Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание истории и обществознания

Обобщающий урок по истории в 5-м классе по теме Древний Восток

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 420

Старкова Эльвира Владимировна, заместитель директора по УВР

Цель:

Оборудование урока:

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель:

Развивает ветер паруса
Мчит корабль нас по океану знаний
Впереди препятствий полоса
Острова и множество заданий!

На доске рисунок корабля. (Рисунок 1).

II. Повторение по теме.

Учитель: Сегодня необычный урок - урок-путешествие. Нас ждут острова, чтобы не попасть в плен к пиратам и побывать на каждом острове необходимо верно выполнять задания.

Вот остров «Отгадай–ка»
Кто вас ждет здесь, угадай-ка!
Вам загадки от шутницы
Обезьянки баловницы!

На доске рисунки острова (Рисунок 2), обезьянки (Рисунок 3).

Учитель: Определите, какие правители древности могли написать о себе приведенные ниже слова! Какими государствами они управляли? Покажите на карте государства!

  1. Я – царь, превосходящий прочих царей, даровавший жизнь Уруку, проведший обильную воду его населению! По велению Шамаша, великого судьи небес и земли, да воссияет в стране моя справедливость! Пусть мои законы не имею нарушителя! (Хаммурапи).
  2. Я встал впереди моих победоносных воинов, указывая своими шагами путь каждому человеку! и лошадь шла за лошадью! Крепость покорилась моему величеству! Велика мая мощь, велика власть бога Амон-Ра над всеми чужеземными странами! (Тутмос).
  3. Я царь чью мудрость восхваляют по всему свету! Мне удалось заключить союз с фараоном Египта и женится на его дочери! Это обезопасило границы моего государства, и я с гордостью могу сказать: «Каждый жил спокойно под виноградником своим!» За то, что бог Яхве дал мне мудрое сердце воздвиг я в его честь храм и прославлял везде его имя! (Солон).
  4. Город Фивы захватили мои руки с помощью Ашшура! Награбил я добычу! Но не чуждо мне и прекрасное! Из всех военных походов везли по моему приказу в столицу книги и собирал я их в своем дворце! (Ашшурбанапал).
  5. Я - царь великий, царь царей, царь этой земли! Мне достались 23 страны, они стали мне подвластны, приносили мне дань! Эти страны следовали моим законам! (Дарий I).
  6. Я подчинил себе всю страну, кроме крайнего юга! На девятом году правления завоевал соседнее государство Калингу, убил вовремя покорения 100 тысяч человек и ужаснулся! Согласно заповедям Будды, построил я монастыри, распространил его учения в соседние страны! (Ашока).
  7. Я сын Неба, объединив Поднебесную, принял титул первого императора династии! Обрушил мощь империи против варваров, живущих на севере, чтобы они не нарушали спокойствие империи, построил стену в десять тысяч ли! (Цинь Шихуан).

Учитель: Молодцы ребята, вы справились с заданием, и мы можем плыть дальше!

Прояви свою смекалку
Ты на острове «Решай-ка»!
Камни, рифы одолей,
Попусту воды не лей!

Корабль подплывает к острову. (Рисунок 4).

Задачи:

  1. Сколько лет и полных веков продолжается наша эра? Какой год был раньше: 40 год до нашей эры или 40 год нашей эры? На сколько лет раньше? Какой год был следующим за 40-м годом нашей эры?
  2. В 70 г. до н. э. поставили придорожный столб. В прошлом году его перевезли в музей, сколько лет столб простоял у дороги?
  3. В 2005 г. были найдены останки двух захоронений, которые пролежали в земле 768 лет первое и 920 лет второе. Какое из них было сделано раньше и на сколько раньше?
  4. В 1980 г. археологи нашли остатки древнего поселения, которое было сожжено 600 лет назад. Когда произошло это событие?

Учитель: Очень хорошо справились с заданием.

Поиграть пришла пора!
Вот и остров, где игра
И на завтрак и на ужин
Такой нам остров очень нужен!

На доске остров. (Рисунок 5).

Ш. Физкультминутка:

Ветер сильно вдруг подул (руки вверх и наклоны в сторону)
Волны высоко взметнули (руки сцепить в замок и выполнять волнообразные движения)
Наш кораблик накренился (наклоны вперед назад)
И к Земле поторопился (бег на месте)
Мы на сушу все сойдем (ходьба)
С облегчением вздохнем (вдох, выдох).

Учитель: Отдохнули, поиграли, можно путешествовать дальше!

IV. Работа по пройденной теме.

Учитель:

Остров странный впереди
Таких нам больше не найти!
Надо нам кроссворд решить,
Чтоб по океану дальше плыть!

На доске остров (Рисунок 6), кроссворд (Рисунок 7).

Задание к кроссворду.

Учитель: Если вы правильно решите кроссворд, т в клетках, выделенных рамкой, прочтете, как называли мальчиков, готовившихся в городах Древнего Двуречья стать писцами.

По вертикали:

  1. Число чудес света (так греки и римляне называли самые замечательные творения человека).
  2. Древний город в Малой Азии, где начиналась «царская дорога».
  3. Китайский мудрец, утверждавший, что благородный человек винит себя, а ничтожный – других.
  4. Древнегреческий историк, описавший строительство египетских пирамид.
  5. Богач, который наживался на том, что давал серебро или другое имущество в долг.
  6. Приближенный царя, обычно знатный и богатый человек.
  7. Сохраненное для вечности, высушенное тело умершего.
  8. Отказавшийся от общения с другими людьми, живущий уединенно человек.
  9. Наименование четырех групп людей, к одной из которых с самого рождения принадлежал каждый индиец.
  10. Человек, занимающийся в научных целях раскопками.
  11. Перевод на русский язык слова, которым называли знаменитого индийского мудреца.
  12. Один из главных городов Персидского царства, в котором заканчивалась «царская дорога».

Учитель: Кроссворд разгадали, можно отправляться в путь! Но кто это?

Не дают пираты ходу,
У пиратов разбой в моде!
Можем мы отпор им дать,
Все что нужно прочитать!

На доске рисунок острова (Рисунок 8) и рисунок Пирата (Рисунок 9).

Задание: Расшифруйте криптограммы и прочитайте высказывания древних мудрецов.

1. «Заживает рана, нанесенная стрелой, вновь поднимается лес, вырубленный топором, но не заживает рана, 212343221 1186954671075!

Ключевые слова:

Полный текст криптограммы:

«Заживает рана, нанесенная стрелой, вновь поднимается лес, вырубленный топором, но не заживает рана, нанесенная злым словом».

2. Быть человечным или не быть – это зависит 1234522167887 – 91011!

Ключевые слова:

Полный текст криптограммы: «Быть человечным или не быть – это зависит только от нас самих).

V. Итог урока.

Учитель: Молодцы!

Океан преодолели,
Обогнули рифы, мели.
За острый ум и за смекалку
Отметки дарит остров «Награждай-ка»!

На доске рисунок острова (Рисунок 10).

В ходе игры ребята за правильный ответ получают жетон (Рисунок 11). По количеству набранных жетонов ученики получают отметку.

Учитель:

Молодцы, работали дружно, справились со всеми заданиями! А сейчас давайте запишем домашнее задание: задание № 92, 93, 94, 95 в печатной тетради

Г. И.Годер «Рабочая тетрадь по истории Древнего мира» выпуск 1 Москва «Просвещение» 2007.


x