Детская аудитория традиционно является приоритетной категорией музейного обслуживания.
Понятие «музейная педагогика» появилось в начале 80-х годов ХХ века и было заимствовано из немецкой терминологии.
Это понятие прочно вошло в нашу отечественную педагогическую практику, о чем свидетельствуют разнообразные музейно-образовательные программы для учащихся и разные виды школьных музеев.
Музейно-образовательные программы активно внедряются в школьную практику.
Главная их задача – развитие эмоционально-познавательной сферы учащихся, его творческой деятельности. Для этого необходимо создать условия.
Музейная педагогика, пришедшая в школу – большой помощник для учителя. Музей не ставит задачу только дать ответ на все вопросы, а совместно с детьми искать пути их решения.
Учитель оказывается вооруженным новыми эффективными методами образования и воспитания на основе включения предмета в учебно-воспитательный процесс.
Музейная педагогика значительно расширяет возможности учителя, в решении задач, связанных с историческим, культурологическим образованием. Она направлена на повышение внимания учащихся к окружающей действительности, помогает обнаружить вокруг себя реалии музейного значения, раритеты, ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии.
Все это делает жизнь детей более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, дает ему в руки новый инструмент для познания мира.
Работа этнографического зала музейного комплекса школы направлена на всестороннее изучение нашего края. Школьное краеведение – важный фактор нравственного, трудового, экологического, эстетического, физического воспитания. Оно способствует патриотическому воспитанию, расширяет кругозор.
Объектами изучения для школьного музейного комплекса являются природа, коренное население округа, население и его деятельность (освоение округа, например), историческое прошлое, искусство, культура.
Формы работы разнообразны: кружки, факультативы, общества, клубы, походы, встречи (например, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны),, вечера, конкурсы, олимпиады, подготовка временных краеведческих уголков.
Основной целью деятельности этнографического зала школьного музейного комплекса является: удовлетворение образовательных потребностей школы в области историко-культурного наследия, формирования у учащихся любви к Родине, родному округу.
Основные задачи зала: создание базы исторических данных о городе, округе, коренном населении ХМАО; совершенствование учебно-воспитательного процесса в школе при помощи музея; содействие развитию общественно-политической активности учащихся; овладение учащимися практическими навыками поисковой, научно-исследовательской работы; обеспечение полной сохранности коллекций музейных предметов.
Виды деятельности зала Этнографии: научно-исследовательская, научно-экспозиционная, научно-просветительская, научное комплектование фондов (учет и хранение).
Материалы музейного комплекса используется не только на уроках истории и во внеклассной работе, но и в изучении других предметов, таких как биология (тема: «Влияние природных условий на быт коренных народов Югры»), рисование (Тема: «Узоры и орнаменты ханты»), физкультура («Игры и состязания в традиционном физическом воспитании хантов и манси»), технологии для девушек по теме: «Моделирование платья на основе ночной сорочки с элементами национального кроя и отделки» или «Обработка рыбы коренных народов Севера», и юношей по теме: «Художественная обработка дерева народа ханты», географии – тема: «Географическое положение ХМАО» и т.п.
Из опыта работы.
Тема: Либеральные реформы 60-70-х гг. ХIXв. (8 класс).
В начале XIXв. В административно-территориальном делении и управлении Сибири произошли важные изменения. Некоторым изменением подверглась и организация самоуправления у нерусского населения. В основе ее был положен «Устав об управлении инородцев в Сибири».
Сибирские народы разделились по Уставу на 3 разряда:
Главной обязанностью всех местных органов власти оставался сбор ясака, составляющего здесь основной доход казны.
Контроль за деятельностью крестьянского самоуправления стали осуществлять специальные чиновники – крестьянские начальники.
Вопросы:
Тема: «Возникновение земледелия и скотоводства».
Природно-климатические условия таежного Приобья замедлили социально экономическое развитие обитавшего здесь населения по сравнению с его южными соседями. С древнейших времен и надолго для аборигенного населения Западной Сибири основой жизнедеятельности стало присваивающее хозяйство, ориентированное на охоту и рыболовство. В относительно ограниченном виде формировалось скотоводство, земледелие же почти не получило распространение.
Археологические материалы свидетельствуют, что с древних пор и до средневековья важными промысловыми животными были: олень, лось, бобр. Позднее – соболь, белка и дичь. По способам охота делилась на пассивную и активную. Пассивная – с помощью загородей и ловчих ям.
Древнейшим занятием народов Севера было рыболовство. На особенности ведения рыболовного промысла в этих местах наложили отпечаток 2 фактора: огромные разливы рек в низменных районах равнины после весенних паводков и продолжительные дожди, а также губительные для рыбы заморы, которые происходили обычно после ледостава. Один из видов рыболовной ловли – запорное рыболовство. Применялись и сетевые ловушки.
Кроме присваивающих отраслей экономики – охоты и рыболовства, древнее население тайги было знакомо с производящим хозяйством – разведением домашних животных. С конца 2 тыс. до н.э. они задействовали у скотоводов лесостепи коневодство. До сих пор не известно, когда был одомашнен северный олень.
Вопросы:
Тема: Новгородская республика.
Издавна пути в Сибирь для русских людей, помимо морского «хода» вдоль побережья ледового океана с волоком через полуостров Ямал, пролегал также по рекам Печоре и Каме и их протокам. Другой путь проходил еще по одному правому притоку Печоры – Щугору. Хорошо была известна в те времена еще одна сибирская дорога: от верховья Камы до Тобола реки.
Первое достоверное известие о знакомстве новгородцев с югорским племенами относится к концу XIв., о чем свидетельствует рассказ Гюряты Роговича о путешествие его отрока « в землю Югорскую».
Уже в следующем веке господин Великий Новгород пытается обложить югричей данью, забирая у них соболя и встречая при этом сопротивление с их стороны.
В результате походов в Югра номинально была присоединена к новгородским волостям, в числе которых она упоминается в грамотах XIIIв.. Югра нерегулярно выплачивала дань.
По мере своего возвышения Москва стала составлять серьезную конкуренцию Новгороду. В XIVв. Новгород утратил свои позиции на севере, но в период феодальной войны Московского княжества, новгородцы вновь предприняли попытку силой удержать Югорскую землю. Укрепившись в остроге, они начали совершать опустошительные рейды по окрестностям. Последний поход XVв. новгородцев в Сибирь оказался для них неудачным.
Вопросы:
Тема: Либеральные реформы 60-70-х гг. ХIXв. (8 класс).
В начале XIXв. В административно-территориальном делении и управлении Сибири произошли важные изменения. Некоторым изменением подверглась и организация самоуправления у нерусского населения. В основе ее был положен «Устав об управлении инородцев в Сибири». Сибирские народы разделились по Уставу на 3 разряда:
Главной обязанностью всех местных органов власти оставался сбор ясака, составляющего здесь основной доход казны.
Контроль за деятельностью крестьянского самоуправления стали осуществлять специальные чиновники – крестьянские начальники.
Вопросы: