Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание экономики

Элективный курс Информационные технологии в экономике

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 463

Мокрушина Альбина Евгеньевна, учитель информатики Скворцова Юлия Владимировна, учитель экономики

В “Пояснительной записке к вопросам о проекте стандарта среднего (полного) общего образования” написано:

“При разработке Стандарта был полностью учтен объективно происходящий в условиях информационного общества процесс формирования новой дидактической модели образования, основанной на компетентностной образовательной парадигме, предполагающей активную роль всех участников образовательного процесса в формировании мотивированной компетентной личности, способной:

Информатизация образования – это сложный многоуровневый процесс, который нельзя свести к снабжению школ компьютерами, электронными учебниками и подключению к Интернету. В настоящий период времени необходимо рассматривать и развивать содержательную сторону использования технических средств. Техническое обеспечение, безусловно, является важной, но лишь обеспечивающей основой процесса информатизации.

Внедрение информационных технологий в процесс преподавания всех предметов влечёт за собой необходимость повышения информационной культуры педагога, внедрения новых методов обучения с использованием компьютерных технологий в следующих направлениях:

Следует заметить, что любая инновационная деятельность в образовательной сфере должна соответствовать стратегическим целям государства в области образования. Закон Российской Федерации "Об образовании" в качестве основополагающих выдвинул ряд таких целей, среди которых:

Использование основных программ компьютера

Основным потенциалом современных компьютеров являются, во-первых, огромные возможности глобальной сети Internet, во-вторых, прикладное программное обеспечение, входящее в пакет Microsoft Office.

1. Возможности Internet:

Несомненным требованием сегодняшнего дня для всех современных людей является высокая сетевая культура, умение использовать сеть Интернет для поиска, хранения информации, для организации эффективного взаимодействия с другими пользователями сети. Развитие Интернета за последние 2–5 лет в значительной степени осуществляется путем активного внедрения ряда принципов и технологий (например, сервисы Веб 2.0).

С помощью Веб 2.0 можно организовать следующую коллективную деятельность:

2. Возможности прикладных программ Microsoft Office:

  1. Microsoft Word – это программа, предназначенная для ввода и редактирования любого текста. Что дает Word? Во-первых, изготовление раздаточного материала (контрольные, самостоятельные работы, тесты и т.д.); т.е. личное задание повышает восприятие и понимание задания учащимися; во-вторых, это возможность качественно заниматься оформлением творческих работ (отчеты, проекты, рефераты и т.д.).
  2. Microsoft Excel – это программа для создания и обработки табличных данных, дает большие возможности построения диаграмм и графиков для визуализации и анализа числовой информации.
  3. Microsoft Access – программа, предназначенная для формирования баз данных.
  4. Microsoft Publisher – программа, предназначенная для изготовления буклетов, визиток, приглашений, календарей и т.д.
  5. Paint – программа для создания и редактирования изображений.
  6. Microsoft PowerPoint – программа для создания и редактирования мультимедийных презентаций.

Таким образом, применение новых информационных технологий на уроках экономики имеет два основных аспекта: компьютер как инструмент изучения экономики и компьютер как средство обучения экономике. Эти аспекты тесно взаимосвязаны в процессе обучения, т.к. любое общение с компьютером предполагает и то и другое.

Ожидаемые педагогические результаты

К числу планируемых результатов освоения программы отнесены:

• личностные результаты:

• метапредметные результаты:

• предметные результаты:

Цель программы: применение ИКТ при выполнении творческих заданий, экономико-математических задач и использование метода проекта на уроках экономики.

Задачи программы.

Использовать ИКТ для:

Программа элективного курса разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования, включая:

Новизна программы элективного курса заключается в следующем:

Кроме того, условием для успешного освоения учащимися программы элективного курса “Информационные технологии в экономике” является базовый курс экономики в соответствии с областной программой экономического образования школьников – 5-11 кл. (2002). В виду этого содержание курса экономики в программе дается на основе учебника Линькова А.Я., которое отличается от областной программы, а учебно-тематическое планирование увязывается с информационными технологиями.

Представленный вариант программы элективного курса рассчитан на учащихся 10-11 классов в объеме не двух часов, а одного часа в неделю.

Диагностика результативности работы

В рамках данной программы были проведены открытые мероприятия по защите бизнес проектов с представлением презентаций в Microsoft PowerPoint, на уроках информатики в разделах “Моделирование в среде MS Excel” и “Оптимальное планирование” учащимися 10 и 11 классов выполнялись задания из данного элективного курса по построению электронных таблиц, графиков и диаграмм. Оценивались задания по обеим дисциплинам – и по экономике, и по информатике.

Формы контроля

Текущий – проводится на каждом занятии преподавателем в соответствии с действующей системой оценок успеваемости.

Промежуточный - проводится путем проведения промежуточного тестирования, или открытых мероприятий по защите своих проектов по темам.

Итоговый – осуществляется при выполнении контрольных работ, включающих комплексные задания в виде проекта по темам интегрированного курса.

Литература

  1. Закон Российской Федерации "Об образовании"от 10 июля 1992 г. N 3266-1.
  2. Закон РФ "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 N 2300-1.
  3. Иванов С.И. Основы экономической теории – М.: Вита-Пресс, 2007.
  4. Информатика. Задачник-практикум: В 2 т./ Под ред. И.Г. Семакина: Т.1.- М.: Бином. Лаборатория знаний, 2002.
  5. Линьков А.Я. Экономика, учебник для 10–11 кл. – М.: Вита-Пресс, 2007.
  6. Линьков А.Я. Экономика: Практикум для учащихся 10–11 кл. - М.: Вита-Пресс, 2007.
  7. Лукьянова Р. С. Экономика. Система дидактических игр и творческих учебных заданий: учеб.пособие.- Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2007.
  8. Любимов Л.Л, Раннева Н.А. Основы экономических знаний - М.: Вита-Пресс, 2000.
  9. Мицкевич А..А. Сборник заданий по экономике.- М.: Вита-Пресс, 2004.
  10. Практикум по основам экономической теории /под ред С.И. Иванова.- М.: Вита-Пресс, 2006.
  11. Плетенева О.В, Гребенева Г.И. Программа “Экономика для классов не социально-экономического профиля” в сборнике “Экономика. Программы для организации профильного обучения в школе”. Н.Новгород, Нижегородский гуманитарный центр, 2007.
  12. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика,10 класс.- М:Бином. Лаборатория знаний, 2004.
  13. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика,11 класс. -М.:Бином. Лаборатория знаний, 2004.
  14. Симонов И. А, Лукьянова Р.С. и др. Областная программа экономического образования школьников. - Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2002.
  15. Украинцева А. А. Маркетинг в вопросах и ответах: учеб. пособие.- М.: ТК Велби, Проспект, 2006.
  16. http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii/

Приложение 1

Приложение 2