Программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и программы по биологии для 6–9 классов авторского коллектива под руководством И.Н.Пономаревой.
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии со следующими документами.
Программа предусматривает реализацию учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в ОУ, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию в 2008/2009 учебном году (приказ Минобрнауки России от 13.12.07 № 349):
И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. - М.: Вентана-Граф, 2006.
В.М. Константинов, В.Г. Бабенко. Биология: Животные. 7 класс. - М.: Вентана-Граф, 2007.
А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. Биология: Человек. 8 класс. - М.: Вентана-Граф, 2004.
И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова. Основы общей биологии. 9 класс. - М.: Вентана-Граф, 2007.
Учебный процесс строится с использованием УМК под ред. И.Н. Пономаревой:
И.Н. Пономарева. Рабочая тетрадь. 6 класс. Часть 1, 2.- М.: Вентана-Граф, 2006.
С.В. Суматохин. Рабочая тетрадь. 7 класс. Часть 1, 2.- М.: Вентана-Граф, 2007.
Р.Д. Маш. Рабочая тетрадь. 8 класс. Часть 1, 2.- М.: Вентана-Граф, 2007.
Т.А. Козлова. Рабочая тетрадь. 9 класс. - М.: Вентана-Граф, 2009.
Актуальность разработки программы заключается в необходимости приведения содержания образования в соответствие с возрастными особенностями подросткового периода, когда ребенок устремлен к реальной практической деятельности, познанию мира, самопознанию и самоопределению. Программа ориентирована на деятельный аспект биологического образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребенка.
Усвоение программы рассчитано на 272 часа: 6 класс - 68 часов (2 часа в неделю), 7 класс – 68 часов (2 часа в неделю), 8 класс - 68 часа (2 часа в неделю), 9 класс - 68 часов (2 часа в неделю).
Цель программы – усвоение минимума содержания основных образовательных программ основного общего образования по биологии, достижение требований к уровню подготовки выпускников основной школы, предусмотренных федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования
Задачи программы.
Достижению целей и задач способствуют особенности программы по биологии в основной школе, разработанной авторским коллективом под ред. И.Н. Пономаревой:
Данная рабочая программа имеет ряд особенностей, связанных с условиями реализации. В 6классе объединяются темы ,,Условия прорастания семян,, и ,,Значение семян,,. В 7 классах за счет резервного времени увеличено количество часов в некоторых темах, богатых новыми терминами, понятиями. Резервное время используется для обобщения и повторения изученного материала. В 7 классе это темы: “Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии” (4+1), “Класс Птицы” (6+2), “Класс Млекопитающие, или Звери” (8+3). Тема ,,Развитие животного мира на Земле,, сокращенно с 4 до 3часов, т.к.материал рассматривается в старших классах.
В 9 классе за счет сокращения на 1 час темы ,,Онтогенез,,(5-1)/тематический контроль последнего урока объединён с последующим/,увеличено время на изучение темы ,,Основы учения о наследственности и изменчивости,,. Уменьшено время на изучение темы ,,Учение об эволюции,,(11-2),т.к. материал частично знаком учащимся по 6,7,8 классам. 2 часа распределяются на темы ,,Основы учения о наследственности и изменчивости,,(+1), ,,Заключение,,(+1). Тема ,,Основы учения о наследственности и изменчивости,,13 часов(11+2)/ увеличение часов связано с незнакомой для учеников темой; объёмным понятийным аппаратом; возникающими трудностями при оформлении и решении задач/; ,,Заключение,,2 часа(1+1), т.к. одного часане достаточно для обобщение, повторение, закрепление и контроль целого курса ,,Основы общей биологии,,
Увеличено время на подведение итогов за год во всех классах (6 кл - 2 ч; 7 кл – 2 ч; 8 кл - 2 ч; 9 кл - 2 ч). Во всех классах проводятся кратковременные (10-15 мин.) работы по обобщению знаний. В поурочном планировании они отмечены перед изучением последующей темы. В 6 классе их 3; в 7 классе - 3; в 9 классе - 3. Также предусмотрен более длительный тематический контроль (20-25 мин.). В 7 классе – 5 работ, в 8 классе - 7, в 9 классе - 1. Объёмным работам, насыщенным разноуровневыми заданиями отводиться 35-45 мин. В 6 классе таких работ 4; в 7 классе - 5; в 8 классе - 3; в 9 классе - 4. Они проводятся отдельным уроком и отображены в поурочном планировании.
Подводятся итоги выполнением годовых работ во всех классах.
Практическая часть предусматривает проведение лабораторных работ, практических работ, экскурсий.
Для реализации данной учебной программы используются следующие методы: словесные, наглядные, практические, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, частично-поисковые. Преобладающими методами контроля знаний и умений являются практические работы, семинары, разноуровневые контрольные работы, тестирование, зачеты.
Результатом усвоения программы станет достижение требований к уровню подготовки выпускников, предусмотренных стандартом. В результате изучения биологии ученик должен знать/понимать
признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
уметь
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; предупреждения травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); профилактики нарушения осанки, зрения, слуха; инфекционных и простудных заболеваний;
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
выращивания, размножения и ухода за культурными растениями и домашними животными;
проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА “БИОЛОГИЯ. 6 КЛАСС”
№ | Наименование раздела, темы | Количество часов | ||
всего | л/раб. | экскурс | ||
6 класс. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники | ||||
1 | Введение | 1 | ||
2 | Общее знакомство с растениями | 6 | 2 | 1 |
3 | Клеточное строение растений | 5 | 2 | |
4 | Органы цветковых растений | 17 | 8 | 1 |
5 | Основные процессы жизнедеятельности растений | 11 | 2 | |
6 | Основные отделы царства растений | 10 | 5 | |
7 | Историческое развитие многообразия растительного мира Земли | 4 | ||
8 | Царство Бактерии | 3 | 1 | |
9 | Царство Грибы. Лишайники | 3 | 1 | |
10 | Природные сообщества | 6 | 2 | |
11 | Заключение | 2 | ||
Итого | 68 | 21 | 4 | |
7 класс. Биология: Животные | ||||
1 | Введение | 1 | ||
2 | Общие сведения о мире животных | 2 | 1 | |
3 | Строение тела животных | 3 | ||
4 | Подцарство Простейшие, или Одноклеточные | 4 | 2 | |
5 | Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные | 2 | ||
6 | Типы: Плоские, Круглые, Кольчатые черви | 6 | 2 | |
7 | Тип Моллюски | 4 | 3 | 1 |
8 | Тип Членистоногие | 7 | 2 | |
9 | Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные | 1 | ||
10 | Подтип Черепные. Надкласс Рыбы | 5 | 2 | |
11 | Класс Земноводные, или Амфибии | 4 | 3 | |
12 | Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии | 5 | 1 | 1 |
13 | Класс Птицы | 8 | 3 | 1 |
14 | Класс Млекопитающие или Звери | 11 | 2 | 1 |
15 | Развитие животного мира на Земле | 3 | ||
16 | Заключение | 2 | ||
Итого | 68 | 20 | 5 | |
8 класс. Биология: Человек | ||||
1 | Введение | 1 | ||
2 | Организм человека: общий обзор | 5 | 2 | |
3 | Опорно- двигательная система | 8 | 2 | |
4 | Кровь. Кровообращение | 9 | 1 | |
5 | Дыхательная система | 5 | 2 | |
6 | Пищеварительная система | 6 | 2 | |
7 | Обмен веществ и энергии. Витамины | 3 | ||
8 | Мочевыделительная система | 2 | ||
9 | Кожа | 3 | ||
10 | Эндокринная система | 2 | ||
11 | Нервная система | 5 | ||
12 | Органы чувств. Анализаторы | 5 | ||
13 | Поведение и психика | 7 | ||
14 | Индивидуальное развитие организма | 5 | ||
15 | Заключение | 2 | ||
Итого | 68 | 9 | ||
9 класс. Основы общей биологии | ||||
1 | Введение в основы общей биологии | 3 | 1 | |
2 | Основы учения о клетке | 10 | 1 | |
3 | Размножение и индивидуальное развитие организмов( онтогенез) | 4 | 1 | |
4 | Основы учения о наследственности и изменчивости | 13 | 5 | |
5 | Основы селекции растений, животных и микроорганизмов | 5 | ||
6 | Происхождение жизни и развитие органического мира | 5 | 1 | |
7 | Учение об эволюции | 9 | 1 | |
8 | Происхождение человека (антропогенез) | 6 | ||
9 | Основы экологии | 11 | 1 | |
10 | Заключение | 2 | ||
Итого | 68 | 8 | 3 |
Программы (Приложение)