Форма урока – педагогическая мастерская.
Цели и задачи урока:
1. Образовательные:
– провести анализ художественного произведения с помощью вопросов и различных заданий;
– повторить понятия “композиция рассказа”, “художественные средства языка”;
2. Воспитательные:
3. Развивающие:
Оборудование:
Слово учителя:
Писатель и время. Эти два понятия тесно переплетены. Писатель только тогда писатель, когда умеет выразить свое время, когда у него отзывчивое сердце, когда он тревожит читателя и заставляет его думать о мире и о себе в этом мире. Как жил? Что провозглашал? Что осуждал? Куда звал? Кто же для нас В.П.Астафьев? Это писатель. Личность. Человек. Гражданин, проживший жизнь с веком наравне.
Чтец:
“Переменилась моя родная Сибирь. Все течет, все изменяется, – свидетельствует седая мудрость. Так было, так есть, так будет. Так что же я ищу? Отчего мучаюсь? Почему? Зачем? Есть желание запомнить и рассказать доверительно в узком кругу увиденное, поразившее воображение, интересные факты из жизни, истории или явлений природы. Собеседник нужен всякому здравомыслящему человеку, иначе его задавит одиночество, и если его нет, собеседника, тогда человек склоняется к беседе с самим собой, доходит до бездонных глубин бытия, его одолевает вечная дума о смысле жизни”, – так появилась удивительная книга “Затеси”.
1. Что такое затесь? Давайте посмотрим, какое толкование этому слову дает Толковый словарь Ожегова.
Стес, сделанный на дереве топором или другим острым предметом; мета, по которой люди искали в тайге тропы, дороги.
Затесь – это мета, место, которое врезалось в память писателя, и при мысли о нем “сердце начинает работать с перебоями, биться судорожно”. “Затеси”, собранные в книгу с таким названием писались почти четверть века.
2. Чтение и обсуждение рассказа.
3. Работа в группах по рисункам.
Чтец:
“Нам не привыкать к потерям, – писал С.Залыгин, – но только до тех пор, пока не настанет момент потерять природу – после этого терять уже будет нечего”. Как чуткий художник Астафьев не мог оставаться в стороне от проблемы сохранения природы. А мы, люди, продолжаем ее уничтожать. И как возмездие – разрушение природы человека, посягнувшего на живой мир. Астафьевские “Затеси” оставляют добрые меты в памяти людей, и одна из самых глубоких зарубок будет как напоминание: в отношении к людям, к природе проявляется человек: его доброта, совестливость, любовь к родине, чувства гражданина. “И был бы он счастлив тем, что есть мир прекрасный вокруг него и он в этом мире есть причастный всему великому и живому, и понял бы он, человек, что назначение его на земле – творить добро”.
Какую мету оставил в ваших душах рассказ “Хвостик”?
(Сопоставить “Дерево” и “Сердце”. Высказываются все участники мастерской)