Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание МХК и ИЗО

Музыкально-театрализованная композиция Творческая увертюра П.И. Чайковского

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 522

Литвинова Татьяна Владимировна, учитель музыки

Действующие лица:

Отец – Илья Петрович

Мать – Александра Андреевна

Дети – Зинаида, Николай, Петр, Александра, Ипполит.

Ведущие, участники сцены “Ярмарка”.

Звучит музыка П. И. Чайковского “Вальс цветов” из балета “Щелкунчик”.

На фоне главной темы “Вальса цветов”.

Учитель: В нашем городе, в его старом историческом центре, на улице Чайковского, стоит дом с мезонином. Его не отличает особенный архитектурный замысел, над ним не трудились знаменитые зодчие - он самый обыкновенный, каких немало было в прежней России. В начале мая 1849 года в этом доме поселилась семья Ильи Петровича Чайковского, назначенного управляющим Алапаевским и Нижне-Невьянским заводами.

Фото презентация/слайд № 1 (И. П. Чайковский)

1 ведущий: В Алапаевске будущий композитор, Пётр Ильич Чайковский, прожил только год и три месяца, с мая 1849 года по июль 1850 года. Но девятилетний мальчик, очень впечатлительный и всё принимавший близко к сердцу, навсегда запомнил то счастливое время, запомнил всё до мелочей.

Дорога из Петербурга в Алапаевск была долгой. Железнодорожного сообщения на Урале тогда ещё не было, ехали на лошадях более двух недель. Это был целый конный поезд. В трёх каретах - семья Чайковских и багаж. Последнюю остановку сделали на Нейво-Шайтанском заводе и потом через деревню Тычкину прямиком к городу.

2 ведущий: Не только дети, но и взрослые с любопытством и волнением вглядывались в появлявшиеся вдали строения. С высокого правого берега путникам открылась панорама центральной площади, церковь и дом управляющего.

-Маменька, маменька,- восклицает кто-то из детей, вон он, дом, в большом саду!

Фото презентация/слайд №2 (дом Чайковских)

Листва на деревьях ещё не распустилась, сад был прозрачным, и дом, обращённый фасадом к площади, скоро стал хорошо виден: довольно большой, одноэтажный, с мезонином. Подъехав ближе, увидели, что дом имеет два крыла. Обогнув правое крыло, въехали в просторный двор, а навстречу путникам уже сбегал по ступеням крыльца Илья Петрович. Раздались радостные восклицания, началась весёлая суета.

Инсценировка

(Дети входят в дом, осматриваются).

Петя - Смотрите, смотрите, - здесь и рояль есть!

Поля – А где будет папин кабинет?

Зина - Да вот же он! Идите сюда… Видите, тут и письменный стол, и удобное кресло.

Сашенька - Сюда! Сюда! Смотрите, здесь выход на веранду и в сад! Папа - Дети! Дети! Зачем открыли дверь? В саду холодно, идите в дом!

(Дети, осматривая все вокруг, возвращаются в дом)

1 ведущий: Но ведь надо же всё увидеть! Сейчас на веранде, конечно. не очень уютно, а летом! Ах, как хорошо было летом в саду!

Исполнение песни “Мой садик”. Муз. П.И.Чайковского, стихи А. Плещеева.

Быстро летели дни, наполненные весёлыми хлопотами. Было сделано всё возможное для спокойной жизни всех членов семьи на новом месте. А семья была большая.

Фото презентация/слайд №3 (фото семьи Чайковских)

Отец – Илья Петрович, мать – Александра Андреевна. При переезде в Алапаевск у супругов Чайковских было пятеро детей – две дочери и три сына Старшая, Зинаида, двадцатилетняя девушка,- дочь Ильи Петровича от первого брака. Ей было всего два годика, когда скончалась её мать. Александра Андреевна, выйдя замуж за Илью Петровича Чайковского, воспитала девочку как родную дочь, не делая разницы между нею и другими детьми.

Старший сын Чайковских, Николай, в Алапаевске никогда не был, он учился в Петербурге, в Горном корпусе. Пётр в Алапаевск приехал девятилетним, Александре в это время было семь с половиной лет, а самому младшему, Ипполиту (дома его звали Полей), -шесть. Через год после приезда семьи в Алапаевск у Чайковских родились мальчики – близнецы Модест и Анатолий.

2 ведущий: Отец и мать Пети очень дорожили родственными связями. Когда через год с небольшим, Петю отвезли в Петербург учиться, он очень тосковал по семье. В своих письмах домой не забывал назвать каждого из живущих в доме, непременно всем посылал приветы и поцелуи.

Пётр Ильич помнил, как вечерами, после ужина (скорее всего, это бывало по субботам), вся семья собиралась в гостиной за круглым столом под большой лампой. Отец говорил о заводе, ему рассказывали, как прошёл день дома. Дети расспрашивали отца, что он помнит о своём обучении в Горном корпусе.

Инсценировка

Гостиная дома Чайковских. Вся семья, сидя за столом, слушает отца.

Отец: Многое изменилось, вероятно, - ведь прошло почти сорок лет. Корпус готовил инженеров, то есть специалистов горного дела, но не узких специалистов, а людей широко образованных, понимающих искусство, музыку, умеющих хорошо выражать свои мысли. Искусствами многие из нас занимались с большой охотой. Были у нас уроки игры на скрипке, виолончели, флейте, кларнете, на других инструментах - по выбору. Мне очень нравилась флейта.

Исполнение на флейте произведения П. И. Чайковского.

“Детский альбом”, “Сладкая греза”.

Отец: – К окончанию корпуса я неплохо играл на флейте. (Обращаясь к жене). Помнишь, Сашенька, наши домашние концерты в Воткинске?

Мама: - Да, мой друг, конечно помню. Там было несколько хороших музыкантов- любителей, целый ансамбль, и как хорошо, с каким увлечением вы играли! Жаль, что флейту ты теперь совсем забросил, здесь тебе не с кем играть.

1 ведущий: Петя хорошо запомнил эти Алапаевские вечера с интересными рассказами отца.Для Пети первые месяцы пребывания в Алапаевске оказались трудными.

Поначалу было интересно, как всегда бывает при устройстве на новом месте, но вскоре всё стало казаться чужим, Петя стал раздражительным, обидчивым, даже капризным (чего прежде не бывало), в нём обострилось чувство разлуки с братом и любимой гувернанткой Фанни Дюрбах, появилось тягостное ощущение одиночества. Родителей очень тревожила перемена в поведении Пети, но никто не мог понять, в чём была причина его плохого настроения. Скорее всего, это было следствием перенесённой недавно в Петербурге болезни, из-за которой его не оставили там вместе со старшим братом Николаем. Одновременно могли быть и другие причины, например, прекращение серьёзных занятий музыкой

2 ведущий: В Петербурге Петя брал уроки музыки у хорошего преподавателя, Филиппова, сделал большие успехи, а в Алапаевске не у кого было учиться.

В первые Алапаевские месяцы у детей всё ещё не было гувернантки поэтому занятия школьными предметами вела Зина, и хотя Петю, по совету врачей, старались как можно меньше загружать уроками, он, как считали родители, ленился. Да и сам Петя называл это ленью, и в одном из писем к Фанни Дюрбах даже раскаивался в лености.

Фото презентация/слайд №4 (фото Фанни Дюрбах).

На фоне музыки “Танец Феи Драже” из балета “Щелкунчик” на сцену выходит Петя. Он читает письмо.

Петя: - “Я вас прошу, дорогая мадемуазель Фанни, не сердитесь на меня. Я постараюсь в другой раз никогда не лениться, потому что я сознаю, что это плохое чувство, от которого я исправлюсь”.

1 ведущий: Но дело было, конечно, не в лености. Нужны были какие- то перемены в домашнем укладе.

Первым событием, внёсшим нечто новое в жизнь семьи Чайковских в Алапаевске, был приезд тёти Лизы- Елизаветы Андреевны Шоберт, с тремя дочками. Дети все очень подружились. Особенно Петя сдружился с Амалией, близкой ему по возрасту. Они вместе учили уроки, затевали разные игры и забавы. Петя уже не чувствовал одиночества, настроение его улучшилось, он снова стал весёлым и приветливым мальчиком, склонным к шутке и забавным играм.

2 ведущий: Дети придумывали себе разные игры, особенно отличался в этих выдумках Петя, настоящий заводила. Любимой из придуманных Петей игр была у них та, которую они называли “Жрецы”. Заключалась она в том, что дети устраивали в “пещерах” (то есть в бездействовавших летом зимних горках) “жреческие жертвоприношения”. Жрецами были дети постарше, а младшие доставляли жертвенные продукты: сырую морковь, горох, огурцы, репу и прочее. Конечно, большую часть всего этого играющие съедали сами.

Здесь же дети бальзамировали и погребали старую куклу. Всё равно она никуда не годилась с отбитым носом и сломанными руками. Через много лет эти впечатления Алапаевского детства оживут на страницах “Детского альбома” Петра Ильича.

Фото презентация/ слайд № 5 (“Детский альбом”).

Все двадцать четыре пьесы этого альбома, несомненно, связаны с воспоминаниями о детстве. Так, в “Детском альбоме” композитор воссоздал один из дней своего детства.

“Детский альбом”

Фото презентация/слайд №6(“Детский альбом”)

Исполнение пьесы из “Детского альбома” “Полька

1 ведущий: Но событием, особенно значительным для Пети, для его душевного состояния, для умственного и даже музыкального развития был приезд новой гувернантки Анастасии Петровны Петровой. Петя не сразу привык к новой наставнице его нервозность и так называемая леность проходили медленно, однако постепенно всё наладилось, и между наставницей и её учеником установилось взаимное доверие. Занятия пошли успешно. О содержании уроков мы узнаём из письма Пети к Фанни Дюрбах

На фоне музыки П. И. Чайковского “Танец Феи Драже” из балета “Щелкунчик” Петя выходит на сцену, читая письмо.

Петя - “Вы меня спрашиваете, чему я учусь. Я Вам перечислю науки, которым меня учит моя дорогая воспитательница: французская грамматика, русская и немецкая, география, всеобщая история, а также священная история и арифметика. Я перевожу, делаю разбор по-французски, по-русски и по-немецки и часто спрягаю. “Путешествие вокруг света” и “История Ермака”- моё чтение”.

2 ведущий: Ещё в Воткинске Фанни приучала Петю к книгам, и Анастасия Петровна поддержала этот интерес к чтению.

Приехав в Алапаевск, Анастасия Петровна с удивлением обнаружила у Чайковских довольно хорошую библиотеку с интересным подбором книг не только на русском, но также на французском и немецком языках.

Фото презентация/слайд №7 (Библиотека).

1 ведущий: Новая гувернантка (Анастасия Петровна Петрова) быстро освоилась, упорядочила режим дня детей, наладила спокойный режим их жизни, а главное - завоевала их доверие. Особенно важно это было для Пети. Анастасия Петровна, занимавшаяся в институте музыкой в течение семи лет, неплохо играла на фортепиано, могла понять музыкальные интересы мальчика, они оба охотно беседовали о музыке, часто играли в четыре руки. В минуты откровенности Петя поверял ей свои мечты, в которых только она могла почувствовать реальность. Однажды Петя сказал ей: “Я всё равно буду великим музыкантом!” И она запомнила эти слова.

Свою привязанность и душевную близость к молодой наставнице Петя выразил и в музыке: именно ей, Анастасии Петровой, посвятил он своё первое произведение, записанное нотами, и назвал его “Анастасия-вальс”.

Слушание музыкального произведения П. И. Чайковского “Анастасия-вальс”.

2 ведущий: Оглядываясь на далёкое прошлое, Пётр Ильич ясно понимал, что его музыкальное развитие в детстве, “вхождение” в мир музыки зависело не столько от уроков игры на рояле, сколько от той музыкальной питательной среды, в которой он рос. В семье Чайковских все любили музыку и все были в той или иной мере к ней причастны, - и родители, и дети. Пётр Ильич хорошо помнил и игру отца на флейте, и собиравшихся у отца в Воткинске друзей- музыкантов (любителей, как и он), игравших разные музыкальные ансамбли, и пение матери, и её игру на фортепиано.

Исполнение пьесы П. И. Чайковского из “Детского альбома”

“Старинная французская песенка”

2 ведущий: Но всё - и музицирование родителей, и собственные занятия Пети игрой на фортепиано, - всё это составляло замкнутый, домашний мир музыки. А какие музыкальные впечатления мог дать Пете внешний мир? Очень мало. Культурная жизнь Алапаевска была довольно бедной. Какими музыкальными впечатлениями могли развлечься жители города? Только народными песнями, хороводами по праздникам на площади, - это было то, что нравилось Пете.

1 ведущий: 8 ноября, в Михайлов день, на Соборной площади шумела Михайловская ярмарка. Небольшая, конечно, соответственно самому городу Алапаевску, но всё же там можно было увидеть, как молодёжь, одетая в русские традиционные наряды, водила хороводы, как одна группа поющих, сменяла другую.

На сцену выходит хор в нарядах с элементами русских костюмов.

В исполнении хора звучит хор из оперы Евгений Онегин “Уж как по мосту, мосточку”.

2 ведущий: Народная музыка жила в памяти Пети с самого его рождения.

Ему казалось, что он всегда знал эти песни, они просто жили вместе с ним.

Однажды февральским вечером отец сказал, обращаясь ко всем, сидящим за столом:

Инсценировка.

Отец обращается к жене и детям.

Отец – “Ну, дорогие мои, готовьте наряды, собирайтесь, укладывайтесь: дня через три поедем в Ирбит на ярмарку.

(У детей даже дух захватило от неожиданной радости).

Поля - Поедем на ярмарку!

Петя - Неужели это правда?

Отец Что, ребятки мои, небось хочется побывать на большой ярмарке? А разрешит ли маменька?

Хор детских голосов – Возьмите, возьмите нас!

Петя – Папаша, а музыка на ярмарке будет? Может, городской театр привезёт на ярмарку оперу?

Отец – Конечно, Петруша, конечно. Уж в оперу то мы с вами непременно сходим, может быть, не один раз. И оркестровую музыку послушаем.

Семья Чайковских уходит за кулисы (отправляется на ярмарку).

Вставка музыкального фрагмента “Колокольный звон”.

Фото презентация/слайд №8 (Ирбитская ярмарка)

1 ведущий: Ах, ярмарка, ярмарка! Сколько весёлого шума! Сколько народа понаехало! И чего здесь только не продают!

Инсценировка “Ярмарка”

1 потешник: Купчики-голубчики, готовьте свои рубчики!

2 потешник: Давай подходи и других подводи!

3 потешник: Начинаем, начинаем, нашу ярмарку открываем!,

2 ведущий:

На ярмарки съезжались и музыканты. Веселили душу русские хороводы, пела шарманка, вокруг лихого гармониста собирались любители поплясать.

Учащиеся исполняют русскую народную плясовую под музыку П.И.Чайковского “Камаринская”

Семья Чайковских на ярмарке. Рассматривают товар, торгуются с купцами.

1 ведущий: Петя надолго сохранил это чувство общности с народом, его жизнью, его весельем и воплотил его впоследствии в своей музыке.

Быстро пролетели весёлые ирбитские дни. Семья Чайковских возвратилась в Алапаевск, к своим обычным делам и занятиям.

У Чайковских в Алапаевске не было недостатка в добрых друзьях, а в праздничные дни у них бывало многолюдно и весело

2 ведущий: Петя вспоминал, как пышно отпраздновали день папиных именин в 1850 году. Из Екатеринбурга приехал оркестр - поскольку праздновалась круглая дата: Илье Петровичу исполнялось 55 лет. Бал был весёлым, как никогда.

На другой день всей большой компанией, хором и оркестром, отправились на пикник, к тому месту на берегу Нейвы, где были скалы, называвшиеся “Старик и Старуха”.

Фото презентация/ слайд №9 (скалы Старики).

1 ведущий: Скалы эти были с эхом. Для детей было приятнейшей забавой кричать, обращаясь к скалам.

Дети выбегают на сцену, играя в ляпки. Останавливаются и кричат хором, обращаясь к скалам:

Дети - “Старик и старуха,здоровы?

Отвечает эхо - “Здоровы!”

Дети - “Старик старуху любит?”

Отвечает эхо - “Любит!

Дети, догоняя друг друга, убегают за кулисы.

2 ведущий: Пикник, устроенный в тот раз Чайковскими, был особенно многолюдным и весёлым Среди этого общего веселья только Пете было немного грустно: он знал, что через несколько дней ему придётся покинуть Алапаевск.

1 ведущий: День расставания с Алапаевском неумолимо приближался. С глубокой грустью смотрел Петя на сборы в дорогу. Александра Андреевна готовилась отвезти сына в Петербург для определения его в Горный корпус, где уже учился старший брат Николай.

Ровно через год, в день именин отца, Петя написал из холодного Петербурга домой очень грустное письмо.

На фоне музыки П.И.Чайковского “Осенняя песнь. Октябрь” из альбома “Времена года” Петя выходит на сцену и читает письмо.

Петя - “Поздравляю Вас, мой ангел Папаша, с днём вашего Ангела. Мне весело, когда я вспоминаю прошлого году этот день: я помню, как на другой день мы ездили на гулянье Старик и Старуха, я помню палатку, я помню лодку, я помню хор мужиков, я помню оркестр екатеринбургский, я помню иллюминацию с вензелями, я помню танцы Спиринга и тёти Лизы… Я помню всех гостей, я помню милую сестрицу, я помню, наконец, бедного, улетавшего из гнезда… Петра Чайковского”.

Петя, прочитав письмо, уходит со сцены.

На фоне музыки П.И.Чайковского (симфония №6, I часть, главная тема) на сцену выходит ведущий – учитель.

Учитель: Алапаевск! Далёкий маленький уральский городок… Почему он так запомнился? Почему так тоскует о том алапаевском времени всемирно знаменитый компози

тор? Ведь и прожил то он там немногим более года. Почему же всё так врезалось в память, почему так дороги эти воспоминания? Вероятно, потому, что именно там кончалось детство,именно тогда понял он, что музыка и творчество – его истинное призвание. Там, в Алапаевске, Чайковский начал сочинять музыку, там он уверовал в то, что было высказано им в разговоре с наставницей Анастасией Петровой: “Я всё – таки буду великим композитором”.

Фото презентация/слайд №10 (портрет П.И.Чайковского)

Финал: на сцену выходят все участники музыкально-театрализованной композиции.

<Приложение 1>