Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание географии

Геологический калейдоскоп Удивительный мир камня

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 328

Абдуллина Ляйля Закировна, учитель

Цель праздника:

  1. Привлечение интереса к науке геологии, профессии геолога,
  2. Расширение знаний о минералах и горных породах,
  3. Знакомство с полезными ископаемыми своего края.
  4. Воспитание любви к родному краю, чувства патриотизма.

ХОД ПРАЗДНИКА

Вступительное слово учителя.

В первое воскресенье апреля отмечают свой профессиональный праздник геологи - люди романтической, но в тоже время мужественной профессии. Наверно, надо настолько любить камень, быть фанатиком своего дела, чтобы с наступлением тепла уезжать из своих уютных теплых домом в неуют полевой жизни.

Но обойтись без таких людей мы не можем. Попробуйте представить нашу жизнь без результата труда геологов: без железа, без алюминия, без нефти, без газа, без соли и список этот можно продолжать бесконечно.

Недаром в песне поётся:
Говорят, геологи-бродяги.
Только это, братцы, ерунда
Вы её попробуйте, достаньте-ка,
Догадайтесь, где она, руда.
Не просто себе бродяги:
Искатель, чудаки.
Геологи – работяги,
Копатели, ходоки.

Давайте об этих интересных людях споём “Песню геолога”.

На первый взгляд камни кажутся серыми и скучными. Но это только на первый взгляд. А стоит к ним присмотреться, и они откроют тебе удивительные, многообразные свои грани, затянут тебя в свой удивительный мир. И чем больше ты узнаёшь о камнях, тем больше хочется узнать.

Есть детская игрушка калейдоскоп. Сколько не крути калейдоскоп, узор не повторяется и завораживает. Также, наверно, и мир камней. Сколько не приглядывайся к ним, не изучай их, они будут одаривать тебя красотой своих удивительных граней.

Давайте же сегодня попробуем окунуться в этот удивительный мир. Сегодня у нашего калейдоскопа всего 8 граней. Но это только начало, ведь впереди лето.

Первая грань – Многообразие геологии.

Ученик: - Геология фундаментальная наука, целое семейство наук о строении, составе и эволюции земной коры и недр Земли.

Изучением камней занимается не просто геология, а группа наук, о которых нам расскажут члены краеведческого кружка.

  1. Минералогия – наука, изучающая минералы.
  2. Петрография – наука, изучающая горные породы, их состав минеральный и химический, условия залегания, классификацию.
  3. Палеонтология – наука, изучающая окаменелые остатки древних организмов
  4. Геммология - наука, изучающая драгоценные камни, их цены, спрос на ювелирные изделия, выращивание самоцветов, место драгоценные камней в литературе.
  5. Кристаллография наука, изучающая закономерности кристлломорфин, то есть внешний вид минералов.
  6. Тектоника - наука, изучающая формы и движение земной коры.
  7. Геохимия и геофизика – науки, сформированные на стыке наук.

Вторая грань – Поэты камня

Учитель: Камень очаровывает, влюбляет в себя навсегда. Вспомним рассказы Бажова. Людей влюбленных в камень, воспевающих камень, называют поэтами камня. ”

Ученик: Академик Александр Евгеньевич Ферсман - основоположник советской геохимии, неутомимый исследователь минеральных богатств нашей страны.

Он много лет работал на Южном Урале. С особым вниманием и любовью он занимался изучением уникальных яшм Кушкильдинского, Калканского, Мало-Муйнакского, Аушкильского месторождений Учалинского района Башкирии.

В годы первых советских пятилеток на Южном Урале, Ферсман приехал в Ильмены и выезжал отсюда в геологические партии. Он писал: “Специальная выставка минералов Южного Урала в нашем минералогическом музее в Москве должна отразить наши впечатления. Но главное выставка минералов не может передать, она не даёт той картины, которая наиболее врезалась в нашу память, не расскажет о тех людях, с которыми мы встречались”.

Число научных книг, статей, очерков Ферсмана превышает тысячу названий. Среди них широкой известностью пользуется “Занимательная минералогия”, “Занимательная геохимия”, “Рассказы о самоцветах” (показ книг).

Наряду с Ферсманом ещё много известных учёных уделяли большое внимание геологии, геохимии, биохимии. Для увековечения памяти этих людей были учреждены Золотые медали Вернадского, Карпинского, Ломоносова, а также премии Вернадского, Виноградова, Губкина, Карпинского, Обручева, Ферсмана и Шатского, которые присуждаются за особые заслуги и выдающиеся работы. Есть минералы, названные именами этих учёных: это ферсманит, ломоносовит, обручевит, вернадскит, виноградовит, карпинскит.

Третья грань – Мастерская Гефеста.

Учитель: Говорят, человек не устает наблюдать за бегущей водой, заворожено следит за языками пламени. Я бы сюда добавила созерцание камней самоцветов. Откуда же взялось это никогда не надоедающее многообразие. Что же происходит в подземных мастерских Гефеста.

Ученик: Гефест – бог огня и кузнечного ремесла у греков. У римлян – Вулкан.

В настоящее время примерно 2,5 тысячи минеральных видов, а с разновидностями более 5 тысяч. Ежегодно открывают 30 новых минералов. Главный источник образования минералов – подземная мастерская Гефеста – скрыт от наших глаз и находится глубоко в недрах земного шара. Здесь в результате процессов, связанных с внутренним жаром Земли и громадным давлением, образуется основная масса минералов. Образование минералов связано с застыванием и кристаллизацией расплавленной магмы. Так образовались гранит, габбро, базальт. Из-за разницы в температуре при кристаллизации (один кристаллизуется при температуре 1200 градусов, другие при температуре 600-700 градусов) происходит внедрение остаточного расплава в закристаллизовавшиеся породы и образование пегматитовых пород. При понижении температуры до 200-300 градусов выделяется вода – гидротермальный раствор, из которого образуется месторождение золота, серебра, свинца, цинка, урана, олова, ртути, мышьяка.

Затем происходит изменения у поверхности Земли под влиянием внешних факторов. Примером является гипергенные (заново образовавшиеся) минералы. Это различные россыпи: золото, платины, алмазов, гранатов.

Если магме удается вырваться наружу, образуются вулканические изверженные горные породы. Если магма остается в глубине, вырастают кристаллы различных минералов, образуются плутонические изверженные горные породы. Сначала кристаллизируется тугоплавкие, а затем легкоплавкие. А иногда одно смешивается с другим образуется магматические жилы.

Но ничего неизменного нет. Уже образовавшиеся минералы продолжают изменяться и образуют метаморфические минералы.

На поверхности Земли тоже происходит образование горных пород в течении длительного времени. Мы их называем осадочными

Четвертая грань – Многоликий кремнезём

Игра со зрителями

Вопросы:

1. Месторождение этого камня было открыто на Урале в конце XVIII века. Этот камень широко применяется в камнерезном искусстве. Он хорошо полируется и легко обрабатывается. Из него изготавливали роскошные вазы и чаши, которые хранятся Эрмитаже. Используется в ювелирном деле. Цвет алый, малиновый, розовый с характерными прожилками дендритами. О каком камне идёт речь? (Ответ: родонит).

2. Вспомнить строчки из стихов и песен, где упоминаются камни.

3. Перечислить разновидности кварца

Ответ: горный хрусталь – прозрачный

Аметист – фиолетовый

Дымчатый кварц – серый

Морион – чёрный

Цитрин – лимонный

Празиолит – луково-зеленый

Розовый кварц

Авантюрин – коричневый, желтоватый, красный с искрами

Празем – полупрозрачный луково-зелёный

Кошачий глаз

Соколиный глаз – синий, серо-синий

Тигровый глаз – золотисто-жёлтый,

Золотисто коричневый

Халцедон – серый, жёлтый, голубоватый

Хризопраз – изумрудно-, травяно-, яблочно-зелёный

Сердолик – красно-оранжевый

Сафирит - голубой

Плазма - светло-луново-зелёный

Гемотроп – темно- зелёный

Агат – разноцветный

Пятая грань - Край самоцветный

Учитель: Не боюсь повториться, сказав, что мы живём среди камней, камней разных, удивительных. Пожтому поправу мы можем сказать Башкортостан – край самоцветный.

Ученик: Освоение минеральных богатств Урала началось ещё в начале XVII века. При Петре I в 1700 году в функции которого входили добыча руды и выплавка металлов, поиски руд и строительство рудников. Ведущее положение в горной промышленности занял Урал. В это время на исторической арене появилась фигура уральского рудопромышленника башкира Исмаила Тасимова. Он сыграл решающую роль в учреждении Горного училища в Петербурге при Екатерине II, так как считал, что для правильного и экономного использования богатств края нужны сведущие руководители.

В это же время горнорудной промышленностью на Южном Урале начинают заправлять Демидовы, Твердышевы, Мосаловы. Подробнее о событиях тех времён можно прочитать в книге Гудкова и Гудковой “Из истории Южно-Уральских горных заводов XVIII–XIX веков”.

Железные руды добываются в Башкирии с XVIII века. Наиболее распространены залежи бурого железняка. Крупнейшим из железорудных районов является Зигазино-Комаровский, насчитывающий более 30 месторождений. Наиболее крупным является Туканское месторождение. Руда по узкоколейной железной дороге вывозилась на Белорецкий металлургический комбинат.

Марганцевые руды известны в Учалинском, Абзелиловском, Баймакском районах. Наиболее известны Кожаевское месторождение в Учалинском, Ниязгуловское – в Абзелиловском, Губайдуллинское в Баймакском районах. Эти месторождения разрабатывались во время Великой Отечественной войны.

Башкирии насчитывается более 100 месторождений хромитовых руд в Учалинском, Белорецком и Бурзянском районах. В настоящее время они промышленного значения не имеют.

Большое значение имеют медные руды. Основная добыча медных руд производится открытым способом в Учалах, Сибае, Бурибае. При переработке из руды, кроме меди, извлекаются цинк, сера, золото, серебро.

В Салаватском районе имеются алюминиевые руды - бокситы.

Нефть является наиболее важным полезным ископаемым республики. Первые нефтяные залежи были разведаны в 1932 году близ деревни Ишимбаево. Эти нефтяные месторождения образуют Ишибайский нефтяной район. Более крупным является Туймазинский нефтяной район, залежи нефти которого были открыты в 1937 году. Также крупными районами являются Шкапово-Белебевский, Арланский.

Около города Кумертау расположены крупные местрождения углей

Из строительных материалов в Башкирии большое значение имеют известняки (гора Шахтау у города Стерлитамак), гипсы, глины. Около Стерлитамака имеются также залежи каменной соли.

Горная Башкирия славится своими поделочными камнями – порфирами, мраморами, серпентинами, кварцитами, нефритами, родонитами, азуритом, малахитом. Особое место среди поделочных камней занимают башкирские яшмы. Яшма – понятие собирательное, объединяющее большое число кремнистых горных пород, которые отличаются большим разнообразием окраски. Особенно ценятся пейзажные яшмы. Башкирские яшмы известны с начала XVIII века. Изделия, выполненные из низ, пользуются мировой славой. Они хранятся во многих музеях мира. Наиболее известны яшмы калканская, мулдакаевская, аушкульская, уразовская, сафарофская, наурузовское.

Издавна людей волновал вопрос: “А есть ли на Урале алмазы?”. В 1896 году на Нижегородской ярмарке демонстрировалась стеклянная шкатулка, заполненная самородками золота, платины из Уральских недр, среди которых лежали 11 алмазов найденных на Урале на землях графов Шуваловых. Систематические поиски алмазов начались при советской власти, алмазы были найдены на реке Щугор. Сегодня мы знаем, что алмазы найдены и в нашем Белорецком районе у деревни Ахмерово.

Кроме этого, около деревни Исмакаево найдены магнезиты. Найдены и разрабатываются месторождения флюоритов на Суране. Подробнее об уральских самоцветах можно прочитать в книгах “Волшебные минералы”, “Яшмовый пояс Урала”, “Беседы о геммологии”, “От авантюрина до яшмы”.

Шестая грань – самоцветов россыпь.

Игра со зрителями.

Вопросы:

  1. Назвать минерал, из которого изготавливали самые древние очки (хрусталь).
  2. Он бывает ландшафтный, перистый, цветочный, моховой, глазковый, морозный. Что за камень? (агат).
  3. Этот камень переходил из рук в руки, начиная с 1000 года. Наконец в 1829 году он был преподнесен русскому царю как искупление крови русского посла Грибоедова, автора комедии “Горе от ума”, растерзанного толпой фанатиков. Сейчас он хранится в нашей стране, на нем выгравированы имена всех прежних хозяев. Носит имя Шах. Что за камень? (алмаз).
  4. Этот камень не пользуется при производстве железа. Он сырье для получения кислоты (плавиковой). А также используется в оптике. Что за камень? (флюорит).
  5. Каким полезным ископаемым сложен массив Крака? (хромиты).
  6. Назвать минерал, стоящий на втором месте после алмаза, но встречающийся реже алмаза (рубин).
  7. Перечислить ювелирные камни.

Седьмая грань – Музей-храм муз.

Ученик: В нашей стране более 130 заповедников. Два из них – Астраханский и Ильменский – были образованы ещё в 1920 году. Несмотря на не большую территории, равного Ильменскому заповеднику по богатствам нет ни в нашей стране, ни за рубежом. Территория заповедника вытянута на 41 километр. Климат континентальный. На территории заповедника очень много озёр – Миассово, Кисегач, Ишкуль, Тургояк. Очень богат растительный и животный мир. Но основное богатство заповедника – минералы, ради которых и был организован заповедник.

Чтобы добраться до минералов, надо расчистить жилы, обнажить участки. Такие участки называют копями. К 1990 году на территории заповедника насчитывалось 367 копей, в которых можно увидеть 260 минералов. Если пересчитать на единицу площади - это огромное количество. Поэтому Ильменский заповедник называют естественным природным музеем.

Восьмая грань – Талисманы и амулеты.

Учитель: Издавна камням приписывались магические силы и не без основания. Списки камней месяца рождения, списки камней недели составлялись еще в глубокой древности. Выделяли камни-талисманы, усиливающие положительные черты и качества, и амулеты, охраняющие от нежелательного воздействия. А что же находится сегодня в нашей малахитовой шкатулке (далее рассказы учащихся о талисманах и амулетах из сердолика, хрусталя, нефрита, александрита, рубина, агата и т. д. ).

Заключительное слово учителя.

Ну, вот и сверкнула последняя грань нашего калейдоскопа. Но это не конец, а только начало. Впереди лето. А поскольку сидя дома, камней не найдешь, нужно идти на экскурсии и в походы по родному краю в объятия голубой тайги (песня “Голубая тайга”).

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Ахметов С. Ф. Беседы о геммологии - М., 1989 г.
  2. Липовский Ю. О. Найди свой камень- М., 1997 г.
  3. Муталов М. Г. Волшебные минералы – Уфа, 1988 г.
  4. Минералогическая энциклопедия – Ленинград: “Недра”, 1985 г.
  5. Ферсман А. Е. Занимательная минералогия – Ленинград, 1975 г.
  6. Ферсман А. Е. “Занимательная геохимия - М. : Детгиз 1954 г.