Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание экологии

Проект Дадим Земле передышку

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 310

Антонова Ирина Павловна, учитель химии

Девиз:

“Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня – и я научусь”
(старинная китайская поговорка)

Дидактические задачи проекта:

Методические задачи проекта:

Основополагающий вопрос:

Аннотация проекта.

Проблема химического загрязнения окружающей среды легла в основу проекта “Дайте Земле передышку!”, объединяющего в себе исследования учащихся 9-11-x классов, выполненных ими с использованием информационно-коммуникативных технологий. Тема проекта актуальна для жителей планеты Земля, т.к. все народы мира заинтересованы в чистоте окружающей среды. Данная работа предлагает школьникам изучение широкого круга вопросов по химии, биологии, экологии, валеологии. В процессе работы учащиеся выступили в роли экспертов, которые раскрывают проблему охраны природы и глобальных экологических проблем. Они использовали при этом проблемно-поисковые и исследовательские методы. В проектную работу были вовлечены даже самые пассивные ученики, и они выполняли творческие задания, по объему превышающие обычный урок в несколько раз. Наша задача – вооружить учащихся такими знаниями, которые позволили бы им занять достойное место в обществе. Для этого мы внедряли такие формы и методы обучения, которые предусматривали бы целенаправленное развитие у них интереса к предмету, самостоятельности и творчества. При этом дети не получали знания в готовом виде, а должны были приобретать их в ходе поисковых заданий, проблемной ситуации, активизации познавательной деятельности. В данном проекте мы рассматривали вопросы охраны окружающей среды и влияния вредных выбросов в атмосферу и гидросферу города Уссурийска, Дальневосточного региона и всей планеты на организмы человека, животных и растений. Он направлен на поиск оригинальных идей в преподавании химии, и предполагает творческое усвоение учащимися ряда учебных тем. Это позволит ученикам более внимательно изучить темы “Кислоты”, “Теория электролитической диссоциации”, “Гидролиз солей”. Научит детей писать уравнения химических реакций, решать задачи с производственным содержанием, заботиться о своем здоровье, проводить научно-исследовательскую работу с образцами воды и почвы, сформирует коммуникабельность учащихся при проведении совместных исследований и социологических опросов. Работа над проектом позволит учащимся ответить на проблемные вопросы и темы учебной программы, а также в рамках проекта часть уроков отводится под обсуждение теоретических положений с использованием методических материалов учителя. В проектной исследовательской работе демонстрируются приемы экспериментального исследования с использованием дидактического материала. Значительный упор делается на проведение учащимися самостоятельных исследований, как дома, так и в школьной химической лаборатории.

Темы исследований учащихся:

  1. “Деградация окружающей среды”. Презентация.<Приложение №1>
  2. “Озоновый слой и его влияние на человека и окружающую среду”. Презентация.<Приложение №2>
  3. “Радиация, ее влияние на человека и окружающую среду”. Презентация <Приложение №3>
  4. “Экологическая обстановка города Уссурийска” Презентация. <Приложение №4>
  5. “Ртуть и ее влияние на здоровье человека”
  6. “Химическое загрязнение акватории Японского моря”

Этапы и ход работы над проектом:

Способ реализации проекта и формы контроля:

Основная идея проекта:

В ходе работы учащиеся будут проводить самостоятельную исследовательскую деятельность через личностно-ориентированные технологии. Идея проекта состоит в том, чтобы определить качество состояния окружающей среды, сформировать представление о возникновении экологических проблем, воспитать ответственность за собственное благополучие. Смысл такого подхода в том, что школьники пытаются решить реальную задачу мониторинга окружающей среды, узнать, как человек живет в биосфере и как воздействие человека приводит к экологическим конфликтам.

Способы организации работы:

Работа по проекту проводится на уроках химии, во внеурочное время, на факультативе.

Учащиеся работают под руководством учителя с открытой, явной координацией. Учитель ненавязчиво направляет работу участников проекта, организуя отдельные его этапы.

Что сделано:

Все проекты защищены с оценкой “отлично”, демонстрировались на уроках химии, на практическом семинаре для учителей города, а также проводился “Круглый стол” на практическом семинаре для учителей Приморского края. В настоящее время работа над проектом продолжается, совершенствуется. Результатом коллективного проектного творчества является выставка работ учащихся, электронные презентации, буклеты, публикации и web-сайт.

Что планируется:

Проект набирает обороты, он перспективен, т.к. такие дисциплины как химия, экология, валеология и информатика выступают в нем рядом благодаря информационно-коммуникативным технологиям, что позволяет проникнуть в волшебный мир химических исследований.

Предполагаемые результаты:

Правила и принципы проектной деятельности:

Используемые ресурсы:

  1. Вернадский В.И. Живое вещество. – М.: Наука, 1978.
  2. Давыдова С.Л. О токсичности ионов металлов. – М.: Знание, 1991.
  3. Иорданский А.Д. Первый шаг в большую химию. Химия и жизнь. – 1992.- №8.-С. 17-21.
  4. Курдюков В.В. Последствия влияния пестицидов на растительные и животные организмы.- М.: Колос.1982.
  5. Лурье Ю.Ю., Рыбников А.И. Химический анализ производственных сточных вод.- М.: Химия., 1974.
  6. Моисеев Н.Н. Человек и биосфера. – М.: Молодая гвардия.1990.
  7. Монин А.С., Шишков Ю.А. Глобальные экологические проблемы. – М.: Знание,1991.
  8. Озернюк Н.Д. Экологическая биоэнергетика. – М.: Знание, 1989.
  9. Шустов С.Б., Шустова Л.В. Химические основы экологии. – М.: Просвещение. 1994.
  10. Яковлев Н.Н. Живое и среда. – Л.: Наука, 1986.
  11. Яншин А.Л., Мелуа А.И. Уроки экологических просчетов.- М.: Мысль.1991.