Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание русского языка

Урок русского языка в 6-м классе, построенный на основе дифференцированного подхода, с применением компьютера. Тема урока: Суффиксы -к-, -ск- в прилагательных

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 424

Зарубина Светлана Геннадьевна, учитель русского языка

Урок начинается с повторения тех разделов, которые могут установить новый материал:

1) согласные в корне;

2) разряды прилагательных;

3) отличие полной формы прилагательных от краткой и их синтаксическая роль в предложении. Задания на экране компьютера и таблица .

Вызываем к доске трёх учеников; учащиеся следят за их ответами и готовятся к рецензии.

Первый ученик объясняет, как нужно проверять согласные в корне, добавляя примеры из домашней работы.

Второй ученик определяет разряды прилагательных и тоже добавляет примеры из домашней работы, объясняет правописание непроизносимых согласных в корне.

Близкая – близок устный – уста артиллерия
Скользкая - громоздкий – агрессия
Вязкая - местный - аппетит

(работает на компьютере, затем объясняет)

Учитель обращает внимание на третий столбик и говорит, что есть целый ряд слов с удвоенными согласными в корне, и предлагает эти слова, написанные на доске, запомнить , записать в словари , составить словосочетание или предложение.

Третий ученик даёт синтаксическую характеристику предложения (на карточке) и разбирает его по членам.

В старых пятиэтажках потолки низки, коридоры узки, кухни малы, но безликие дома скоро исчезнут.

Учитель подчеркивает важность умения отличать полную форму прилагательных от краткой.

Объяснение нового материала (тема записана на уроке).

Цель урока: научиться безошибочно писать суффиксы прилагательных –к- -ск-.

Вывешивается таблица, на экране – задания творческого характера (для сильных обучающихся)

Работа с новым материалом идет по разноуровневым группам.

Учитель привлекает внимание к таблице и предлагает желающим сделать выводы по теме урока.

-к- -ск- в прилагательных

В качественных В относительных
1. Вязкий ил – вязок 2. Стрелец – стрелецкий
Дерзкий поступок – дерзок рыбак – рыбацкий

Ткач – ткацкий

Француз +ск = французский

Матрос + ск = матросский

Кавказ + ск = кавказский

Одесса + ск = одесский

Объяснение и вывод делает кто-то из сильных учеников (по желанию). Помощь со стороны учителя требуется лишь с группой относительных прилагательных, в которой пишется суффикс –к-.

Объяснение нового материала и выводы, сделанные учеником, рецензируются как учащимися, так и учителем. При рецензии следует обратить внимание на выразительность ответа, на речь, где не должно быть недочетов, на полноту объяснения, убедительность, понимание сути и умения обобщать, а также подбирать свои примеры.

Учащиеся первой группы выполняют три задания творческого характера и работают самостоятельно. После выполнения работы в тетради – 3 ученика работают на компьютере , выполняя задания по очереди. Проверка. Выставление оценок. Например:

1. Образовать от прилагаемых слов имена прилагательные и подобрать к ним подходящие по смыслу имена существительные (задание на экране):

2. Заменить выделенные слова прилагательными с суффиксом –к- - -ск-.

Подготовится к объяснению второй части параграфа: “Мягкий знак перед -ск-”.

Вариант задания (высокий уровень):

Задание 1.

Придумайте и запишите предложения со словосочетаниями. Вставьте пропущенные буквы, суффиксы выделите.

Образец: Произошло резкое изменение погоды.

Рез..кое изменение ,богатыр..кое здоровье, дерз..кий налет, уз..кое место, Кавказ..кие горы, январ..кие морозы, июл..кая жара, матрос..кий танец, Тунгус..кий метеорит, плотниц..кие работы, вес..кие доказательства, стрелец..кий бунт.

Продолжается работа с учащимися второй и третьей групп. Ещё раз обращаем внимание на таблицу, уточняем наиболее важные моменты, затем прилагается общая работа для второй и третьей групп.

К прилагательным подобрать антонимы с изучаемыми суффиксами и образовать их краткую форму.

В прилагательных выделить суффиксы. Одно из словосочетаний ввести в предложение, усложнив его обращением.

Молодецкий шаг, богатырская сила, солдатская песня.

Ответы учащихся рецензирует учитель.

Вторая группа получает самостоятельное задание:

Вставить подходящее определение с изучаемыми суффиксами (задание на карточке).

… станицы раскинулись по всему Дону(казацкие).

… перешеек соединяет Крымский полуостров с материком (узкий).

Подул … ветер, и сразу стало холодно (резкий).

Составить схему третьего предложения. Первое предложение разобрать по членам.

Вариант задания (средний уровень)

Задание 1.

Из приведенного ниже перечня слов выпишите сначала все прилагательные в которых пишется –к ,а затем - -ск. Суффиксы обозначьте.

Октябрь..кий, сибирский, командирский, рыбац..кий, Олонецкий, скользкий, близ..кий, горняцкий, киргизский, апрель..кий,, июльский, узкий, молодецкий, январский,конский, рез..кий, индусский, рыцарский, декабрьский.

Продолжается работа с третьей группой. Здесь особенно важно учитывать и уровень обученности, и психологические особенности каждого при распределении заданий.

Одним прилагается прочитать параграф в учебнике (первую часть) и выполнить упражнение тренировочного характера; другим даются тренировочные карточки, где они смогут определить разряды, вставить суффиксы и т.д.; третьи выполняют задание , которое находится на экране компьютера под руководством учителя или учащихся, освободившихся от своих заданий.

Вариант задания (низкий уровень).

Задание 1.

Обозначьте суффиксы –к- и –ск- в прилагательных.

1. Вечер был ясный, тихий и свежий, как обыкновенно декабрьские вечера на Кавказе.
2. Мы охотились на озере Орса, где было всего несколько сантиметров чистой воды, а под ней лежал бездонный вязкий ил.
3. Был яркий январский день, всюду сверкало серебряное солнце.
4. Слетелись птицы со все сторон земли: французские синицы, бельгийские щеглы, норвежские гагары, голландские нырки.
5. Узкие улицы быстро наполняются людьми

Задание 2.

От данных географических названий образуйте прилагательные с суффиксами –к- и –ск-.

Франция - … Кавказ - …
Исландия - … Урал - …
Финляндия - … Пермь - …
Сибирь - … Псков - …
Кубань - … Волгоград - …
Турция - … Словакия - …

Проверка работ (выборочно у первой и второй групп, у учащихся третьей группы проверяется и оценивается каждая работа ). Начинать следует со второй группы (одна-две работы), затем можно прочитать одну-две работы учащихся первой группы.

Итоги урока подводит учитель вместе с обучающимися.

Домашнее задание дается дифференцированно: для сильной группы – составить тест для проверки знаний, для средней – составить сказку-миниатюру о правописании суффиксов –к- -ск-, слабые учащиеся выполняют упражнение из учебника.

Следующий урок лучше начать с небольшой проверочной работы для всех (словарный диктант, тест , составленный обучающимися сильной группы и т.п.). Учитель должен знать, что требует доработки и с кем из учащихся нужно ещё работать индивидуально, - иначе будут накапливаться проблемы в знаниях.