Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание литературы

Урок литературы в 8-м классе по рассказу В.П. Астафьева Хвостик по теме Земля – наш дом

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 641

Мокрецова Зайтуна Хамидулловна, учитель русского языка и литературы

Форма урока – педагогическая мастерская.

Цели и задачи урока:

1. Образовательные:

– провести анализ художественного произведения с помощью вопросов и различных заданий;

– повторить понятия “композиция рассказа”, “художественные средства языка”;

2. Воспитательные:

3. Развивающие:

Оборудование:

Ход урока

I. Организационный момент (настрой на урок).

II. Актуализация новой темы.

Слово учителя:

Писатель и время. Эти два понятия тесно переплетены. Писатель только тогда писатель, когда умеет выразить свое время, когда у него отзывчивое сердце, когда он тревожит читателя и заставляет его думать о мире и о себе в этом мире. Как жил? Что провозглашал? Что осуждал? Куда звал? Кто же для нас В.П.Астафьев? Это писатель. Личность. Человек. Гражданин, проживший жизнь с веком наравне.

Чтец:

“Переменилась моя родная Сибирь. Все течет, все изменяется, – свидетельствует седая мудрость. Так было, так есть, так будет. Так что же я ищу? Отчего мучаюсь? Почему? Зачем? Есть желание запомнить и рассказать доверительно в узком кругу увиденное, поразившее воображение, интересные факты из жизни, истории или явлений природы. Собеседник нужен всякому здравомыслящему человеку, иначе его задавит одиночество, и если его нет, собеседника, тогда человек склоняется к беседе с самим собой, доходит до бездонных глубин бытия, его одолевает вечная дума о смысле жизни”, – так появилась удивительная книга “Затеси”.

III. Работа над рассказом “Хвостик”.

1. Что такое затесь? Давайте посмотрим, какое толкование этому слову дает Толковый словарь Ожегова.

Стес, сделанный на дереве топором или другим острым предметом; мета, по которой люди искали в тайге тропы, дороги.

Затесь – это мета, место, которое врезалось в память писателя, и при мысли о нем “сердце начинает работать с перебоями, биться судорожно”. “Затеси”, собранные в книгу с таким названием писались почти четверть века.

2. Чтение и обсуждение рассказа.

3. Работа в группах по рисункам.

Чтец:

“Нам не привыкать к потерям, – писал С.Залыгин, – но только до тех пор, пока не настанет момент потерять природу – после этого терять уже будет нечего”. Как чуткий художник Астафьев не мог оставаться в стороне от проблемы сохранения природы. А мы, люди, продолжаем ее уничтожать. И как возмездие – разрушение природы человека, посягнувшего на живой мир. Астафьевские “Затеси” оставляют добрые меты в памяти людей, и одна из самых глубоких зарубок будет как напоминание: в отношении к людям, к природе проявляется человек: его доброта, совестливость, любовь к родине, чувства гражданина. “И был бы он счастлив тем, что есть мир прекрасный вокруг него и он в этом мире есть причастный всему великому и живому, и понял бы он, человек, что назначение его на земле – творить добро”.

IV. Итог урока.

Какую мету оставил в ваших душах рассказ “Хвостик”?

(Сопоставить “Дерево” и “Сердце”. Высказываются все участники мастерской)

VI. Домашнее задание.