Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Спорт и здоровье детей

Метод проектов как форма преподавания теоретической части предмета Физическая культура

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 477

Гаврилова Елена Владимировна, учитель истории, права, физической культуры Романова Галина Александровна, учитель физической культуры

В ходе модернизации образования, одной из основных задач в преподавании предмета «физическая культура» становится освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни. При реализации которой, мы неизбежно сталкиваемся с рядом трудностей: лишать детей столь необходимой двигательной активности в пользу изучения теории, либо изучать теоретическую часть вскользь, не акцентируя на этом большого внимания. Это заставило нас искать новые стратегии в преподавании именно теоретической части физической культуры. Практика показала, что наиболее рациональным является внедрение метода проектов. Это позволяет решать сразу несколько задач:

Презентация (Приложение 4)

Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, способствует развитию наблюдательности и стремлению находить ответы на возникающие вопросы, проверять правильность своих ответов, на основе анализа информации, при проведении экспериментов и исследований, заставляя детей исподволь изучать теоретическую часть предмета физическая культура.

В методе проектов предполагается обязательность исследовательских процедур, включающих в себя постановку проблемы, выбор объекта, предмета, формулировку цели и гипотезы; действия в определенной логике, получение результата и оценку его достоверности, новизны, значимости.

Много споров возникало именно в том, можно ли считать ли проектами работы учащихся в том или ином направлении и основным предметом спора были именно вопросы новизны и значимости. Но давайте исходить из интересов ребенка, что является именно для него новым и значимым на данном периоде обучения. Учащиеся условно самостоятельно, работая над проектом, констатирует новый, ему неизвестный факт, или анализируя полученные результаты, приходит к новому для него выводу, что само по себе повышает качество образования, т.к он превращается из объекта в субъект обучения, самостоятельно учится и активно влияет на содержание собственного образования. Таким образом, в повышении активности учащихся играет большую роль применение техно­логий проектного обучения.

Цели проектного обучения:

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которую они выполняют в отведенное для этой работы время, применительно к физической культуре большей частью внеурочное.
Виды проектов разнообразны. С. Хейнс выделяет следующие основные категории: информационный и исследова­тельский проект, обзорный проект, продукционный проект, проекты-инсценировки.

Информационные проекты

Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом. Выполнение проектов данного вида обычно не представляют затруднений у учащихся, которые с легкостью выполняют ее по предложенной структуре.
Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом:

В случае необходимости может вносится корректировка первоначального направления, дальнейший поиск информации по уточненным направлениям, анализ новых фактов, обобщение, выводы и т. д. до получения данных, удовлетворяющих всех участников проекта,

Темами информационный проектов могут быть: «Русские народные игры и забавы», «Мой любимый вид спорта», «История Олимпийского движения в России», «Применение лыжных ходов с учетом рельефа местности» и др. Они с успехом применяются при проведении «Дня здоровья», «Дня защиты детей», при проведении вводных уроков.

Исследовательские проекты

Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры проекта, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Примерами исследовательских проектов, применяемых в практике могут служить «Мое здоровье в моих руках», «Физическая культура в повышении моей физической и умственной работоспособности», «Оценка реализация программы «Здоровье» в гимназии» и др.Безусловно, нации нужны образованные, воспитанные, культурные люди, но главное, и с этим вряд ли можно спорить, нации нужны люди здоровые. И для родителей, не будем кривить душой, на первом месте стоит здоровье ребенка, а уж потом его успехи в математике и английском…

Совместно с врачами ЛРБ № 1 мы реализовывали сугубо индивидуальные проекты «Моё здоровье в моих руках», целью которых является приобщение детей с ослабленным здоровьем к адаптивной физической культуре. Здесь много положительных моментов. Дети с ослабленным здоровьем не «отбывают наказание» во время урока физкультуры на лавочке, а работают по индивидуальному плану, выполняя посильную физическую нагрузку. Ведя журнал самочувствия, учатся анализировать, делать выводы. Данный проект растянут во времени исполнения, поэтому высока роль промежуточного контроля за его выполнением, внесением корректировок. Для ребенка очень важна заинтересованность взрослых участников: учителя, врача и конечно родителей, а положительный эффект стимулируют к дальнейшей деятельности.

Творческие проекты

Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции, пр.). Оформление результатов проекта может быть в виде сборника, сценария, программы праздника, видеофильма и т. д. В такой форме были созданы проекты «Сочи 2014»

Приключенческие, игровые проекты

В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты работы могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Отмечается высокая степень творчества.

Практико-ориентированные проекты

Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно четко ориентирован на социальные интересы, интересы самих участников работы (газета, документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа действий, проект закона, справочный материал, пр.).
Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выходы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта.
Примером такого проекта может служить «Сказка о потерянном здоровье» (Приложение 1, Приложение 3). Это интересный интегрированный проект, в котором прослеживаются межпредметные связи таких школьных курсов, как физическая культура, биология, физика, право и ОБЖ. В работе над проектом участвовала команда из 15 учащихся 8-11 классов, из них 5 учащихся относятся по состоянию здоровья к подготовительной, а 2 к спецмедгруппе. В ходе реализации проекта к нам подключилась еще и группа учителей гимназии, которым данный проект показался интересным.

«Сказка о потерянном здоровье»

Цель проекта:

План работы над проектом:

  1. Мониторинг физического состояния учащихся гимназии.
  2. Изучение нормативной базы в области охраны здоровья школьников в Российской Федерации, локальных актов и программ, действующих в гимназии.
  3. Составление анкеты и проведения анкетирования учащихся 1-4, 5, 9, 11 классов с целью выявления навыков здорового образа жизни среди учащихся гимназии.
  4. Анализ полученной информации.
  5. Подготовка к защите проекта.
  6. Защита проекта.

Проведя, совместно с сотрудниками детского поликлинического отделения ЛРБ № 1 мониторинг физического состояния учащихся было установлено, что из 762 учащихся только 365 были отнесены врачами к основной группе здоровья, 322 к подготовительной, 69 к спецмедгруппе, шестеро учащихся являются инвалидами. Причем нами была выявлена следующая закономерность, 88,8% учащихся, отнесенных к подготовительной группе, обучаются в гимназических классах, из них 91,0% проживает в полных семьях.

Следующим этапом работы учащихся было составление анкеты (Приложение 2), в которой мы попытались выяснить образ жизни учащихся, режим двигательной активности во внеурочное время, режим дня, рацион питания в гимназии и дома, знания учащихся в вопросах сохранения собственного здоровья. При составлении анкеты учли рекомендации и школьного психолога.

Проведя анкетирование учащихся начальной школы, учащихся 5, 9, 11 классов, аналитическая группа вновь взялась за работу. Результаты, полеченные в ходе опроса респондентов, были неутешительные: режим дня соблюдают 18% учеников гимназии, причем 90% из них это ученики начальной школы и 5 классов; знают о сбалансированном питании и стараются его придерживаться 32% респондентов, а 54% отдают предпочтение фастфуду; из семейных ценностей практически ушли активные формы отдыха (туристические, пешие, лыжные и велосипедные походы) лишь 8% учащихся посещают вместе с родителями в выходные дни катки, или бассейны; 45% посещают спортивные секции, танцевальные ансамбли, регулярно занимаясь физической культурой и спортом, и именно среди этой группы выявлено меньше всего пропусков занятий по болезни; различными формами закаливания серьезно занимаются только 2 человека; а утреннюю зарядку ежедневно выполняет лишь 1 человек.

Защиту проекта мы приурочили к Всемирному Дню защиты детей и для эффективности восприятия учебного материала для младших школьников решили провести ее в форме анимированного спектакля.

Взяв за основу сказку Ершова «Конек-горбунок», вместе с логопедом Поляковой Н.Ю. нами была создана «Сказка береги здоровье смолоду», которую мы и представили на суд учеников 1-5 классов.

Положительных результатов реализации данного проекта было много, но наиболее значимыми, на мой взгляд, являются следующие:

На основании ежегодно проводимого мониторинга физического состояния учащихся, создаются индивидуальные «Программы действий на учебный год», а затем и задание на лето.

Командно-административными методами привлечь учащихся к участию в проекте можно, но должного эффекта это не возымеет, гораздо важнее заинтересовать детей, а для этого необходимо реализовать следующую схему:

1. Подготовка к проекту

Приступая к созданию учебного проекта, следует соблюдать ряд условий:
– предварительно изучить индивидуальные способности, интересы, жизненный опыт каждого ученика;
– выбрать тему проекта, сформулировать проблему, предложить учащимся идею, обсудить ее с учениками.

2. Организация участников проекта

Сначала формируются группы учащихся, где перед каждым стоит своя задача. Распределяя обязанности, учитываются склонности учащихся к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы. При формировании группы в их состав включаются школьники разного пола, разной успеваемости, различных социальных групп.

3. Выполнение проекта

Этот шаг связан с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением этой информации, и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, постеры, презентации, кинограммы, викторины и др.). Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе. Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха».

4. Презентация проекта

Весь отработанный, оформленный материал надо представить одноклассникам, защитить свой проект. Для анализа предлагаемой методики обучения важны способы выполнения и представления проекта. На этом этапе ярко выражается специфика преподавания физической культуры. Защита может быть приурочена к «Дню защиты детей», или «Дню здоровья», либо это может быть рекомендация по организации самостоятельных занятий физической культурой, режима дня и т.п.

5. Подведение итогов проектной работы

Количество шагов – этапов от принятия идеи проекта до его презентации зависит от его сложности. Начало проектной деятельности школьников обычно очень простое – то, что имеет непосредственное значение для каждого из них.
Проектная технология, применяемая в преподавании физической культуры, формирует у учащихся следующие компетенции:

Все это превращает урок физкультуры из урока лишь двигательной активности в урок образовательного направления, ставит его в один ряд с другими основными предметами и несомненно повышает авторитет учителя физической культуры.

Литература:

  1. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования М., 2000
  2. Ястребцева Е.Н. «Как рождается проект: Из опыта внедрения методических и организационно-педагогических новвоведений». М., 1995.
  3. Чуракова О.В,, И.С.Фишман Компетентностно-ориентированный подход к образованию: образовательные технологии., выпуск1, Самара, 2002.