ход мыслей. Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение.
Составление конспектов, хронологически и сравнительных таблиц как раз существует в рамках этой технологии.
Практический пример: составление хронологической таблицы по жизненному и творческому пути композитора.
Годы | Город | События жизни | Произведения |
Практический пример: составление таблицы при изучении классической сюиты
№ | Название танца | Страна происхождения | Темп | Размер | Характер |
Практический пример: работа над анализом формы сонаты в творчестве венских классиков
№ части | Характер музыки | Тональность | Темп | Форма |
Теория поэтапного формирования умственных действий.
Авторы- Гальперин Петр Яковлевич - русский советский психолог, автор теории поэтапного формирования умственных действий (ТПФУД). Талызина Нина Федоровна - академик РАО, профессор МГУ им. М.В.Ломоносова, доктор психологических наук. Волович Марк Бенцианович - профессор Московского педагогического университета, доктор педагогических наук.
Последовательность обучения на основе теории поэтапного формирования умственных действий слагается из этапов:
Предварительное знакомство с действием, создание ориентировочной основы действия, т.е. построение в сознании обучаемого ориентировочной основы действия, ориентировочной основы действия (инструкция) - текстуально или графически оформленная модель изучаемого действия, включающая мотивацию, представление о действии, систему условий правильного его выполнения.
В традиционном обучении учитель имеет возможность судить о правильности работы каждого ученика в классе главным образом по конечному результату (после того как работы учеников собраны и проверены). При данной технологии требуется, чтобы учитель проконтролировал каждый шаг работы каждого ученика. Контроль на всех этапах усвоения - один из важнейших компонентов технологии. Он направлен на то, чтобы помочь ученику избежать возможных ошибок.
Прекрасная технология для работы над слуховым освоением интервалов, аккордов, и, особенно, для записи диктантов.
Практический пример: Урок сольфеджио, работа над диктантом у доски. К доске вызывается один учащийся, он пишет диктант на доске, проговаривая вслух все свои действия:
Дифференцированное обучение
В современной дидактике дифференциация обучения - это дидактический принцип, согласно которому для повышения эффективности создается комплекс дидактических условий, учитывающий типологические особенности учащихся, в соответствии с которым отбираются и дифференцируются цели, содержание образования, формы и методы обучения.
Способы внутренней дифференциации:
Принципы данной технологии необходимо применять на всех предметах теоретического цикла, в частности,
на уроке сольфеджио возможно выучивание наизусть из предложенных 5 примеров в четверти на "Отлично", 4 - на "4+", 3 примеров на "Хорошо", 2 -на "4-", 1 примера на "Удовлетворительно";
на уроке музыкальной литературы предложить контрольную работу на выбор - традиционную - на "отлично", с вариантами ответов - на "хорошо", с помощью учебника - на "удовлетворительно;
на уроке сольфеджио при записи диктанта "отлично с плюсом" получает тот, кто сдает диктант после 4 (другое количество) проигрываний и т.д.
ЛИТЕРАТУРА