Класс 8
Предмет: геометрии
Цели урока.
Тип урока: комбинированный.
Методы:
Средства:
Структура урока:
1. Организационный этап (самоопределение к деятельности).
2. Актуализация знаний (проблемная ситуация и постановка учебной цели)
3. Организация самостоятельной деятельности учащихся по приобретению новых знаний.
4. Первичное закрепление устной речи.
5. Самостоятельная работа с самопроверкой.
6. Включение в систему знаний и повторений.
7. Рефлексия деятельности (итог работы)
8. Домашнее задание
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Комментарии |
1. Организационный этап (самоопределение к деятельности). | 1. Историческая задача (учебная беседа). (Приложение № 1, слайд № 1) В древнее время, после каждого разлива Нила египетским землевладельцам приходилось заново разбивать поля на участки, находить их границы. А для этого надо было уметь измерять площадь различных фигур: ведь поле может иметь какую угодно форму. Особенно тщательно поля измеряли чиновники фараона, которые собирали с земледельцев налоги. Как же быть, если не каждое поле можно разбить на прямоугольники и квадраты? Актуальна ли эта проблема в наше время? (Приложение № 1, слайд № 2) | Приводят свои примеры из жизни (купили дачный участок) | - подвести учащихся к целеполаганию через использование исторической справки о налогах за использование земельного участка; - коллективная работа; - раздаточный материал; - жизненный опыт; - создание проблемной ситуации. |
2. Предположим, что участки стали такой формы? (Приложение № 1, слайд №3, 1-й щелчок) Обсудите в парах: Как найти площадь каждой из фигур? Какие измерения нужно выполнить? (Приложение № 1, слайд № 3, 2-3 щелчки) | Определяют форму участка и предлагают способы вычисления площади участков. Раздаточный материал на каждую пару (парту). | ||
В чем разница между нахождением площади прямоугольника и параллелограмма? (Приложение № 1, слайд № 3, 4-5 щелчки) | Рассмотреть различные варианты. | ||
Какое открытие мы сделали? | Выдвигают гипотезу о вычислении площади параллелограмма. | ||
2. Актуализация знаний (проблемная ситуация и постановка учебной цели) | Что нужно измерить для того, чтобы найти площади этих четырехугольников? (Приложение № 1, слайд № 3.) | - Сторону квадрата. (Формула) - Длину и ширину параллелограмма. (Формула) - Провести перпендикуляр. - Высоту. | Если есть интерактивная доска, дети сами выделяют высоту. Обозначение задач с опорой на имеющиеся знания. |
Каким образом можно сформулировать цель урока сегодня? Записать тему урока на доске. (Приложение № 1, слайд № 4) | - Дети формулируют цели урока. Записывают тему урока в тетради. | ||
3. Организация самостоятельной деятельности учащихся по приобретению новых знаний. | Учебная задача: вывести площадь параллелограмма, но получать знания предлагаю самостоятельно. (5 мин.) | Самостоятельная работа учащихся с учебником. | Самостоятельная работа с учебником, осознание материала каждым учеником в своем режиме. |
4. Первичное закрепление устной речи. | Чем похожи формулы площади прямоугольника и площади параллелограмма? В чем разница этих формул? | Называют: - длина и ширина; - основание и высота; | Развивать устную речь для осознания, запоминания и усвоения; вариативность при применении формулы. Пропедевтика: задача на вычисление по такому же чертежу в домашнем задании. |
(Приложение № 1, слайд № 5). Что можно взять за основание? А за высоту? А что, только АD может являться основанием? А высота? | Предполагаемые ответы: АD. Ее нужно построить с помощью угольника. Может быть CD. Опусти перпендикуляр на CD. | ||
Постройте такой параллелограмм, диагональ которого является высотой. Прислушайтесь к сидящему рядом и дайте свою оценку. Что важней: построить высоту, являющуюся диагональю, или диагональ, являющееся высотой? Что важней для построения этого параллелограмма: BD - высота или BD - диагональ? (Приложение № 1, слайд № 6). | Работа в парах. На доске различные варианты построения.
Обсуждение. | ||
5. Самостоятельная работа с самопроверкой. | Устно решить №459 (а, в) а) S -? в) h -? | Считают, сверяют ответы в парах. | Обработка формулы. |
6. Включение в систему знаний и повторений. | Давайте посмотрим № 463. Прочитайте и обдумайте решение, предложите каждый свое (3-5 мин) Какие знания, полученные сегодня на уроке, могут вам помочь? | Ребенок выходит к доске со своей идеей. - Формула площади, - Основание известно, - Высоту можем опустить из вершины В или С. Но легче вычислить высоту, проведенную из вершины С. | Связь предыдущих знаний и вновь приобретенных, закрепление формулы. Обработка прямой и обратной задач. Повторение. |
Решить самостоятельно № 464 (в, б) Предложите способы решения. Постройте чертежи. | а) S = a * h, h = S/a. в) S = b * h, h = S/b. Оформляют задачу; Устная проверка (один человек). | ||
Найти углы параллелограмма, если его площадь равна 20 см, а высота, проведенная из вершины тупого угла, делит одну из сторон на отрезки 2 и 8 см, считая от вершины острого угла. (Приложение № 1, слайд № 7). Обратите внимание на формулировку задачи, особенно на последнюю фразу. (По желанию, два человека на обратной стороне доски.) | Обсуждают в парах, заслушивают решение работающих самостоятельно. |
| |
Что затруднило вас при решении этой задачи? Что помогло вам при решении этой задачи? | Не обратили внимание на концовку задачи. Знание свойства катетов равнобедренного треугольника. | Нахождение углов. Свойства равнобедренного треугольника. Практическая направленность проблемной ситуации. | |
(Приложение № 1, слайд № 8). Два соседа имеют земельные участки одинаковой длины, но разные по форме: один - в форме прямоугольника, а другой в форме параллелограмма. Длина изгороди участков одинаковая. Кто из соседей заплатит больший земельный налог и почему? | Работа в группах. Обсуждение проблемы, поиск решения, его оформление. | ||
7. Рефлексия деятельности (итог работы) | Перечислите мысленные операции, которые пришлось вам сегодня использовать? Какая из них далась вам труднее других? Как вы преодолели встретившиеся трудности? Достигли ли вы поставленных в начале урока целей? Над чем вам надо еще поработать? Сможете ли вы с ними справиться самостоятельно? | Высказывают свое мнение, отношение. | Анализ рефлексии. |
8. Домашнее задание | п. 51, №459 (б, г), № 460, № 465. (Приложение № 1, слайд № 9). Комментарии (инструкции). |
Литература.