Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание русского языка

Основные способы образования слов в русском языке. 6-й класс

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 787

Удалова Олеся Геннадьевна, учитель русского языка и литературы

Цели урока:

Тип урока: урок-усвоение нового материала с использованием ИКТ.

Этапы урока:

Методы обучения: частично-поисковый, консультативный.

Формы организации познавательной деятельности: коллективная, индивидуальная.

Специфика класса: общеобразовательный.

Оборудование и материалы к уроку: учебник, тетрадь, проектор, компьютер, программа для создания презентаций

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Вступительное слово учителя

– Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами продолжаем изучение раздела под названием «Словобразование и орфография». В начале урока мы с вами повторим пройденный на прошлых занятиях материал. (СЛАЙД 1)

3. Повторение пройденного

– Мы с вами уже закончили разговор о чередующихся гласных в корне слова. Давайте вспомним их правописание.

-РАСТ- / -РАЩ- / -РОС- (вырастить-выращивать-вырос Искл: росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль) (СЛАЙД 3)
-ЛАГ- / -ЛОЖ- (положиться – полагаться)
-БЕР- /БИР-, -ПЕР- / -ПИР-, -МЕР-/-МИР- и др. (соберу-собирать) (СЛАЙД 4)

4. Самостоятельная работа на листочках по пройденному материалу (СЛАЙД 5)

Загорать на пляже,
Беречься от загара
Располагать свободным временем,
Школьный возраст
Утренняя заря
Молоко пригорело
Возлагать надежды
Полезные растения
Взобраться на пригорок
Гористая местность
Собираться за грибами
Запереть дверь

– Проверьте работу, передайте листочки с последней парты вперед.

5. Изучение нового материала

Мы с вами говорили: «Тема «Словообразование и орфография». Моменты, касающиеся орфографии, мы уже обсудили. А теперь давайте вспомним, что же такое словообразование? (Словообразование – раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слова). (СЛАЙД 6)
– А от чего и с помощью чего образуются новые слова. (Слова образуются от других слов и с помощью различных морфем)
– Правильно! Вот мы и подошли к основной теме нашего сегодняшнего урока. Сегодня я вам расскажу об основных способах образования слов в русском языке.

Способы словообразования:

Морфемный способ словообразования:

Способ сложения:

Сложносокращенные слова:

6. Упр. 123 (пис.) (по 1 человеку к доске)

7. Резерв: запись текста под диктовку («Февраль»)

Задание: записать предложения, прокомментировать знаки препинания, определить способы образования выделенных слов.

Февраль – наследник января, венец холодной поры, морозотрескучий и колючеметельный месяц.
В нем звенит первая робкая капель, вытягиваются длинные хрустальные сосульки, стекленеют южные склоны сугробов.
Февраль – предчувствие весны, последний месяц зимы, кривые и широкие дороги.

8. Домашнее задание: выучить сп-бы обр-я слов, уметь приводить примеры, упр. 126 (СЛАЙД 11)