Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание МХК и ИЗО

Музыкально-литературная композиция по Детскому альбому: День, полный событий

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 277

Бекаревич Елена Викторовна, учитель музыки

" День, полный событий"

Действующие лица: дети семьи Чайковских – Петя, Николенька – старший брат, Александра - младшая, Зинаида – старшая сестра. Мама – Александра Андреевна, гувернантка Фанни Дюрбах, Няня, Баба – Яга, Шарманщик с поводырём, хор, кордебалет с солистами.

Для экономии места подробный сценарий с диалогами представлен лишь в отдельных сценах,(часть №2 и№3) во всех остальных случаях мы ограничимся сценарным планом.

Сцена 1."Зимнее утро" Ранним зимним утром Няня заходит в детскую комнату со свечой, наводит в ней порядок, подносит свечу к иконе, молится за здоровье своих любимцев. Исполняется №1 " Утренняя молитва". Далее появляются заспанные дети, они разговаривают о своих снах, о погоде. Выглядывают в окно. Звучит №2 "Зимнее утро" в исполнении всех детей и хора, который сидит перед небольшой сценой.. ) На фоне музыки (согласно сюжету песни) кордебалет разыгрывает сценку "Вьюга, снежинки и птичка" .Далее девочки Саша и Зинаида уходят с Няней помогать по хозяйству, а в комнате остаются мальчики Петя и Николенька, которые по просьбе Няни должны убрать свои игрушки по местам.

Сцена 2. "Игры мальчиков" Продолжает звучать фонограмма вьюги. Мальчики начинают наводить порядок в детской комнате, но потом отвлекаются разговорами.

Петя: Да, плохо приходится тому, кто сейчас в дороге.

Николенька: С пути можно сбиться, да и замерзнуть, а если еще и волки голодные встретятся…

Петя: (очень обеспокоенно) А как же папа? Вдруг он заблудился? Ведь обещал еще к вечеру вернуться…

Тут до их слуха доносится фонограмма подъехавших саней, слышно лошадиное фырканье, перестук копыт.

Николенька: Гости к нам что – ли спозаранку? Кто бы это мог быть?

Петя: Пойду, посмотрю. (уходит за ширму, откуда доносится его радостный голос) – Ура, ура! Папенька вернулись. Смотри, смотри, Николенька, что он нам привез! Угадай! (доносится лощадиное ржание)

Николенька:

Лошадь? Настоящая? С уздечкой! Как я мечтал о такой!

Петя снова выбегает на сцену с деревянными лошадками на палках. Говорит возбуждённо:

- Да тут не один, а два жеребца! Выбирай любого. Садись смелее, держись крепче, (помогая брату), не бойся. (Слышна фонограмма стука копыт.) Но –но! (строгим голосом обращаясь к лошади), - не балуй!

Николенька: А куда мы поскачем, Петя?

Петя: А туда, за тридевять земель, в лето, на зеленый луг, в наш сад. Пришпорим коней, поскакали. Но – но!

№3 "Игра в лошадки" (дуэт)

В процессе исполнения то Петя, то Николенька выбиваются вперед к зрителю, согласно своим строчкам, которые они поют по очереди. В конце номера они говорят "Тпр-р-ру-у-у" и останавливаются. В этот момент перед ними внезапно появляется Мама.

Раздается бой часов.

Мама: Что здесь за шум? ( переставляет стрелки часов на 9 утра)

Коля: А, мамочка, доброе утро (приглаживая растрепавшиеся волосы – кивает почтительно головой)

Петя: Доброе утро, мамочка ( оправляя на себе одежду, поклон головы).

Мама: (строгим голосом) Позвольте спросить вас, молодые люди, чем вы тут занимаетесь? Почему дом ходит ходуном?

Оба мальчика, слезая с лошадей и пряча их за спиной:

А мы… тут.. немножко поскака .…То есть поиграли!

Петя: Мы не хотели тебя беспокоить, но так получилось (сокрушенно).

Петя берет лошадей и убирает их в угол, затем ставит стул перед Мамой.

Николенька: Извини нас, мамочка, мы ведь так тебя любим.

Вместе: Ты такая добрая.

Появляется из-за кулис Саша:- Да-да, мамочка, мы вчера все вместе мастерили для тебя сюрпризы…

Мама: Для меня? Сюрпризы? Ах, вы мои птенчики! Ну, тогда покажите мне их скорей!

Дети под ручки усаживают маму на стул, сами идут за кулисы за сувенирами, возвращаются согласно своим строчкам.

Звучит №4 "Мама"(квартет)

Саша и Николенька вручают маме подарки, присаживаются с двух сторон возле ее колен, Петя и Зина (после своих "подношений") занимают места чуть дальше, за маминой спиной. Петя нежно обнимает маму за плечо. Мама держит в руках красивую плетеную корзиночку, которую подарила ей Саша, и все подарки принимает туда. Во время исполнения партий каждым ребенком, она любуется его подарком, а в конце ласково обнимает двух младших. Мизансцена напоминает старинную фотографию в жанре "Семейный портрет"

После пения, Мама:

- Ах, вы мои милые хитрецы! Дайте мне честное слово, что будете себя хорошо вести, а не то придется нанять для вас строгую гувернантку.

Петя: (успокаивающе)

-Не беспокойся, мам, мы будем благоразумны, я прослежу за порядком.

Коля: ( с пафосом)

-Ты нами еще будешь гордиться! Мы обязательно прославим нашу фамилию Чайковских на весь мир.

Петя: (вдохновившись идеей брата)

- И если будет война, мы станем храбро сражаться, как наш дядюшка Иван Петрович, папин брат!

Мама: (ласково потрепав их за плечи)

-Ну ладно, герои вы мои, я пойду распорядиться по хозяйству, а вы наводите в комнате порядок и приступайте к занятиям. Девочки пойдут мне помогут (уходят).

Фонограмма боя часов - 10 ударов.

Николенька переводит стрелки часов, рассуждает:

- Эх, долго ждать, когда еще французы опять на нас нападут (с сожалением). Пока вырастем, пока большими станем, а там, глядишь, и войны все закончатся, нам ничего не останется.

Петя: (вдруг осененный догадкой)

- А зачем нам ждать, когда вырастем? (заговорщицки, ловя удивленный взгляд Николеньки) Давай сейчас играть в войну. Доставай наших деревянных солдатиков из коробки, то есть из казармы. Стулья будут редутами (указывая на них или переворачивая).

Николенька:

- А здесь будет стоять батарея Раевского и пушка в засаде (вынимая игрушечную пушку).

Петя:

- Здесь в углу будет ставка главнокомандующего, (вешает на ширму или стенку Андреевский флажок), а наша комната отныне – Бородинское поле! (показывая рукой широкий жест).

Николенька: (с восторгом)

- Вот здорово! Только, чур – я буду генералом. Ладно?

Петя: Хорошо, тогда я - генералом-фельдмаршалом!

Звучит фонограмма старого военного марша для духового оркестра. Под эту музыку мальчики одевают себе на плечи заранее приготовленные на липучках эполеты, вешают на шеи ордена на ярких атласных лентах: Николенька - Георгиевский крест, Петя – маршальскую звезду, затем Петя вешает себе на шею бинокль, Николенька одевает кивер, оба берут в руки ружья.

Николенька, вдруг спохватившись:- Постой, Петя! А с кем мы будем сражаться? Кто наш неприятель?

Петя, на секунду задумавшись:- Гм, ну как же …Ну конечно же! Разумеется этот, как его – коварный серый волк. Он так и ждет ночи, чтобы напасть на наш караул и съесть Сашину

куклу. Неси ее скорей: наши храбрые солдатики будут ее защищать! (Сажают куклу на видное место)

Николенька: Верно! Пусть волк обломает зубы о русский штык и пулю.

Петя: - Давай сигнал, труби сбор.

Николенька: (выйдя на авансцену, обращаясь к залу)

- Эй, пехотинцы, гренадеры, артиллеристы! Скорее бегите к нам в детскую, пока взрослых нет. ( Из зала выбегает толпа ребятишек, одетых в крестьянскую одежду: подпоясанные длинные рубашки с заплатками поверх штанов, на голове некоторых – шапки, картузы.)

Петя, командует: - Стано – вись! ( ребята, толкаясь, равняются по росту). На знамя равняйсь! Смир-р-на! ( Берет Андреевский флажок, поднимает его над головой)

Петя и Николенька вдвоем:

- Приветствуем вас, солдаты и офицеры Преображенского полка.

Мальчики, вытянувшись:

- Здравия желаем!

Николенька:- По-о-лк, на месте … Шагом марш! (мальчики маршируют 4 такта)

Полк… песню… запе – вай!

Звучит №5 "Марш деревянных солдатиков" (Слова И. Масловой)

Первый куплет исполняется под четкий ритм барабана, на котором играет кто-нибудь из ребят, Петя и Коля тоже принимают участие в песне. По усмотрению режиссера ребята из хора могут тоже петь, либо играть на ксилофоне и всякого рода коробочках, создавая интересную полифонию ритмов.

Закончив петь и уже без сопровождения, мальчики продолжают маршировать на месте, пока не услышат команды Николеньки.

- Полк! На месте стой: раз- два.

Достает заранее приготовленное на сцене "донесение", свернутое в трубочку, с печатью на веревочке. Дети на сцене стоят смирно. Николенька разворачивает рулон до половины, читает громким "генеральским " голосом.

Николенька:

- Донесение из ставки: сражение закончилось полным разгромом неприятеля и нашей сокрушительной победой!

Дети: Ура! Ура! Ура!

Николенька четким парадным шагом направляется к Пете и, отдавая честь, передает ему бумагу. Петя разворачивая рулон до конца, читает дальше:

-Всем участникам похода объявить благодарность и вручить ордена.

Дети: Рады стараться, ваши высокоблагородия!

Петя и Коля вместе:- Вольно, разой–дись!

Дети: Есть!

В этот момент начинает звучать фонограмма старинного русского марша ("Гренадер" или "Старый егерский марш"). Мальчики строевым шагом по-одному подходят к "генералам". Николенька держит коробочку, а Петя достает из нее ордена и георгиевские кресты на разноцветных ленточках, которые вешает им на шеи через голову. Получив орден, ребенок, отдавая честь, уходит со сцены. Те, у кого головной убор, должны перед вручением ордена его снять (левой рукой), а правой рукой отдать честь.

Пока первые два мальчика проходят в зал, 3-ий и 4-ый на пути к ступенькам отвлекаются на Сашину куклу, которая сидит на стульчике на авансцене. Они, как крестьянские дети никогда не видавшие такой красивой игрушки, берут ее в руки, начинают ее с удивлением разглядывать, тянуть каждый в свою сторону. Между ними затевается возня, пока они не замечают, что в зал проходят награжденные последние 6 и 7 мальчики. Тогда они испуганно оглядываются, дергают куклу друг у друга, наконец кидают ее на пол; увидев, что она сломалась - хватаются за голову и опрометью бегут за своими товарищами в зал.

Аплодисменты (конец фонограммы)

Сцена третья: "Игры девочек".

"Генералы", занятые раздачей орденов, не заметили падения куклы.

Однако Николенька почуял что-то неладное. Он пристально всматривается на лежащую на полу куклу и сокрушенно говорит:

- Петя! А кукла все-таки пострадала…Упала со стула и внутри ее что-то хрустнуло.

Петя: Да, действительно, нехорошо получилось…А вдруг ее хватится Саша? Вот слез – то будет и нам не сдобровать…

Николенька: А может быть нам ее куда-нибудь спрятать на время?

Петя: Неплохая мысль, только вот куда?

Мальчики берут куклу в руки и спешно ищут место, куда бы ее спрятать, заглядывают под стулья, диванчик, столик. Между ними происходит примерно такой диалог:

Николенька: Вот, сюда!

Петя: Сюда нельзя, тут найдет.

Николенька: (с надеждой) А может туда, под стол?

В это время к ним из-за кулис выходит Саша. Она с удивлением спрашивает ребят:

Саша: Мальчики! Вы решили поиграть в прятки? Как интересно!

(Петя в это время заслоняет собой Николеньку, у того же в руках пострадавшая кукла. Они растерянно пятятся назад.) Саша раздвигает руками Петю. Вдруг она замирает, видя разбитую куклу.

Саша: Ах! (В ужасе, поднимая руки к лицу) Мальчики, что вы наделали?!

Мальчики: (как ни в чем не бывало) – А-а что?

Саша: Вы уронили мою куклу!

Николенька: А это…(притворно) Подумаешь, какие пустяки, извини нас, мы нечаянно…

Петя, подбадривающим тоном: На войне без потерь не бывает.

Саша: Да посмотрите же, (с отчаянием ) вы сломали ей ручку, и голова совсем разбита. Ей, наверное, больно.

Петя: (с легкой насмешкой) Вот выдумщица, ничего ей не больно, она же из глины. Если хочешь, то я тебе запросто склею твою ручку.

Николенька: А голову можно обмотать тряпкой, как раненому солдату.

Петя: И вообще, честно говоря, давно бы пора ее выбросить, уж больно она старая.

В этот момент Саша, будто услышав что-то очень страшное для себя, вздрагивает и еще сильнее прижимает куклу к себе.

Саша: (с возмущением и одновременно негодованием) Как выбросить? Ни за что! Она не старая, она больная, и я ее так люблю, что чувствую, как она плачет - тихо и тоненько.

Мальчики вместе: Что же ты предлагаешь?

Саша: (горестно вздохнув) Прежде всего, надо уложить куклу в постель, дать лекарство, поставить грелку и скорей послать за доктором.

Мальчики: Ну ладно, ( с удивлением пожимая плечами) странная какая-то…

Петя берет грелку и уходит за кулисы за горячей водой. Звучит фортепианное вступление к № 6 "Болезнь куклы". Николенька надевает на себя белый халат, шапочку с красным крестом, подходит к кукле, которая спелёнутая лежит на коленях у Саши, либо та ее катает в коляске. (1-ый куплет)

Исполняется №6 "Болезнь куклы".

Во втором куплете Николенька подражает действиям врача: "слушает" куклу через трубку, щупает пульс, дает с ложечки лекарство, расстроенно качает головой, наконец, бессильно разводит руками.

Возвращается Петя, неся грелку в руках.

Петя, немного скептически:

- Ну что твоя кукла? Не срослась ручка?

Саша, отрицательно кивая головой: - Нет.

Николенька (снимая костюм доктора): - Говорили мы тебе, что склеить надо. А так – что за вид? Только выбросить…И зачем тебе такая старая и некрасивая игрушка? Не понимаю.

(Саша начинает плакать).

Петя: (с жалостью, очень искренне, обнимая сестру за плечи):

- Ну не плачь, пожалуйста…Хочешь, я подарю тебе своего новенького деревянного солдатика? (берет его и подносит к Саше)- Вот уж он не разобьется, как не кидай его.

Николенька:

А хочешь поиграть с лошадкой? ( с готовностью протягивает своего коня)

Саша (отвергая все предложения):

Нет, Петя, нет, Николенька, спасибо. Никакие подарки мне мою Машу не заменят. Мне сейчас очень-очень грустно. Я уже никогда не смогу с ней играть как прежде. Придется отнести ее в чулан. Но прежде, мне бы хотелось с ней проститься в последний раз.

Кто-нибудь из мальчиков приносит коробку и ставит на стул ее чуть наклонно к зрителю. Саша бережно кладет куклу в коробку, сверху драпируется ткань. Мальчики стоят по бокам, Саша в центре за спинкой стула.

Исполняется № 7 "Похороны куклы".

Звучит вступление. Дети из хора встают. Первый куплет Саша поет одна в торжественном молчании окружающих ее. Во втором куплете начинают петь Петя и Николенька, а дети из хора (первый ряд по бокам сцены) образуют процессию: они начинают медленно с правой стороны цепочкой в ритме траурного марша заходить на сцену и огибают стул с куклой и стоящими ребятами. В руках у них белые цветы, либо букетики сухоцветов – они это все кладут в коробку, некоторые медленно посыпают дорогу блестками – снежинками, некоторые несут свои любимые игрушки, в надежде этим утешить Сашу (игрушки в таком случае ставят внизу возле стула). Совершив, таким образам круг по сцене, они возвращаются на свои места и стоят до окончания №7.

Во время исполнения 3-его куплета, Саша опускается на колени перед куклой, закрывает лицо руками и горько рыдает. Мальчики закрывают коробку крышкой и на фоне музыки важно относят свою ношу в чулан. Музыка заканчивается. Саша продолжает плакать.

В это время раздается бой часов, и одновременно из – за кулис появляются Мама и чем-то очень расстроенные и одновременно озабоченные мальчики.

Мама, участливо вглядываясь в их лица:

- Что случилось, дети? Почему вы все такие грустные? Ответьте мне, пожалуйста.

Саша, сквозь слезы, делая рукой потерянный жест в сторону чулана:

- Она разби…разби …лась.

Мама (удивленно оглядывает комнату): Да кто она? Ничего не понимаю, - ваза?

Саша:

Нет, - кукла! Николенька и Петруша играли в войну и разбили мою любимую старую куклу –у –у…( продолжая всхлипывать)

Петя: Но мы же не нарочно. Мы не хотели.

Николенька: Мы защищали ее от волка.

Мама, укоризненно качая головой:

- Ай – ай – ай! Теперь мне все понятно. Александра, доченька, немедленно вытри слезы, и успокойся. А вы, господа, будете наказаны. Няня, проводите Николая Ильича в темный чулан, а Петра Ильича в папин кабинет, и там пусть каждый крепко подумает о своем поведении. А ты, Сашенька, душа моя, поди ко мне, успокойся и не расстраивайся, мы что-нибудь обязательно придумаем. Может быть, хочешь послушать оркестрину?

Подходит к ящичку и заводит его. Начинает звучать вступление к №8. Этот номер можно в подражание оркестрине исполнить на челесте, металлофонах, виброфонах и т.д. Мама обнимает девочку, приседает перед ней на одно колено, вытирает слезки, утешает, гладит по головке.

№8 "Вальс" – дуэт.

Появляется из-за кулис Няня.

- Барыня, Александра Андреевна, (выглядывает осторожно). Куды коробку-то ставить? Илья Петрович приказали в залу внести - Сашеньку порадовать: сурпрыз какой-то.

Мама: Сюда, сюда, Филиппьевна. Спасибо, родная, к нам неси.

(Няня ставит на стул перед Сашей большую нарядную коробку и становится в сторонке)

Саша:

Мне подарок от папеньки? Но что там может быть? Новое платье? (оглядывает себя), новые туфли? (смотрит себе на ноги) Мама отрицательно кивает головой, улыбаясь - Тогда … неужели? Саша развязывает коробку…

№9 " Новая кукла".

На словах "Ах, как она прекрасна, мама " Саша достает куклу, прыгает от радости, кружится вместе с ней, прижимая ее к себе, целует. Обнимает маму, няню, все вместе уходят.

В этот момент им навстречу из-за противоположных кулис появляется Зинаида. Она задумчиво провожает взглядом ликующую от счастья сестренку и медленно выходит на авансцену.

Зинаида:

Как она счастлива, моя младшая сестренка! И ведь я, тоже совсем недавно, была такой же. Также радовалась новой кукле – как самому дорогому подарку и огорчалась до слез при виде сломанной игрушки… Но теперь…Все это ушло из моей жизни, и сегодня я чувствую себя совсем по-другому. И заветные мечты мои уже не куклы; и на сердце у меня какая-то смутная печаль и ожидание чего-то нового, прекрасного…Что со мною? Может, я взрослею? Кому же это все поведать – я не знаю…Но мне впервые так хочется писать стихи…С чего же начать? (На фоне вступления подходит к столику, берет альбом, перо, начинает писать, произнося первые строчки, будто ищет слова, второй куплет начинает петь). Свет на сцене постепенно гаснет, фокусируясь вокруг Зинаиды

№ 10 "Мазурка"

Музыка заканчивается, до слуха Зинаиды доносятся звуки народного гулянья, она спешно дописывает письмо, прячет его, уходит.

Слышен стук в дверь. Появляется Няня, прислушивается, стук повторяется. Она идет открывать. .В дверях толпятся крестьяне в народных костюмах с подарками .

Далее следует Сцена №4 "Народный праздник" (№№11.12.13), где крестьяне просят простить наказанных Петрушу и Николеньку в честь Прощеного воскресенья, угощают господ масленичными блинами. Появляются коробейники с различными товарами: бусами, лаптями, лентами. Девушки раскупают товары, берут каждая по народному инструменту: ложки, бубен, трещотка и исполняется плясовая "Камаринская". Крестьяне уходят, прощаясь.

Далее Сцена №5 "Домашние уроки".

Соответственно номерам 14,15,16,17,18 Фанни Дюрбах даёт уроки географии, живописи, французского и немецкого языка и урок поэзии. Этот раздел спектакля подробно напечатан в Приложении к журналу - М: "Начальная школа" – Уроки в начальной школе, поурочные разработки, пособие для учителя, 3 –ий класс, 2004 год, стр158 – 165. (ISSN 0027 – 7371)

Далее детей приглашает к рукоделию Няня (Сцена №6) и рассказывает им сначала смешную сказку №19, а затем страшную №20, где сама Баба – яга прилетает к детям на метле. Няня её прогоняет. Следующие пьесы сгруппированы вместе и представляют "Финал"

№№21,22 "Сладкая грёза" и "Песня жаворонка" – Зинаида предаётся мечтам о любви и о весне. В"Песне жаворонка"группа девочек изображают "сладкий сон" Зинаиды: они кружатся с зелёными веточками вокруг стула, на котором она сидит, играют на свистульках, подражая голосам птиц. Затем девочки исчезают.

Далее появляется Мама и все дети, они задаются вопросом о счастье. В этот момент к ним подходит слепой Шарманщик с поводырём. Он поёт о чудесном городе, где нет ни богатых, ни бедных. Поводырь подходит к Маме, детям. Они протягивают ему деньги. Шарманщик с поводырём уходят, все машут им вслед рукой.

Свет гаснет. Появляется Няня со свечой, говорит: - Ну, вот и закончился ещё один день,- день, полный событий. Все поют №24 "В Церкви"(включая шарманщика и поводыря) Звучит колокол. В конце пения солисты осеняют себя крёстным знамением и совершают поклон в зал. Аплодисменты.